Общие виды работ, выполняемых на воздушных судах

Рефераты по авиации и космонавтике » Общие виды работ, выполняемых на воздушных судах Скачать

 

1. ЗАПРАВКА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.

1.1.  Работы по заправке воздушных судов ГСМ и контроль их качества осуществляют в соответст­вии с требованиями инструкции по организации и обеспечению задр-авки самолетов  (вертолетов)  го­рюче-смазочными материалами в эксплуатационных предприятиях гражданской авиации и Инструкции по применению и контролю качества авиационных ГСМ и спецжидкостей в гражданской авиации дру­гих руководящих документов МГА. Ответственность за качество ГСМ и состояние средств заправки во­злагается  соответственно  на  службы  горюче-сма­зочных   материалов и спецтранспорта  авиапредприятий.

Руководители служб и исполнители обязаны обе­спечить заправку ВС только кондиционными и под­готовленными к использованию ГСМ пожарную безопасность при выполнении работ не допускать потерь топлива и масла при заправке и хранении.

1.2.  Служба ГСМ аэропорта в установленном по­рядке проводит лабораторные анализы горюче-смазочных материалов и оформляет на них предусмо­тренные паспорта. В аэропорты МВЛ и на времен­ные аэродромы где нет условий для выполнения лабораторного анализа топлива и масла поставля­ют с паспортами лабораторного анализа. Ежедневный аэродромный контроль качества топ­лива масла и спецжидкостей проверку средств за­правки осуществляют специалисты служб ГСМ. В аэропортах 5-го класса и неклассифицированных аэропортах где служба ГСМ не предусмотрена аэродромный контроль качества горюче-смазочных материалов и состояния средств заправки приказом руководителя авиапредприятия возлагают на под­готовленных для этого специалистов.

1.3.  Разрешение   на  заправку воздушных судов ГСМ дают должностные лица определенные насто­ящим Наставлением и Инструкцией по организации и  обеспечению  заправки   самолетов   (вертолетов) горюче-смазочными материалами в эксплуатацион­ных предприятиях гражданской авиации. Они и ра­ботники служб ГСМ и спецтранспорта непосредст­венно осуществляющие заправку судов ГСМ несут ответственность за техническую исправность запра­вочных средств качество ГСМ и пожарную безо­пасность работ по заправке.

1.4.  Заправку воздушных судов ГСМ производят с помощью централизованных заправочных систем спецмашин (ТЗ МЗ) и других заправочных средств которые располагают не ближе 5 м от крайних то­чек ВС. Раздаточные устройства этих средств дол­жны быть исправными и чистыми крышки фильт­ров и заливные горловины опломбированными в ус­тановленном порядке. Перед допуском к заправке ВС средства подлежат контрольному осмотру спе­циалистами службы ГСМ

1.5.  Потребное количество топлива на полет оп­ределяет дежурный штурман аэропорта и уточняет командир ВС. Решение о количестве заправляемого топлива они принимают с учетом остатка его в ба­ках судна. Замер остатка топлива производит борт­инженер (бортмеханик пилот) а в случае передачи судна в АТБ — и встречающий ВС авиатехник (де­журный по стоянке) в соответствии с Инструкцией по замеру остатков топлива на  воздушных судах после посадки и контролю количества заправляе­мого топлива.

Воздушные суда не запланированные в полет за­правляют топливом по прилету в количестве опре­деляемом для данного типа самолета (вертолета) руководителем авиапредприятия.

1.6.  Заправку ВС топливом и маслом осуществля­ет заправщик службы ГСМ и технический состав АТБ а при эксплуатации судна с временного аэро­дрома — авиатехник (авиамеханик).

