Демографическая политика

Рефераты по управлению » Демографическая политика

Государственный Университет Управления


Реферат на тему

«ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»

предмет: Демография

выполнила: Чепорнова Анастасия

специальность: Гос и Мун управление

группа: 3-1

Москва 2002

Содержание

  1. Введение---------------------------------------------------------------------------------------3
  2. Политика развивающихся стран----------------------------------------------------------3

2.1. Китай---------------------------------------------------------------------------------------4

2.2. Индия---------------------------------------------------------------------------------------5

2.3. Пакистан-----------------------------------------------------------------------------------7

    Политика развитых стран-------------------------------------------------------------------8

3.1. Германия-----------------------------------------------------------------------------------9

  1. Политика России-------------------------------------------------------------------------------9
  2. Заключение-------------------------------------------------------------------------------------10
  3. Примечания-------------------------------------------------------------------------------------12

1. Введение

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения темпов их изменений динамики рождаемости смертности семейного состава расселения внутренней и внешней миграции качественных характеристик населения.

Демографическая политика - система различных мер предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения на решение специфических для данной страны проблем населения.

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики : направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями как морально-этического плана так и нехваткой финансовых средств.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям имеющим детей льготы одиноким родителям пропаганда повышения престижа материнства оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах где сильны позиции католической церкви (например в Ирландии США в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы предусматривающие уголовную ответственность для женщины прервавшей беременность и врача сделавшего аборт.

Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности высокого социального статуса материнства и особенно отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.

Простое воспроизводство населения или "нулевой рост" цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен если каждая семья будет иметь в среднем 2 3 ребенка (т.к. есть люди не вступающие в брак семьи не имеющие детей смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения поскольку росту населения присуща инерция которую сложно переломить - в детородный возраст вступают люди родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения весьма "неудобные" для стабильного развития экономики.

2. Политика развивающихся стран

Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах Проблема эффективного управления демографически­ми процессами и прежде всего ростом населения ставится там в повестку дня даже в тех странах где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.

Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы в связи с переориентацией на рыночный путь раз­вития. В 47 странах где сосредоточено 83 5% населения Третьего мира осуществляются меры поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в начале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Они исходят из того что демогра­фическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом сле­дует отметить что правительства. Наименее развитых стран представляющие 51% населения этой группы не вмешиваются в демографические процессы а в странах где проживает 2 5% населения этой группы политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рож­даемости и снижения смертности.

2.1. Китай

В Китае планирование семьи рассматривается как осново­полагающая политика. С 1981 г. в стране существует государст­венный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи — отсрочка брака увеличение интервалов между рождениями детей и особенно — поощрение однодетной семьи. Произошла резкая перемена в официальных воззрениях разрыв с одной из кардинальных установок маоистской эконо­мической стратегии «много людей — хорошо решать дела». Имея самое многочисленное население в мире КНР в течение всего периода своего существования и особенно в последние десятилетия испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое развитие страны. Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер в число кото­рых входят административные и экономические санкции про­тив многодетных а затем и двухдетных семей. Однако сейчас КНР по показателям воспроиз­водства населения ближе стоит к промышленно развитым чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода ка­тализатором ускорившим процесс демографического перехода в мире. Наряду с положительными результатами этой политики возникают и проблемы в частности — старение населения. В середине 70-х годов — КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран — средний возраст жителей не пре­вышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн. человек старше 60 лет. Необходимость решения вопросов возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику направленную на ограничение рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в середине 50-х годов с тех пор демографическая политика ее характер и обоснование не раз претерпевали существенные изменения причем периоды “активности” и “спада” во многом зависели от состояния экономической и политической жизни страны.

Для осуществления контроля над рождаемостью в начале 80-х годов принят целый ряд законов и правительственных постановлений. С первого января 1981 года вступил силу новый закон о браке который предусматривает повышение возраста вступления в брак с 20 до 22 лет для мужчин и с 18 до 20 лет для женщин а также положения относительно ограничения рождаемости.

В настоящее время однодетная семья рассматривается китайским руководством в качестве единственно возможного метода оптимизации воспроизводства населения. Однако исследование современной демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения китайского населения показывает что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями особенно в сельской местности где население ориентируется на менее чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствует и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого – участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей 2-х детей – 51% 3-х и более – 44%.

В противоречие с осуществлением политики однодетной семьи вступает и введение системы производственной ответственности. Закрепление отдельных участков земли за отдельными семьями способствует заинтересованности крестьян в увеличении размеров семьи особенно за счет мужских рабочих рук. При таких формах организации сельскохозяйственного производства рост материального благосостояния создает условия для содержания большего количества детей что приводит к закреплению традиций многодетности характерных для Китая. В китайской печати признается что система производственной ответственности “нанесла удар по планированию рождаемости”.

