Технический менеджмент

Рефераты по управленческим наукам » Технический менеджмент

ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

История изобретательства.

Cегодня мы начинаем изучение совершенно нового предмета которо-

го пока не существует в программах вузов. Нам с вами вместе предстоит

создать этот предмет так как от вашей активности и готовности к твор-

честву будет зависеть содержательность и наполненность занятий.

Итак что же такое технический менеджмент? Менеджмент-это управ-

ление производством совокупность принципов методов средств и форм уп-

равления производством которые разрабатываются и применяются с целью

повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Технический менеджмент - это совокупность принципов методов

средств и форм управления техникой а точнее развитием техники.

Но разве можно научиться управлять тем не знаю чем? Можно ли уп-

равлять развитием техники не зная механики сопромата электротехни-

ки физики теории машин и механизмов материаловедения обработки матери-

алов-всех знаний которые дает технический университет или вуз?

Однако все мы пользуемся техникой и управляем ею не зная даже

принципов ее устройства: утюг телефон телевизор автомашина - мы ис-

пользуем только их функциональные свойства.

Но вот надо отремонтировать вещь - и мы вынуждены или обращаться

к специалисту или узнавать принципы ее работы и особенности связей

между ее деталями. А чтобы усовершенствовать вещь надо уже знать и

физические законы которым она подчиняется и физические свойства ее

деталей.

А уж для создания новой вещи необходимо очевидно владеть всеми

знаниями о будущей вещи - ее физикой химией знать математические за-

кономерности описывающие взаимодействие ее деталей между собой и с

внешним миром.

Как же управлять развитием техники не владея всей суммой этих

знаний ? Ведь невозможно овладеть всеми знаниями во всех областях тех-

ники !

Как же быть ? Стать узким специалистом в какой-то области можно

- так и делают но в результате остаются обнаженными стыки наук где

как раз и спрятаны новые открытия. Именно поэтому многие новые откры-

тия делали дилетанты. Что такое дилетант ? Дилетант - это любитель

занимающийся каким-то искусством или наукой без специальной подготовки.

- 2 -

Академик Образцов / отец артиста С.В.Образцова который создал

"Театр кукол" в Москве / говорил что " Новое в науке и искусстве чаще

всего открывают любители потому что у нового нет профессии. Паровозник

вряд ли изобретет электровоз. Он будет все время улучшать отдельные

части парового двигателя а любитель догадается воткнуть электромотор.

Станиславский - любитель и Эдисон и Циолковский и Форд. В общем

профессионал выросший из любительства чаще всего новатор ".

Основы многих наук были заложены дилетантами. Теплотехника / врач

Р.Мейер пивовар Д.Джоуль врач Г.Гельмгольц /; математика / юристы

А.Ферма и Г.Лейбниц биолог Л.Эйлер врач Д'Аламбер цирюльник С.Пуас-

сон военный Р.Декарт /; юрист Э.Хаббл - автор теории разбегания га-

лактик ; лингвист Ч.Таунс - один из авторов лазера врач Р.Эшби - один

из основателей кибернетики.

Я не призываю вас к дилетантизму во всем. Принцип хорошего спе-

циалиста : все знать о немногом и понемногу обо всем. Но как говорил

исследователь творчества Петр Климентьевич Энгельмейер в книге издан-

ной в 1910 году "Дилетантизм имеет одну хорошую сторону и одну дурную.

Хорошая его сторона т.е. сила дилетанта состоит в том что его мысли

свободны для новых комбинаций не будучи заранее парализованы традици-

ей школы. А слабость дилетанта сказывается в плохом отстаивании своих

идей так как ему не достает той эрудиции которая необходима для

прочного обоснования идей".

То есть надо и быть дилетантом и не быть им. Это диалектическое

противоречие. В процессе изучения технического менеджмента мы будем с

вами на практике разрешать продуктивно разрешать это противоречие.

Оказывается как доказали своими работами наши ученые-дилетанты

Г.С.Альтшуллер Ю.П.Саламатов Б.Л.Злотин А.В.Зусман и другие - су-

ществуют общие законы развития технических систем зная которые можно

прогнозировать развитие конкретной технической системы.

Законы развития технических систем и возможность прогнозирования

их развития будут первыми темами наших занятий.

В результате анализа и обобщения основных приемов используемых

изобретателями на базе изучения свыше 40 тысяч заявок и патентов ро-

дилась теория решения изобретательских задач /ТРИЗ/ с которой мы с

вами должны познакомиться. Эта теория использует понятие Веполя - ве-

щества и поля их взаимосвязей при решении конкретных изобретательских

- 3 -

задач. Кроме того отказываясь от физических экспериментов мы лишаемся

побочных результатов. Пропадает так называемый "эффект Колумба" : ис-

кал Индию а открыл Америку. Зашоренность человека на определенную

цель играет с ним скверные шутки. Так Эдисон наблюдал термоэмиссионное

свечение но даже не запатентовал его посчитав забавным фокусом. А

исследование этого процесса привело к открытию электрона и стало осно-

вой ламповой электроники.

