Взяточничество

Кубанская Государственная Медицинская Академия


кафедра уголовного права

Научный руководитель

Профессор Ткаченко В. И.

Курсовая работа

на тему:

“В З Я Т О Ч Н И Ч Е С Т В О”

студента 2-й гр. 1-го курса

стоматологического ф-та Голодного Д.А.

Краснодар 1999 г.

Содержание:

Раздел 1

Понятие взяточничества

Получение взятки

Раздел 2

Родовой объект преступления

Раздел 3

Объективная сторона преступления

Раздел 4

Субъективная сторона преступления

Раздел 5

Субъект преступления

Раздел 6

Квалифицированные виды получения взятки

Раздел 7

Особо квалифицированные виды получения взятки

Раздел 8

Понятие преступления дачи взятки

Раздел 1

Взяточничество - собирательный термин охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть само по себе вне связи с другим преступлением. Следовательно они находятся относительно друг друга в положении при котором отсутствие дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этой взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более опасное деяние которое относится в соответствии с п.5 ст. 15 УК РФ к категории особо тяжких преступлений. Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем что она резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления должностными лицами своих служебных полномочий и нарушает интересы государственной службы.

Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления которое подтачивает основы государственной власти и управления дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения затрагивает законные права и интересы граждан. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 г “О судебной практике по делам о взяточничестве” имеющем действие на сегодняшний день отметил что “в обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений взяточничество подрывает их авторитет дискредитирует органы власти ведет к нарушениям принципа социальной справедливости”.

Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных средств и имущества приобретенных незаконным путем; незаконным приобретением оружия. В указанном постановлении пленума Верховного Суда указывается что особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами действующих по предварительному сговору с расхитителями государственного имущества и другими преступниками создающие систему круговой поруки”.

Уголовный Кодекс РФ принятый в 1997 году предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ).

Получение взятки - наиболее опасное из преступлений содержащихся в главе 30 УК РФ так как должностное лицо либо иные лица указанные в качестве субъекта преступления по существу превращают занимаемую должность и вытекающие полномочия в предмет купли-продажи.

В статье 290 УК РФ получение взятки определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег ценных бумаг иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц если такие действия (бездействия) входят в круг служебных полномочий должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Данное преступление находится в главе 30 УК РФ - преступления против государственной власти интересов государственной службы и органов местного самоуправления.

Раздел 2

Родовой объект состава преступления получение взятки можно определить как совокупность общественных отношений обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. Предусмотренные статьей 290 УК преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы на интересы государственной службы и на деятельность (интересы службы) органов местного самоуправления что составляет видовой объект этого вида посягательств. При этом под органами власти следует понимать все установленные законом властные структуры - от Государственной Думы и Совета Федерации РФ до местных законодательных органов как-то думы законодательные собрания или иные властные органы. Под интересами государственной службы имеется в виду деятельность управленческих систем ведомств органов в которых осуществляется государственная служба в соответствии с законом “Об основах государственной службы в Российской Федерации”. В управленческие или исполнительные системы следует включать структуры любого уровня и ведомственной подчиненности - от Правительства РФ и субъектов РФ министерств ведомств комитетов управлений до администрации государственных организаций учреждений и предприятий. Под службой в системе органов местного самоуправления понимается выполнение соответствующих должностных или служебных функций - в качестве главы муниципального образования или местной администрации их заместителей руководителей отделов секторов инспекторского состава и т.д.

Непосредственный объект данного преступления исходя из того что в заголовок главы вынесены составные части (компоненты) видового объекта логично считать нормальную деятельность органов государственной власти государственной службы и органов местного самоуправления.

Раздел 3

Объективная сторона получения взятки заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействии) с использованием своего служебного положения. Необходимым признаком данного преступления является его предмет - взятка.

Закон содержит указание на ее разновидности в виде денег ценных бумаг иного имущества или выгод имущественного характера.

Под деньгами закон понимает как российские так и иностранные денежные знаки имеющие хождение т.е. находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты не имеющие хождения в качестве средства платежа но обладающие той или иной нумизматической ценностью деньгами в смысле ст. 290 УК РФ не являются и должны рассматриваться как “иное имущество” разумеется при условии что их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании ч.2 ст. 14 УК РФ исключает уголовную ответственность.