Изменения в естественном движении населения (существенное снижение рождаемости уменьшение смертности и естественного прироста населения) стали проявляться особенно заметно в 70-х – начале 80-х годов. Тем не менее удержание численности населения к 2000 году на уровне 1 2 млрд. человек согласно планам китайского руководства не предоставляется возможным. По данным треть населения КНР приходится на возрастную группу от 10 до 23 лет что может привести в ближайшие годы к “новому буму деторождения”. Если каждая новая семья будет иметь 2-х детей то к 2000 году родится почти 400 млн. человек и общая численность населения превысит 1 3 млрд. человек.

2.2. Индия

Политика по ограничению прироста населения чаще всего осуществляется в рамках «планирования семьи». Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государст­венные пятилетние планы развития народного хозяйства задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распро­странение модели двухдетной семьи. В 70-е годы данная поли­тика приобрела острый социальный характер когда широкое распространение получило проведение принудительных стери­лизаций. Нарушения прав личности привели к изменению со­держания политики в этой сфере жизнедеятельности. За про­шедшие десятилетия демографическая политика достигла опре­деленных результатов хотя и не в таких масштабах как плани­ровалось — прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн. а в 1995 г. пре­высило 900 млн. человек. Индия - страна где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место в 1881 году а двенадцатая - в 1991 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения и о росте населения страны. Данные о ней на протяжении ХХ века демонстрирует таблица

Рост населения Индии в 1901 - 1991 годах

Годы

Численность

Населения

в млн. чел.

Прирост за 10 лет

Среднегодовой

Прирост,

В %

Рост по отношен.

К 1901 г.

В %

В млн.

Чел.

В %

1901 238 4 - - - -

1911 252 1 +13 7 +5 75 0 56 +5 8

1921 251 3 -0 8 -0 31 -0 0З +5 4

1931 279 0 +2б 7 +11 00 1 04 +17 0

1941 318 7 +39 7 +14 22 1 33 +33 7

1951 361 1 +42 4 +13 31 1 25 +51 5

1961 439 2 +78 1 +21 51 1 96 +84 3

1971 548 2 +109 0 +24 80 2 20 +159 9

1981 683 3 +135 1 +24 66 2 22 +186 6

1991 843 9 +160 6 +23 50 2 11 +254 0

Данные таблицы позволяют сделать ряд интересных выводов несложных расчетов. Они показывают что в первой половине ХХ века население страны выросло примерно в 1 5 раза. И абсолютный и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным но все же в первом случае не превышал 4 5 млн. человек а во втором 1 5% в год. Более того в 1911 - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения явившаяся следствием первой мировой войны а также эпидемий чумы холеры и оспы. Во второй половине ХХ века рост населения значительно ускорился. В 1991 году по сравнению с началом века оно выросло более чем в 2 5 раза. Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 31 - 1961 годы и превышает все население Бразилии или России. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.

В результате подобных темпов роста в 1991 году население составило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. женщин). По этому показателю Индия прочно занимает место после Китая концентрируя 15 7 % мирового населения. Следовательно каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.

Все сказанное свидетельствует о том что во второй половине века в Индии происходит демографический взрыв. В самом деле

при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч а каждый час примерно на 1 9 тыс. человек. Надо учитывать что это данные о естественном приросте то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей хотя и немного понизилась по сравнению с предшествующими периодами.

Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач стоящих перед страной. Достаточно сказать что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увеличило <нагрузку> на обрабатываемые земли. Что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Вот почему в Индии придавалось и придается особое значение демографической политике направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран приступившей к осуществлению националь-ной программы планирования семьи в качестве официальной го-сударственной политики. Это произошло еще в 51 году когда на-чалось выполнение первого пятилетнего плана развития народ-ного хозяйства страны. Важно подчеркнуть что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась Например в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка питание образование и права женщин.

Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традиционной многодетной к двух - трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: <Два или три ребенка - достаточно!> <По - времени заводить второго ребенка а после третьего остановись!> <Малая семья - счастливая семья!> и т. п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения чем это ожидалось активность программ планирования семьи возросла причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: <Имейте лишь двух детей - первого и последнего!> <Два ребенка - достаточно!> и т. п. С помощью таких программ правительство рассчитывало уже к концу текущего столетия достичь простого воспроизводства населения а в ХХ! веке перейти к нулевому приросту и следовательно к стабилизации его численности.

Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские медицинские административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования занимающиеся преимущественно его координационною - административными и биомедицинскими аспектами. Они в частности заботятся о распространении новых методов контрацепции применения внутриматочных противозачаточных средств сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.

Другая очень важная мера - повышение возраста вступления в брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22 а для женщин немногим более 15 лет то уже в 60-е годы он повысился соответственно до 23 и 17 лет а в дальнейшем для женщин - до 18 лет. В седьмом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще 6олее увеличены а сами эти программы были теснее интегрированы со службами охраны здоровья матери и ребёнка.

Все эти усилия привели к определенным результатам. Так общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 19б1 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свидетельствует о начавшемся затухании демографического взрыва но данный процесс - в отличие от Китая - находится еще в начальной стадии. Средний размер семьи и в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется прежде всего тем что проведение демографической политики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма тысячелетних традиций ранних браков неграмотности значительной части сельских жи-те-лей различных семейных обрядов.

Страницы: 1 2