В обязанности заправщика службы ГСМ входит:

—  предъявление авиатехнику (бортинженеру борт­механику) контрольного талона на ГСМ;

—  заземление заправочного средства и установка под его колеса упорных колодок подключение тро­са выравнивания электрического потенциала ТЗ и воздушного судна;

—  состыковка   наконечника   раздаточного   рукава с заправочным штуцером на ВС при закрытой за­правке   обеспечение    электрического     соединения штыря раздаточного крана (пистолета) с бортовым гнездом  у  горловины  бака  на  ВС  при  открытой заправке   (при отсутствии  гнезда   перед  началом заправки необходимо коснуться раздаточным кра­ном обшивки судна не ближе 1 5 м от горловины бака);

— открытие горловин топливных баков (заправоч­ных штуцеров);

— заправка баков топливом;

— отсоединение наконечника раздаточного рукава от бортового штуцера заправки и закрытие горло­вин штуцеров после заправки.

1.7. Заправку ВС топливом и маслом производят с разрешения авиатехника или бортинженера (борт­механика) если судно находится под ответствен­ностью экипажа. Перед заправкой авиатехник обязан:

—  слить отстой топлива из баков ВС и визуально проверить отсутствие в нем воды и механических примесей;

—  по контрольному талону проверить разрешение на заправку соответствие марки авиа ГСМ данному типу ВС содержание в топливе противообледени­тельной присадки дату и время проверки отстоя слитого из ТЗ наличие подписей должностных лиц службы ГСМ подтверждающих записи в контроль­ном талоне;

—  проверить отстой топлива слитый из ТЗ работ­ником службы ГСМ на отсутствие в нем воды и механических примесей;

—  заземлить ВС проверить заземление заправоч­ного средства (ТЗ) и подключение троса (провода) выравнивания электрического потенциала ВС и за­правочного средства;

—  проверить наличие средств пожаротушения на МС упорных колодок под колесами  опор  судна отсутствие      под  крылом   фюзеляжем   гондолами стремянок и других крупногабаритных предметов. Если ВС находится под ответственностью экипажа отстой топлива слитого из  баков судна и ТЗ а также контрольный талон на топливо предъявля­ют бортинженеру (бортмеханику) воздушного судна. При положительных результатах проверки готов­ности к заправке авиатехник (бортинженер борт­механик если ВС принято экипажем) дает разре­шение на заправку указывая режим заправки и распределение топлива по бакам (группам) одно­временно обеспечивая включение автоматики цент­рализованной заправки на ВС проверку количе­ства дозаправляемого топлива и распределение его по бакам (группам) топливной системы. Выполнение работ и контроль за закрытием гор­ловин топливных баков (штуцеров) и люков под­хода к ним осуществляют в соответствии с требо­ваниями РЛЭ и регламента технического обслу­живания.

После заправки топливом авиатехник производит слив отстоя из точек предусмотренных для данно­го типа ВС и визуально проверяет отстой на от­сутствие воды и примесей. Отстой топлива после его проверки сливают в предназначенные для этого емкости располагаемые поблизости от стоянок воз­душных судов.

При обнаружении в отстое механических примесей воды или кристаллов льда авиатехник (бортинже­нер бортмеханик) докладывает начальнику (инже­неру) смены который совместно с представителем службы ГСМ принимает меры по выявлению при­чин их появления и по удалению примесей и воды вплоть до полной замены топлива в баках ВС. Перед вылетом бортинженер (бортмеханик пилот) обязан проверить количество заправленного топ­лива.

Требование на фактически заправленное в ВС ко­личество топлива выписывает бортинженер (борт­механик пилот) инженер смены (авиатехник). Ко­пию требования на ГСМ с указанием номера конт­рольного талона прикладывают к заданию на по-

лет. Требование на топливо необходимое для ТО выписывает начальник   (инженер)  смены. После заправки топливом авиатехник ответствен­ный за выпуск ВС в полет записывает в бортовом журнале и карте-наряде данные о фактическом ос­татке топлива после полета количестве заправлен­ного топлива и о его суммарном количестве в ба­ках. Если после этого производилась дозаправка то записывается количество дозаправленного топли­ва и суммарное количество после дозаправки.

