Культура управленческого труда

Рефераты по управлению » Культура управленческого труда

ВВЕДЕНИЕ.


Отношения “начальник – подчинённый” имеющие место в любой организации существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное внимание как внутри предприятий так и со стороны учёных исследующих трудовые процессы.

Данное явление связано с тем что с недавнего времени деятельность предприятий во всём мире характеризуется ростом управленческого аппарата и затрат на него ростом объёма административной (офисной) работы появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность социальное страхование связи с общественностью) ростом объёма информации и документооборота.

Необходимость совершенствования организации управленческого труда вызвала появление различных терминов и определений для обозначения совокупных действий по улучшению качества управленческой деятельности. Одним из таких понятий является культура управленческого труда являющаяся фактором повышения конкурентоспособности эффективности производства и управления организацией.

Освящая в своём реферате это понятие я постаралась изложить его специфику раскрыть сущность и содержание а также привести примеры которые на мой взгляд дают более полную характеристику и представление об изложенном материале.


  1. КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА


Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.

Управленческая деятельность - это прежде всего осмысленная деятельность цель которой поднять эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга будь это директор сельский бригадир губернатор или министр руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела благополучие людей от их профессиональной подготовки творческой инициативы от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.

Новые условия хозяйствования повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре но и заняли активную позицию в формировании изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности эффективности производства и управления организацией.

Сам термин "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание образование и развитие. В широком смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Осмысливая изложенное управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей норм точек зрения и идей которые сознательно формируют образец его поведения.


Специфика культуры управленческого труда состоит в том что в её основе лежат определенные нормы которые должны строго соблюдаться менеджером:

а) юридические нормы управленческого труда которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;

б) моральные нормы - нормы которые регулируют поведение руководителя в такой важной области как нравственность и мораль; в) организационные нормы - устанавливают структуру организации состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана принятые и используемые в любой организации; г) экономические нормы - регулируют экономическую деятельность организации.

Имеются и другие виды норм (технические эстетические и т.п.) которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда.


  1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА.


Культуру управленческого труда принято подразделять на:

1. Личную культуру руководителя включающую в себя: уровень квалификации этическое воспитание личную гигиену и внешний вид форму обращения к подчиненным;

2. Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том что он делает когда он это делает сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

а) работа с документами. Как правило руководители перегружены работой с документами и из-за неупорядоченности маршрутов движения документов длительной их обработки и плохо организованной доставки до 40 % директивных учётных и других документов могут доходить до исполнителей с опозданием или вообще не доходить. Так руководители предприятий документооборот которых составляет 20 – 30 тыс. единиц (и это далеко не самые крупные предприятия) подписывают ежегодно не менее 20 тыс. организационно – распорядительных документов не считая договоров отчётов графиков проектов. Просмотр документа и его подписание отнимают приблизительно полминуты. Таким образом 20 – 25 дней в году руководители заняты исключительно подписанием документов.


б) работа с кадрами и решение социально - экономических вопросов.

в) решение коммерческих вопросов;

г) совещания переговоры;

д) непроизводительные затраты времени не уточненное время.


Руководителю в то же время следует иметь в виду что он должен учитывать и планировать не только рабочее но и свободное время;

3. культуру содержания рабочего места. Отдельные руководители считают что в процессе работы необходимо чтобы все находилось "под рукой" и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Однако при таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.;

4. культуру проведения массовых мероприятий. Речь идет прежде всего о культуре проведения различного рода совещаний переговоров и бесед на которые тратится значительное количество рабочего времени. Так например у белорусских руководителей верхнего среднего уровней управления эти потери составляют 25 – 43 % и 30 – 45 % соответственно. Поэтому для экономии времени и повышении результативности совещаний в любой организации руководителем должны использоваться такие правила их подготовки как: чёткое определение темы совещания разработка повестки дня своевременное оповещение участников совещания решение организационных вопросов (вентиляция помещения размещение участников) решение всех вопросов только через председательствующего (во избежание конфликтных ситуаций) и др.;

5. культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приёме работников как по личным так и по служебным вопросам.

6
. культуру в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем определение сроков их рассмотрения персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них обязательный ответ на каждое письмо. Так например в авиакомпании Continental Airlines любой сотрудник может оставить сообщение (голосовое или письменное) генеральному директору который обязан ответить на него в течение нескольких дней;

7. культуру речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.

8. Организационную культуру к числу процедур которой можно отнести: а) подбор и расстановку кадров:

- прежде всего производится анализ предполагаемой работы общие к ней требования и обязанности работника (в сфере гостеприимства например: уборка номеров за единицу времени; минимальное максимальное или среднее количество производимых продуктов) а также место работника и должностное ограничение в структуре организации (например всё в той же сфере гостеприимства: ограничения на принятие чека превышающего определённую сумму без согласования с высшим руководством и т. д.);

- продолжением процесса подбора является спецификация кадров то есть детализация требуемых признаков и качеств работников (квалификация навыки темперамент и т. д.);

- далее следует процесс отбора кадров включающий тесты собеседования опросные листы и т. д.

На сегодняшний день собеседование является особо важным и распространённым элементом отбора так как здесь кандидатам даётся возможность наиболее полно себя проявить. В свою очередь опытные интервьюирующие зная как себя вести и какие вопросы задать отбирают именно тех кандидатов которые наиболее соответствуют их требованиям;

-
последним этапом является процесс введения или адаптации нового работника. Стоит заметить что разные организации используют разные методы адаптации работников к новым условиям. Например компания «Вальдорф Отель» применяет видеоматериал который знакомит сотрудников компании с новыми работниками а последних – с работой организации.

Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации но и закладывает фундамент будущего успеха. От того насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Особенно это касается сферы гостеприимства где текучесть кадров распространена сильнее по сравнению с другими видами бизнеса (в гостиничном бизнесе 45 % работников покидают новую работу через 3 месяца после поступления на неё а 15 % после первого месяца). Этот процесс который часто называют кризисом введения дорого обходится компаниям и имеет негативное воздействие на мотивацию персонала и соответственно на удовлетворение потребностей клиентов;

б) работу с кадрами разработку организационных норм и нормативов планов личной работы постановку задач и доведение их до исполнителей распорядительство контроль исполнения и др.

Она определяет степень владения знаниями теории управления методами организаторской работы опыт навыки умение осуществлять разнообразные организационные процедуры составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени руководителя.

Как правило для наиболее полной характеристики организационной работы руководителя с кадрами принято выделять стили методы и принципы используемые им в управлении людьми.

Менеджмент – это творчество основанное на определённых принципах основная суть которых заключается в следующем: люди лучше реагируют когда ими руководит один начальник (принцип единоначалия) люди склонны идти за теми в ком видят средство для удовлетворения своих потребностей (принцип лидерства) чем тщательнее разработана структура поощрений и наказаний тем эффективнее будет отдача со стороны работников (принцип мотивации) использование новейших данных науки управления (принцип научности) использование отработанной системы материальной и личной ответственности а также инструкций и положений (принцип ответственности) профессиональный отбор кадров (принцип правильного отбора и расстановки кадров) разумный расход средств (принцип экономичности) получение информации о результатах работы (принцип обратной связи).

Стиль работы руководителя представляет собой совокупность приёмов и способов управленческого воздействия на персонал. Именно в стиле руководства находят своё отражение внутренняя культура знания и опыт руководителя и именно стиль оказывает существенное влияние на климат в коллективе и культуру организации.


Несомненно с помощью стиля руководства можно значительно улучшить работу организации подразделения аппарата управления но можно и существенно ухудшить. Следует помнить что не существует универсального стиля управления одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми. Хороший руководитель - это хороший психолог который в нужный момент выбирает тот стиль управления который в наибольшей мере отвечает требованиям конкретной управленческой ситуации.

Понятием близким по смыслу определению “стиль управления” является “метод управления” представляющий собой способ достижения какой-либо цели решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Принято выделять 3 группы методов:

- экономические методы управления. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции финансирование и кредитование зарплата себестоимость прибыль цена). В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя;

- организационно – распорядительные методы управления. Это методы прямого воздействия носящие директивный обязательный характер. Они основаны на дисциплине ответственности власти принуждении.

- социально - психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся: моральное поощрение социальное планирование убеждение внушение личный пример регулирование межличностных и межгрупповых отношений создание и поддержание морального климата в коллективе.

Таким образом подытоживая всё выше сказанное мне остаётся добавить следующее:

Влияние культуры управленческого труда на трудовые процессы в организации является одним из самых важных моментов который должен учитываться любым руководителем как начинающим так и имеющим опыт. Знание и правильное использование всех элементов культуры труда управленцем будь то культура проведения совещаний или же организационная культура по подбору персонала не может не привести к положительным результатам повышения производительности на предприятии а значит не может игнорироваться на любом этапе управленческой деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На современном этапе искусство управления людьми становится решающим условием обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и предпринимательский успех. Возникает острая потребность в подготовке квалифицированных специалистов способных грамотно руководить и создавать благоприятные условия труда поэтому изучение такой науки как управление является ключом к успеху деятельности руководителей любого типа предприятия.

Умение правильно организовать рабочие процессы в организации создать благоприятный климат в коллективе заинтересовать работников в выполнении их обязанностей наиболее эффективно и др. – все эти понятия составляют и характеризуют сущность культуры управленческого труда.

Без сомнения культура управленческого труда - есть понятие многогранное характеризующееся множеством показателей и определений. Рассмотренные мною характеристики в данной работе затронули лишь “верхушку айсберга”. Однако уделив внимание таким элементам управленческой культуры как нормы лежащие в её основе деление её на личную и организационную и по - детальная характеристика каждого подразделения с описанием сущности его элементов я считаю что цель раскрыть сущность и содержание данного понятия была мною достигнута.


ЛИТЕРАТУРА.


  1. Липсиц И. В. Секреты умелого руководителя - М.: Экономика 1991.

  2. Эффективность и культура современного маркетингового управления: Учеб. пособие / А. И. Кулик И. И. Кулик Л. П. Гуляко и др.; Под редакцией И. И. Елисеевой. Мн.: БелИПК 1999.

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие.- М.: ООО «Новое издание» 1999.


13



Министерство образования Республики Беларусь

ВФ ЧУО ИСЗ


РЕФЕРАТ

ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ.

НА ТЕМУ: «КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА»


Выполнила: студентка IV курса гр. Э-00

Шипёнок Т. С.


Проверил: профессор

Кандидат с/х наук

Григорьев Г. И.


Витебск 2004


ПЛАН:


Введение…………………………………………………………………………3

1. Культура управленческого труда…………………………………….……...4

2. Основные элементы культуры управленческого труда……………………6

Заключение………………………………………………………………………12

Литература