Реферат: Общая характеристика биологии в додарвиновский период - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Рефераты по биологии » Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Реферат на тему:

“Общая характеристика биологии в додарвиновский период”


Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Развитие ботаники и зоологии. Господство в науке представлений о неизменности природы и «изначальной целесообразности». Труды К. Линнея по систематике. Зарождение эволюционных идей. Учение Ж.-Б. Ламарка об эволюции органического мира. Первые русские эволюционисты.

Общие указания

Вэтомразделекурсаследуетобратитьвнимание пато, чтоэволюционноеучениепоявилосьлишьсвозникновениемвфилософииматериалистическогомировоззрения. Господствовавшеедотогоидеалистическоемировоззрениепровозглашало творцомвсейприродыБога. Асогласноматериалистическомууче­ниюпервоначальновозникланеживая, азатемживаяприродаи иходееедлительногоразвитияпоявилисьвысокоразвитыесущества. Ихниктонесоздавал, они—следствиеэволюционныхпреобразованийживойматерии, вершинойкоторыхсталчеловек. Рассматриваяприродусидеалистическихпозиций, ученыесчиталиееразинавсегдасозданнойБогом, неизменной, отвечающей целисвоегосуществования, т. о. целесообразной. Такоенаправлениевнаукеназываетсяметафизическим. ИзпредставителейданногонаправленияследуетотмститьК. Линнея (XVIIIв.), наиболеепрогрессивногоученого, работыкоторого—«Система природы»и«Философияботаники»—нетолькосыгралиогром­нуюрольдлясвоеговремени, ноипослужилифундаментомдля новыхисследованийживойприроды.

Снакоплениемнаучнойинформациименяютсявзглядывфилософии - формируетсяматериалистическоеучение; вбиологии появляютсяпервыепредставленияобэволюции, содержавшиесяужевпозднихработахК. Линнея, азатемэволюционноеучениеЖ.-Б. Ламарка .

ВкладвнаукуК. Линнея (1707-1778)

- Открыл около 1,5 тыс.видов растений.

- Описал около 10 тыс.видов растений и около 4,5 тыс.видов животных.

- Разработад короткие и четкие определения каждой группы организиов, что значительно облегчало их описание. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни.

-Ввел удобную бинарную номенклатуру вместо употребляющихся ранее громоздских полиноминальных (т.е. состоящих из многих слоев) названий:эта номенклатура упоьребляется и в наше время.

-Разработал принципы построения классификаций живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени.

-Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основании морфологического сходства.

Взгляд К . Линнея на понятие о виде

К. Линнеисчиталвидреальнойиэлементарнойединицейживойприроды. Онуточнил самопонятиевида, привлекая дляегоне только морфологический, но и физиологический критерий (скрещиваемостьмеждупредставителямиодноговида и нескрещинаемость ихс представителями других видов.). ПосколькуЛиниейбыл креационистомиметафизиком, тоон считал, чтовидынеизменяются,иихсуществуетстолько, сколькоразныхформбыло ссамогоначаласозданоТворцом. Однакокконцусвоейжизни Линнейуженебылтакимрешительнымсторонникомнеизменностивидов.

Принципы систематики

Вкачестиеоспоиыклассификации Линнейпринялкатегориювида. Сходныевидыобъединяют,ел вроды, роды—вотряды, отрядывклассы, которыеявлялись кысшейкатегорией. Такимобразом, восновуклассификациибыл положенпринципиерархичности (т. е. еоподчипешшети) таксонов. Сразвитиемнаукив .чтусистемубылвведенрядкатегорий: семейство, подклассидр., авысшимтаксономсталтип. Нопринципысистематики, заложенныеЛиннеем, осталисьнеизменнымидонашихдней. Приклассификацииорганизмовученыйучитывалневеськомплекспризнаков, алишьнебольшоеих число. ПоатомуклассификацияЛиннея, несмотрянато,чтобыла научной, оказаласьискусственной. СамЛшшейосознавалискусственностьсвоейсистемыприродыиуказывалнанеобходимость разработкиестественной. Опписал: «Искусственнаясистемаслужиттолькодотехпор, поканесозданаестественная».