1.8. В случаях когда на заправку поданы ГСМ несоответствующие данному типу ВС при провер­ке  выявлена     их   некондиционность    неправильно оформлен контрольный талон или средства заправ­ки не удовлетворяют предъявляемым  к ним  тре­бованиям заправка воздушного судна запрещается. Об этом   авиатехник докладывает инженеру   (на­чальнику) смены. Бортинженер (бортмеханик) ког­да  ВС находится под ответственностью экипажа докладывает об этом диспетчеру ПДСП для при­нятия оперативных мер по своевременному обеспе­чению заправки.

1.9.  Выполнение работ при  полном   (частичном) сливе топлива   (масла)   из  баков  ВС возлагается на работников АТБ   (членов экипажа)   и службы ГСМ. При этом специалисты АТБ  (экипажа) обя­заны установить очередность слива управлять ап­паратурой  топливной   (масляной)   системы   уста­новленной на ВС принимать меры по предупреж­дению деформации баков. Слив осуществляют ра­ботники службы ГСМ.

1.10.  Открытая заправка ВС топливом при дож­де и сильном ветре с пылью во время грозы (при разрядах атмосферного электричества) и закрытая заправка при грозовых разрядах запрещается.

1.11. При заправке ВС топливом   (сливе топли­ва) запрещается.

—  подключать и отключать от ВС источники элек­троэнергии использовать электроинструменты ко­торые  могут стать источниками  искры  или  элек­тродуги располагать провода соединяющие судно с источником электроэнергии на  путях подъезда (отъезда)   средств   наземного   обслуживания;

—  начинать заправку (слив топлива) при разлитом топливе на стоянке когда топливом облито ВС или средство заправки при обнаружении паров топли­ва внутри воздушного судна;

—  подогревать двигатели изделия и системы воз­дух в кабине экипажа и пассажирских салонах;

—  пользоваться    открытым  огнем   неисправными электрическими лампами  (фонарями) для контро­ля работ при заправке (сливе);

—  располагать   двигатель   заправочного   средства (ТЗ агрегата) под крылом заправляемого воздуш­ного судна;

—  проезжать или останавливаться под крылом ВС любым видам транспорта;

—  начинать  заправку   если   нет свободного   пути отхода (отвода) заправочного средства от ВС и при наличии сильного перегрева  тормозных устройств колес.

1.12. При нарушении герметичности заправочных рукавов и штуцеров обливе ВС или заправочного средства (ТЗ автоцистерны агрегата ЦЗС филь­трозаправочного агрегата и других средств) топли­вом разливе топлива на землю (искусственное по­крытие) а также при обнаружении паров топлива внутри судна или при какой-либо другой опасно­сти заправка воздушного судна топливом или слив топлива из его баков должны быть немедленно прекращены и приняты эффективные меры пожарной безопасности. Должностные лица ответствен­ные за ВС техническое состояние средств заправ­ки и непосредственно осуществляющие заправку (слив) обязаны:

—  прекратить подачу (слив) топлива;

—  отключить электропитание ВС;

—  отсоединить заправочные  (сливные)   рукава от воздушного судна;

—  вызвать на место пожарно-спасательный расчет аэропорта а на временном аэродроме (оперативной точке)—пожарно-сторожевую охрану совхоза кол­хоза или пожарную часть ближайшего населенного пункта (предприятия);

—  удалить ТЗ автоцистерны и другие передвиж­ные средства от ВС на расстояние не менее 75 м;

—  удалить пролитое топливо с поверхностей и из полостей внутри воздушного судна;

—  отбуксировать ВС со стоянки   предварительно покрыв разлившееся на ней топливо огнетушащей пеной;

—  убрать топливо со стоянки с искусственным по­крытием при помощи опилок песка ветоши;

—  не устанавливать  ВС  на  стоянке  без  искусст­венного покрытия на которой было разлито топли­во до полного испарения его из почвы. Начальники АТБ служб  ГСМ и  спецтранспорта директор завода обязаны установить причины раз­лива топлива принять меры по их устранению и повышению пожарной безопасности.