Итак недостатком является логичность ЭВМ поиск по определен-

ному алгоритму в заданных условиях отсутствие диалектической логики

отсутствие постановки и решения технического противоречия.

"Усредняя мнения гениев мы в лучшем случае получим мнение посредс-

твенности. Убирая противоречивые мнения - обедним модель экспертных

знаний. Остается один путь - искать логику работы с противоречиями

что конечно не так-то просто"(Шрейдер Ю.А."Природа" 1986 N10).

Новые убытки от МПиО : 50% поисковых работ закрывается; 25% из

- 8 -

оставшихся не выдерживают требований производства и лишь 20% приносят

успех фирме.

МПиО не дает возможности увидеть новые задачи. Менисковый телес-

коп Максутова мог быть изобретен еще во времена Ньютона. Идею лазера

советский ученый Фабрикант предложил в 1939 году в 1951 подал заявку

на изобретение которая экспертами была разбита в пух и прах. Решение

было пересмотрено только в 1964 году.

Пенициллин предложил Флеминг в 1929 году но оказывается в 1871

году его предлагали русские врачи Манассеин и Полотебнов в 1906 году

- болгарин Григоров. МПиО ответственен за отсутствие критериев оценки

новых идей.

За год до изобретения телефона в 1876 году был арестован человек

по обвинению в попытке получить в банке кредит под фальшивым предлогом.

Он предложил телефон.

Вспомним истории Илизарова Федорова. Рассказ о нашей истории со

стальным пакетом.

В борьбе с инерционностью мышления на западе стали предлагать

психологические способы борьбы. В 1957 году Алекс Осборн предложил ме-

тод мозгового штурма(МШ).

Биография автора МШ : стройка посыльный клерк помощник уп-

равляющего малого завода (новые изделия) компаньон рекламной фирмы.

Предложил МШ в 1937 году и после 20 лет эксплуатации опубликовал ре-

зультаты.

Основная идея мозгового штурма : процесс генерирования идей необ-

ходимо отделить от процесса их оценки.

Боязнь участников - критика- гибель идей в зародыше. Осборн зап-

ретил критику - поощрялись все идеи даже шуточные. В группу генерато-

ров не включают руководителя а процесс генерирования ведут в непри-

нужденной обстановке с записью на магнитофоне. Полученный материал

оценивается группой экспертов.

Философская основа МШ - фрейдизм : море подсознательного регули-

руется тонким слоем сознания. Оно удерживает нас от нелогичных поступ-

ков налагает массу запретов. Но изобретение - это преодоление привыч-

ных представлений о возможном и невозможном. Мозговой штурм создает в

пиковые моменты условия для прорыва смутных иррациональных идей из

подсознания.

.

- 9 -

С МШ первые 10-15 лет связывали большие надежды. Однако потом

оказалось что он хорошо "берет" организационные задачи а современные

изобретательские задачи штурму не поддаются. Г.С.Альтшуллер неоднок-

ратно наблюдал как при МШ решающая идея тонула в массе ложных идей.

Среди многих попыток улучшить метод МШ следует отметить синекти-

ку разработанную У.Гордоном (США). У.Гордон тоже не психолог. Сменил

4 университета не окончив ни одного перепробовал полтора десятка

профессий получил полсотни патентов на изобретения. В 1952 году Гор-

дон организовал первую постоянную группу для решения изобретательских

задач. К 1960 году группа выросла в фирму "Синектикс инкорпорейтед"

принимавшую заказы на решение задач и обучение творческому мышлению.

Суть синектики : постоянные группы не боящиеся критики стимуля-

ция операционных процессов (использование аналогий) и нетрадиционных

(неуправляемых) процессов - интуиции вдохновения.

В дальнейшем все шаги АРИЗа будут сопровождаться примечания-

ми которые имеют сквозную нумерацию. Примечания являются содежа-

тельной частью АРИЗа. Все шаги сопровождаются конкретными приме-

рами.

Пример. ТС для приема радиоволн включает антенну радиотелескопа

радиоволны молниеотводы молнии. ТП1: если молниеотводов много

они надежно защищают антенну от молний но поглощают радиоволны.

ТП2: если молниеотводов мало то заметного поглощения радиоволн

нет но антенна не защищена от молний. Необходимо при минимальных

изменениях обеспечить защиту антенны от молний без поглощения ра-

диоволн. (В этой формулировке следует заменить "молниеотвод" сло-

вами "проводящий стержень" "проводящий столб" или просто "провод-

ник")

Примечания.