Систематика животных

Всеживотные; подразделялисьЛиннеем наследующиешестьклассовпопризнакустроениядыхательнойи кровеноснойсистем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, звери.

Систематика растений

Всерастенияподразделялисьна 24 класса: 23 классаявнобрачных (цветковых) и 1 класстайнобрачных (юлосемешп.тхиспоровых). Средияшшбрачпыхпервые 12 классоввыделялисьтолькопочислутычинок, к 13-муотносились растения, имевшиеболеедвенадцатитычинок, априотнесении (метенийк 14 23 классамучитывалосьещеистроениеандроцея однобратственный, двубратственный, двусильный, четырех-пяти и т.д.) И приведенныхпримеромвидно, чтосогласноэтойсистемеводин класспопадаютрастении, имеющие: малообщегомеждусобой, ародстиенпыедругдругупредставителиодногосемействазлаковых (душистыйколосок, рисибамбук) оказалисьразбросанныминоразнымклассам. Однакобылобынесправедливонеотметить, чтиприотнесениирастенийк 14-23 классамтакой.) разнобояужененаблюдается. Этообъясняетсятем, чтоиэтомслучаеучитывалсяужеитипгинецея, которыйобъективноотражает эволюционноеродспюрастений. Так, относящийсяк 23-муклассу растениясемействмолочайныеисумаховыеяштяютсяродственными. Ониимеютмелкиеневзрачныецветки, собранныенкомпактныесоцветия, вкоторыхвстречаютсякакобоеполые, таки тычиночныеипестичныецветки (полигамные).

Вклад в науку Ж .- Б . Ламарка (1744-1829)

- Ввелтермины«биология» (1802), «зоологиябеспозвоночных» (1794) иопределилихсодержание.

· Заложилосновысистематикибеспозвоночных.

· Проводилобширныеисследованиявобластиботаники, зоологии, систематики, палеонтологии, гидрогеологии, минералогии, метеорологии, психологии.

· Разработалосновныепринципыклассификациирастенийи животныхввидеродословногодреваотпростейшихдочеловека.

· Создалпервуюанолюционнуютеорию. Егоглавныйнаучный труд—двухтомная«Философиязоологии» (1809) —наиболее крупное 'теоретическоеобобщениевбиологииначалаXIXв., вкоторомсматериалистическихпозицийобосновываетсяидея постепенногоразвитиявовремениживойприродыподдействиеместественныхпричиниразрабатываютсяосновыестественной системыживотных.

ЭволюционнаятеорияЛамаркаможетбытьразделенанадвечасти: учениеоградацииорганизмовиучениеобизменчивости. Учениеоградацииорганов. Ламарксчитал, чтовсеживотные формы—растенияиживотные - являютсяподлиннымипроизведениямиприроды, т.е. несуществовалиизначально, авозникли Вопределенноевремя. Первыеорганизмыпроизошли (ипроисходятныне) путемсамозарожденияизтелнеорганическойприроды. Развитиеприродыначалосьивсегданачинаетсясобразования иростешггихживыхтел; егоход—отпростогоксложному. Поэтомуклассификацияоргаппзмоннеможетбытьпроизвольной, она должнаотражатьдействительныйпорядокприроды, т. е. отображатьпроцессразвитияотнизшихформквысшим. Этотпроцесс повышенияорганизацииноситступенчатыйхарактер, т.с. образует«лестницусуществ». Последовательныеступениусложнения организацииорганизмовЛамаркназвалградациями. ВсемногообразиеживотныхЛамаркподразделилна 14 классов, которыераспределилпо 0 градациям. Привыделенииградаций пиучитываланатомо-физиологическиеособенностиосновных системорганизма (главнымобразомнервнойикровеносной). Ламарксчиталтакже, чтоподобнаяступенчатостьимеетместо иврастительноммире.