1.13. Ответственность за выполнение правил хра­нения ГСМ в баках и системах ВС (своевременный слив и проверка отстоя предупреждение попадания в баки воды и механических примесей) находящих-ся в АТБ учет и рациональное применение топлив и масел при ТО воздушных судов временное хра-нение  сливаемого  отстоя  топлива  возлагается  на АТБ.

 

2. ЗАПРАВКА СПЕЦЖИДКОСТЯМИ ВОДОЙ И ЗАРЯДКА ГАЗАМИ.

2.1.  Заправку   (зарядку)   спецжидкостями   водой и газами используемыми в качестве рабочих тел в системах ВС до потребного объема  (массы) дав­ления производят в соответствии с РО и руковод­ством по летной эксплуатации ВС данного типа.

2.2.  На спецжидкости дистиллированную воду и газы подаваемые к ВС для заправки   (зарядки) соответствующие службы  авиапредприятия    пред­ставляют паспорт (контрольный талон выписку из паспорта) с записью о проведенном контроле и со­ответствии их государственным стандартам (техни­ческим условиям на поставку) если это предусмо­трено документом МГА. Одновременно представля­ются и формуляры на средства заправки в которых указывается дата заполнения средства жидкостью (газом)   и  контрольного  осмотра  средства.   Спец­жидкости и газы доставленные без паспорта (кон­трольного талона) а средства заправки — неисп­равные и без формуляра емкости — без надписей наименования жидкости (газа) которые в них на­ходятся окрашенные не в стандартный цвет и без маркировки применять запрещается.

Зарядку газов из сосудов с высоким давлением в сосуды и системы с пониженным давлением произ­водят с применением зарядного устройства для данного типа ВС. При работе с ядовитыми жидко­стями и газами принимают меры предосторожности.

2.3. Ответственность за пожарную безопасность при заправке спецжидкостями и зарядке ВС газа­ми возлагается на должностных лиц организующих  и  выполняющих  работы    по  заправке   (за­рядке).

 

3. КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА В  ПАССАЖИРСКИХ  САЛОНАХ  И  КАБИНЕ ЭКИПАЖА.

3.1.  Температура наружного воздуха при которой производится  обогрев    охлаждение  и   вентиляция пассажирских салонов для создания  комфортных условий пассажирам определяется РЛЭ а обогрев кабины экипажа в целях обеспечения работы рас­положенных в ней приборов — РЭ  (технологиче­скими  указаниями   по   выполнению   регламентных работ) данного типа воздушного судна.

3.2.  Подогрев и охлаждение воздуха в пассажир­ских салонах и кабине экипажа на земле проводят с помощью аэродромных кондиционеров   а при их отсутствии  —  бортовой системы  кондиционирова­ния.    Для подогрева    воздуха    используют также аэродромные подогреватели предусмотренные экс­плуатационной документацией.

3.3.  Управление  бортовой  системой  кондициони­рования воздуха и контроль за температурой воз­духа  в пассажирских салонах и  кабине экипажа Осуществляет   бортинженер   (бортмеханик    пилот) или авиатехник допущенный к эксплуатации этой системы к запуску и эксплуатации вспомогатель­ной силовой установки.

3.4.  Техническое состояние аэродромных и борто­вых средств подогрева и охлаждения должно ис­ключать попадание в пассажирские салоны и каби­ну  экипажа  пыли    копоти   механических  частиц выхлопных и других вредных газов. Ответственность за техническое состояние и пожар­ную безопасность применения кондиционеров и по­догревателей возлагается на руководителей подразделений служб авиапредприятия работников не­посредственно обслуживающих и применяющих эти средства.

4. ПОДОГРЕВ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ И СИСТЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ.