В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации например сберегательного займа ГКО облигации векселя чеки депозитные и сберегательные сертификаты банковские сберегательные книжки на предъявителя коносаменты акции. приватизационные ценные бумаги и другие документы которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (ст. 143 ГК РФ).

Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности обладающие меновой стоимостью в том числе и валютные ценности выраженные в виде долговых обязательств выраженных в иностранной валюте драгоценные металлы (золото серебро платина и металлы платиновой группы - палладий иридий. родий рудений и осмий) в любом виде и состоянии за исключением ювелирных и других бытовых изделий а также их лома природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде а также жемчуг за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий в соответствии с законом РФ “ О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 года. При этом надо иметь в виду что если предметом получения взятки будут валютные ценности в указанном виде действия как взяткодателя так и взяткополучателя должны быть дополнительно квалифицированы по совокупности со ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов природных камней или жемчуга).

В приводившемся постановлении Пленума Верховного Суда СССР по делам о взяточничестве разъяснялась суть выгод имущественного характера как оказываемые виновному безвозмездно услуги подлежащие оплате (как то: предоставление санаторных и туристических путевок проездных билетов производство ремонтных реставрационных строительных и других работ). На практике наиболее часто предметами взятки являются деньги или ценные бумаги дорогостоящие вещи и техника (мебельные гарнитуры аудио- и видеотехника автомобили) антикварные и коллекционные предметы (монеты художественные ценности и т.д.). При этом безвозмездность получения предмета взятки может быть полной либо виновный получает предмет за бесценок по значительно меньшей ничтожной цене. В приведенном Пленумом Верховного Суда СССР обзоре дел о взяточничестве отмечались такие формы получения взяток как получение без оплаты туристических путевок для поездок за рубеж или организация круизов бесплатный ремонт гаража за освобождение от уголовной ответственности и другие формы как например в деле рассмотренном Верховным судом Республики Башкортостан 23 июня 1997 года.

В нем Гуров и Гашев признаны виновными в том что Гуров являясь государственным налоговым инспектором оперативно-инспекторской группы по Кировскому району г. Уфы затем - старшим инспектором и.о. начальника отдела сбора недоимок по этому же району а Гашев работая на должностях государственного налогового инспектора отдела налогообложения физических лиц старшим государственным налоговым инспектором оперативно-инспекторской группы старшим налоговым инспектором отдела сбора недоимок получали взятки от владельца киоска - частного предпринимателя Ванояна и директора товарищества с ограниченной ответственностью “ Арт-Трейд-Центр” Пилюгина.

Так за нарушение закона РФ от 18 июня 1993 года “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” выявленное в результате проверки работы киоска принадлежавшего предпринимателю Ванояну Гуров и Гашев потребовали от последнего взятку в размере 4 млн. рублей и получили в качестве взятки 700 тыс. рублей и 100 долларов США в связи с чем скрыли акт об установленных нарушениях. Они же пользуясь своим должностным положением получили взятки от стремившегося избежать проверок директора ТОО “Арт-Трейд-Центр” Пилюгина в виде обедов и ужинов в ресторане “Смак” общей стоимостью 5 658 666 рублей за что были осуждены по п. “а” “б” ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки совершенное группой лиц по предварительному сговору неоднократно).

В настоящий период в условиях перехода к рыночной экономике выявились новые формы взяточничества например за приобретение в аренду или собственность помещений офисов квартир земельных участков за перевод денежных средств со счетов в наличные за приватизацию предприятий в частности в сфере торговли и обслуживания населения. Меняются и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках приобретают на их имя или имя их близких недвижимость как в России так и за рубежом организуют престижные выезды за рубеж в качестве “специалистов” “консультантов” и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте.

Из анализа практики вытекают две основные формы получения взятки где первая состоит в непосредственном получении должностным лицом предмета взятки. Вторая облекается во внешне законные формы - совместительство разовые либо постоянные выплаты по договору соглашению премии.

В отдельных случаях как получение взятки может оцениваться представление незаконной имущественной выгоды не самому должностному лицу а его близким. Состав преступления будет иметься в такой ситуации при двух условиях: а) вознаграждение предоставляется близким виновного с его согласия и б) использование последним своего служебного положения в пользу “одаривающего”.

Уголовный Кодекс говорит о получении должностным лицом взятки лично или через посредника. В этом случае необходимо установить что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния использованием служебного положения в пользу того от кого получена взятка.