1. Мини-задачу получают из изобретательской ситуации вводя огра-

ничения: все остается без изменений или упрощается но при этом

появляется требуемое действие (свойство) или исчезает вредное

действие (свойство).

Переход от ситуации к мини-задаче не означает перехода к ре-

шению небольшой задачи. Наоборот требование получить результат

"без ничего" ориентирует на обострение конфликта и заранее отре-

зает путь к компромиссным решениям.

2. При записи шага 1.1 следует указать не только технические час-

- 3 -

ти системы но и природные взаимодействующие с техническими. В

рассматриваемом примере такими природными частями ТС являются

молнии и принимаемые радиоволны.

3. Технические противоречия (что это такое) составляют записывая

одно состояние элемента системы: что в нем хорошо и что плохо а

затем противоположное состояние того же элемента с оценкой что

хорошо и что плохо.

Когда в условиях задачи дано только изделие (ТС нет) то ТП

получают рассматривая условно два состояния изделия хотя одно из

них заведомо недопустимо.

Например дана задача: "Как наблюдать невооруженным глазом

микрочастицы в прозрачной жидкости если они так малы что свет

обтекает их?" ТП1: "Если частицы малы то жидкость остается опти-

чески чистой но частицы ненаблюдаемые".

ТП2: "Если частицы большие то они наблюдаемые но

жидкость теряет оптическую чистоту что недопустимо".

ТП2 вроде бы исключается по условиям задачи - изделие менять

нельзя! Так и есть но ТП2 дает дополнительно требование к изде-

лию: маленькие частицы оставаясь маленькими должны стать большими.

4. Термины относящиеся к инструменту к изделию и внешней среде

необходимо заменять простыми словами для снятия психологической

инерции. Потому что термины:

- навязывают старые представления о технологии работы инструмента:

"ледокол" колет лед "якорь"- цепляется зубьями;

- затушевываются особенности веществ в задаче: "опалубка" - это

не просто "стенка" а "железная стенка";

- сужают представления о возможных состояниях вещества: "краска"

тянет к жидкому или твердому а может быть и газообразное.

ШАГ 1.2. Выделить и записать конфликтующую пару: изделие и инс-

трумент. Если инструмент может иметь два состояния то надо ука-

зать оба состояния. Если есть пары однородных взаимодействующих

элементов то достаточно взять одну пару.

Пример: Изделия - молния и радиоволны. Инструмент - проводя-

щие стержни.

Примечание 30. Правила 4-7 относятся ко всем шагам четвертой час-

ти АРИЗ.

ШАГ 4.1. Метод ММЧ: а) используя метод ММЧ (моделирование малень-

кими человечками) построить схему конфликта; б) изменить схему

А чтобы маленькие человечки действовали не вызывая конфликта; в)

перейти к технической схеме.

Примечание 31. Метод ММЧ состоит в том что конфликтующие требо-

вания схематически представляются в виде условного рисунка ( или

нескольких последовательных рисунков) на котором действует боль-

шое число "маленьких человечков" (группа несколько групп "тол-

па"). Изображать в виде "МЧ" следует только изменяемые части мо-

дели задачи (инструмент икс-элемент).

В шаге 4.1. действие б) часто выполняют совместив на одном рисун-

ке два изображения: плохое действие и хорошее действие. Если собы-

тия развиваются во времени стоит выполнить несколько последова-

тельных рисунков.

Рисунки надо делать хорошо: а) они выразительны и понятны

без слов б) дают дополнительную информацию о физическом противо-

речии указывая в общем виде пути его устранения.

32. Шаг 4.1. - вспомогательный. Он нужен чтобы нагляднее

представить что должны делать частицы в ОЗ. Метод ММЧ позволяет

увидеть что надо сделать без физики (как это сделать). Снимается

психологическая инерция фокусируется воображение т.е. метод ММЧ

- психологический. Но поскольку он осуществляется с учетом зако-

нов развития ТС то нередко приводит к техническому решению зада-

чи. Прерывать решение не следует - мобилизация ВПР обязательно

должна быть проведена.

АНАЛИЗ СПОСОБА УСТРАНЕНИЯ ФП.

Главная цель этой части - проверка качества полученного от-

вета. ФП должно быть устранено идеально "без ничего". Лучше зат-

ратить несколько часов на получение более сильного ответа чем

много лет бороться за плохо внедряемую слабую идею.

ШАГ 7.1. Контроль ответа. Рассмотреть вводимые вещества и поля.

Можно ли не вводить новые В и П использовав ВПР - имеющиеся и

производные? Можно ли использовать саморегулируемые В ?

Страницы: 1 2