4.1.  Подогрев двигателей и систем (изделий) при подготовке ВС к вылету проводят при температу­рах воздуха предусмотренных РЭ (технологически­ми указаниями)   данного типа  воздушного  судна. Ответственность за организацию работ по подогре­ву  и обеспечению  пожарной   безопасности  возла­гается на начальника (инженера) смены участка.

4.2.  Работы по  подогреву двигателей    и  систем ВС выполняет авиатехник (авиамеханик). Он обя­зан безотлучно находиться около ВС контролиро­вать работу средств подогрева температуру возду­ха на выходе из подогревателя состояние подогре­ваемых  двигателей    изделий   и   чехлов    которыми они укрыты. На него возлагается ответственность за выполнение требований пожарной безопасности. При подогреве двигателей и систем ВС с помощью подвижных средств ответственность за техническое состояние контроль работы и выполнение требова­ний пожарной безопасности при использовании по­догревателя  (кондиционера)  возлагается на води­теля спецмашины.

4.3.  При подогреве двигателей и систем  ВС за­прещается:

—  применять неисправные и  не предусмотренные ЭД средства подогрева;

—  производить  подогрев   без  наличия   исправных средств пожаротушения;

—  устанавливать подогреватели на расстоянии ме­нее   длины   стандартных   рукавов   подогревателя ближе 3 м от крайних точек воздушного судна;

—  оставлять подогреватель без присмотра ответст­венного за его эксплуатацию специалиста;

—  использовать бензин в качестве основного топ­лива для подогревателя;

—  заправлять ВС и работающие подогреватели то­пливом;

—  заправлять неработающий подогреватель топли­вом   запускать  и  использовать  его  для  обогрева без применения   предусмотренного   заземляющего устройства;

—  отогревать изделия и системы ВС открытым ог­нем;

—  запускать на данном ВС двигатели;

—  применять напорные рукава подогревателя с ме­ханическими  повреждениями  и загрязнениями  го­рюче-смазочными материалами;

—  допускать повышение температуры воздуха  на выходе  из   подогревателя   или  его   рукавов  выше предусмотренной эксплуатационной документацией. Специалисты АТБ выполняющие работы по подо­греву двигателей и систем ВС обязаны с особой тщательностью выполнять меры пожарной безопа­сности при использовании подогревателей.

5. УДАЛЕНИЕ СНЕГА И ЛЬДА С ПОВЕРХНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ.

5.1. При нахождении ВС на земле ИТС обязан принимать меры по предупреждению обледенения и попадания снега во внутренние полости планера двигателей воздушно-масляного радиатора изде­лий АиРЭО путем своевременного зачехления по­крытия поверхностей спецжидкостями установки заглушек и других приспособлений предусмотрен­ных эксплуатационной документацией.

5.2.  Удаление льда с поверхностей ВС из возду-хозаборных устройств производят после удаления с них снега. Для удаления льда применяют теплую воду подогретые противообледенительные  жидко­сти тепловые     обдувочные     машины аэродром­ные    подогреватели.    Лед с поверхности      полот­няной   и  другой   мягкой   обшивки  удаляют с  по­мощью теплого воздуха или воды. При выполне­нии работ по удалению льда руководствуются тех­нологией предусмотренной ЭД. Тепловые обдувоч­ные машины располагают не ближе 3 5 м от край­них точек воздушного судна.

5.3.  При удалении льда теплой водой и противо-обледенительной жидкостью необходимо исключить возможность попадания воды в механизмы и  по­лости где замерзание ее может привести к отказу в работе систем ВС. В целях предупреждения пов­торного образования льда поверхность ВС опрыс­кивают     противообледенительной   жидкостью   или обдувают теплым воздухом. Им же продувают ще­левые зазоры рулей элеронов триммеров детали механизации крыла узлов  шасси  и других меха­низмов. После выполнения этих работ проверяют отклонения в крайние положения рулей элеронов триммеров.

Температура воды воздуха и жидкости применяе­мых для удаления льда и инея «не должна превы­шать установленной ЭД особенно для деталей со­товой конструкции.

Страницы: 1 2