В Уголовном Кодексе использование виновным своего служебного положения за взятку трактуется трояко: как действия (бездействия) которые входят в служебные полномочия должностного лица либо как способствование таким действиям (очевидно других должностных лиц) либо как общее покровительство или попустительство по службе.

Первая форма наиболее распространенная на практике представляет собой совершение виновным за взятку действий которые находятся пределах предоставленных ему прав и полномочий ( для руководителя - прием на работу и увольнение перемещения по службе взыскания и поощрения и т.п.) или не совершение ( не проведение ревизий или инвентаризации материальных ценностей сокрытие недостач).

Вторая форма означает использование служебного положения в широком смысле слова то есть связей с другими должностными лицами не находящимися в его подчинении возможность воздействовать на них своим должностным авторитетом. Применительно к УК РСФСР 1960 г. высшие судебные органы также занимали позицию расширительного толкования признака использования служебного положения. В упоминавшемся Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90 г. по делам о взяточничестве указывается что субъектом этого преступления могут быть и те должностные лица не обладающие полномочиями для выполнения в интересах взяткодателей соответствующих действий но в силу должностного положения могли принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.

Третьей формой использования служебного положения взяткополучателем закон считает общее покровительство или попустительство по службе. В этом случае для наличия состава преступления покровительство должностным лицом должно облекаться в конкретные преступные деяния: необоснованное продвижение по службе отпуск товара по заниженным ценам не пресечение преступных неправомерных действий взяткодателя и т.д.

Новый УК не говорит о необходимости предварительного соглашения между взяткодателем и получателем а равно о времени дачи-получения взятки. Однако эти вопросы имеют существенное значение для данного преступления. В теории и на практике они долгие годы решались неоднозначно. Поэтому в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР по делам о взяточничестве указано: “суд должен выяснить и отразить в приговоре за выполнение или невыполнение каких действий в интересах взяткодателя должностным лицом была получена взятка. При этом необходимо иметь в виду что ответственность за взяточничество наступает независимо от того когда вручена взятка - до или после совершения действия или бездействия выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя. Получение должностным лицом денежных средств или иных ценностей от подчиненных или подконтрольных ему лиц за покровительство или попустительство по службе за благоприятное решение вопросов входящих в его компетенцию должно рассматриваться как получение взятки.

Действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях когда условия получения ценностей или услуг хотя специально и не оговариваются но участники преступления сознают что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя”.

Следовательно для наличия состава преступления дачи взятки необходимо чтобы взяткодатель и должностное лицо осознавали что действия или бездействия (в том числе и способствование таким действиям покровительство и попустительство) совершаются последним за взятку. Поэтому взятка-вознаграждение имеет место лишь тогда. когда полученное вознаграждение было обусловлено до совершения действий (бездействии) в пользу взяткодателя. Если же должностное лицо совершило какие-то действия по службе в пределах своей компетенции которые не были обусловлены вознаграждением а потом вознаграждение получило его действия не выходят за рамки дисциплинарного проступка и могут влечь лишь дисциплинарную а не уголовную ответственность. В последние годы судебная практика придерживалась в целом ряде случаев именно этой позиции (Бюллетень Верховного Суда СССР 1986 №4 1989 №1)

Естественно не могут оцениваться как получение взятки принятие должностным лицом каких- либо подарков сувениров и т. д. в связи с юбилейными датами награждением государственными наградами присвоением почетных званий то есть когда передача каких-либо подарков не обусловлена выполнением должностным лицом действий (бездействии) в пользу дарителя.

Закон говорит о получении взятки за действия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В этом случае взяткодатель действуя в интересах третьего лица (лиц) непосредственно передает предмет взятки. Он будет являться пособником преступления и нести ответственность за соучастие в даче или получении взятки. “При этом вопрос о квалификации действий соучастника должен решаться с учетом направленности его умысла исходя из того в чьих интересах на чьей стороне и по чьей инициативе он действует”.

Получение взятки - преступление с формальным составом. Преступление признается оконченным с момента принятия хотя бы части взятки. В случаях когда заранее обусловленная взятка не была получена взяткополучателем по не независящим от него причинам содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч.3 ст.30 и ст. 290 УК РФ.

Раздел 4

С субъективной стороны преступление характеризуется исключительно прямым умыслом.

Страницы: 1 2 3