Лестница существ по Ж . Б . Ламарку

14.Млекопитающие

13.Птицы

12.Рептилии

11.Рыбы

10.Моллюски

9.Усоногие

8.Кольчецы

7.Ракообразные

6.Паукообразные

5.Насекомые

4.Черви

3.Лучистые

2.Полипы

1.Инфузории

Ламаркпредложилболеесовершенную, чемЛинней, классификациюживотных. Вместодвухлиннеевскихклассов—червии насекомыеЛамаркпредложил 10 самостоятельныхклассов, мложив, такимобразом, оснонысистематикибеспозвоночных. ИотличиеотсистемыЛиннеяЛамаркразместилвесклассыжи-интныхввосходящемпорядке.

Суть ученияобизменчивостиотражаютдвазакона, сформулированныеЛамарком.

I закон- "Постоянноеупотреблениеорганаведеткегоусиленно­муразвитию, анеупотреблениекослаблениюиисчезновению".

IIзакон- "Поддействиемпостоянныхупражненийилинеупражненийорганыизменяются, ивозникшиеизменениянаследуются".

Такимобразом, главнымифакторамиизменчивостиЛамарк считал влияние внешней средыиупражнениеилинеупражнение органов. При этом изменениясредыприводят, поЛамарку, к адекватным измененияморганизма, которыезатемнаследуются. Причиной прогрессивных измененийЛамаркидеалистически считал врожденноевнутреннеестремление организмов к совершенствованию.Изменчивость представлялась .Ламаркуничемнеограниченной, постояннои непрерывно размывающейгр аницывида. Поэтому онотрицал существованиявидоввприроде.

Ламарк о происхождении человека

Положенияобэволюции органическогомнра Ламаркраспространилинаобъяснение происхождении человека отвысших "четверорукихобезьян". Омрассматривал человека какчистьприроды, покизалегоанатомо-физиологическоесходствосживотнымииотметил, что развитиечеловека подчиняетсятемжезаконам, чтоиразвитие всехдругихживыхсуществ.

Значение эволюционной теории Ламарка

1)Первая эволюционная теорияобисторическомраз-питииорганическогомираотпростейшихформдочеловека.

2)Ламаркподробнопроанализировалпредпосылкиэволюции (изменчивость, наследственность), главныенаправленияэволюции (усложнениеорганизации, т. е. градацииклассовимногообразиеформвнутриклассавследствиеизменчивости).

3)Теорияпоказала: изменчивостьорганизмовимеетестествен­ныепричини.

4)Этатеорияпозволила разработатьпервуюгенеалогическуюклассификацию животных, т.е.классификацию, построеннуюна принципахродственности организмов, анетолькоихсходстиа. Однакоэтатеориянесмогладатьматериалистическогообъясненияпричинэволюции. (Эту проблемурешилЧ. Дарвин, разработавтеориюестественногоотбора.)

Первые русские эволюционисты

ЛомоносовМ. К. выдающийсярусскийученый-энциклопедист, поэт, мыслитель, основоположникотечественногоматериалистическогоестествознания. Положилначало русскойнаучно-техническомтерминологии, обосновалположенияоматериальностимираиегоразвитии. Развивалисторическийвзглядпаприроду, утверждал, чтоземнаякора иееслои - результатсложныхестественныхпроцессов), происходящихна протяжениидлительноговремени.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

РадищевА. Н. - русскийфилософ-демократ. Развивалматериалистическиеидеиоединствеиразвитиимира, взаимосвязиявленийприроды, ихпричиннойобусловленности. Веспредметынеорганическойиживойприродыонсвязывал водноцелое, рассматривалихвразвитиииразместилввидевосходящегоряда—отминераловдорастений, животныхичеловека. Считалмозгматериальныморганоммышленияистарался решитьпроблемумышления. Близкоподошелкпониманиироливнешнейсредывизменчивостиорганизмов.

ПалласII. С. (1741 - 1811) —высказалгипотезуопроисхождениивидовотобщихродопачальныхформ, выдвинулидеюклассификацииорганизмовпотипуветвящегосядрева, связывалископаемыеформыснынеживущими.

КаверзневА. А. (1748—?) —разрабатывалпроблемуразвития животных («Оперерожденииживотных», 1775). Паосновании изучениядомашнихидикихживотныхсделалвывод, чтоорганизмывсегдасвязанысособенностямиземнойповерхности. Обосновалположениеобизменчивостиживотныхподвлияниемнищи, климатическихфакторов, одомашнивании, скрещивания. Многообразие, животногомираиегоразвитиепыталсяобъяснить тем, чтоиндивидуальныеизменения, возникшиевследствиеестественныхпричин, усиливаютсяотпоколениякпоколениюи приводяткобразованиюновыхформживотных.

ДядьковекийИ. Е. (1784.-1841) - обосновалположениеомате­риальностимира, единствеприродыиееразвитии, обизменчивостивидовподвлияниемусловийихжизни.ДвигубскштИ. А. (1771 - 1839) - развивалидеиопостепенной изменяемостиземнойповерхностиинаселяющихеесуществ подвлияниеместественныхпричин.

ТаушерМ. - наоснованииматериалов, собранныхвовремя экспедицийпаюго-востокРоссии, опубликовалработыопоследовательностиразвитияотдельныхгруппорганизмовионепрерывномпоявленииновыхорганизмовблагодарязакономерно действующимсиламприроды. Паосновеисторическогометода иидеи (Iпоступательномпрогрессивномразвитиионпытался создатьестественнуюклассификациюорганизмов.

КайдаповМ. К. (177 - 1855) —анализировалэтапостьразвитияприродыотпримитивныхформквысокоорганизованным.

МаксимовичМ. А. (1804- 1873) —отстаивалмысльопрогрессивномразвитиикакуниверсальномзаконеприроды, оширокойизменчивостивидовподвлияниемвнешнихусловийидругих причин.

Утверждал, чтовприроденебываетдвухабсолютно одинаковыхособей; ониотличаютсятембольше, чембольшеотличаютсяусловияихсуществования. Считал, чтодлительные влиянияобусловливаютболеестойкиеизменения, которыезатемнаследуются, вследствиечеговозникаетновыйвид. ГоряниновП. Ф. (1796-1865) —обосновываетидеюединства природыиееразвитияотпервичногоэфирадочеловека. ВольфК. Ф. (1733-1794), ПандерX. И. (1794-1865), БэрК. М. (1792-1876) —заложилиосновыэмбриологии. Результатыихисследованийдалибогатыйматериалдляобоснованияидеиобщностиживотногомираиегоразвития. РульеК. Ф. (1814-1858). Еготрудыположилиначалоразвитию экологиииэволюционнойпалеонтологии. ВпротивовесупрощеннымвзглядамнаизменчивостьвидовРульевыдвинулположениеотом, чтохарактеризмененийживотныхобусловлендвумяпричинами: особенностямисамогоорганизмаивнешними причинами. Показал, чтоизменчивость—необходимоеусловие дляформированияприспособленийкновымусловиям. Проанализировалзначениедляэволюциидругогофактора—наследст­венности, котораявырабатываетсяисторическиинесетнасебе отпечатоквлияниясредывпредыдущихпоколениях. Втрудах Рульеестьуказаниянато, чтоорганизмы, которыенеспособны изменяться, приспосабливаться, гибнут.

Основные положения учения Рулье об эволюции :

1.Постепенностьобразованиявсегосуществующего; последующееявляетсяразвитиемпредыдущегосдобавлениемнового,

2.Усложнениеорганизациивпроцессеэволюции.

3.Многообразиевидоврастенийиживотныхнарастает