Реферат: Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов

Рефераты по физкультуре и спорту » Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ( МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ )


САМАРА 1999 г.


Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов ( методические рекомендации ) .

В данной работе рассматриваются виды и способы педагогического контроля в системе подготовки волейболистов. Содержится материал по методике проведения тестирования физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ ( при прохождении програмного материала по волейболу ) ; юных волейболистов ДЮСШ и спортсменов высших разрядов. Здесь же рассматривается психологическая характеристика игры и воле- вая подготовка волейболиста как решающий фактор психологической подготовки спортсмена.

Рекомендуется для тренеров – преподавателей работающих по специализации “волейбол” и студентов – волейболистов занимающихся на спортивном отделении.


Составитель — старший преподаватель Н.Т. Названов


Печатается по решению кафедры физического воспитания Самарского

госуниверситета протокол № от


Рецензент: кандидат педагогических наук Ю.В. Шиховцев


2


В настоящее время подготовка высококлассных волейболистов особенно актуальна. Наша страна в прошлом мировой лидер в волейболе с распадом СССР сдала свои позиции. Предстоит много сделать, чтобы возродить былую мощь волейбольной державы.

Здесь большую роль отводится планированию и контролю за процессом подготовки волейболистов от новичка до члена сборной команды страны. Проблеме контроля в спорте интересовала и ранее многих исследователей и тренеров (Ю.В. Верхоманский, 1973, 1980гг; В.М. Зациорский, 1966, 1980 гг; М.Л. Горик, 1978, 1983 гг; Ю.Д. Железняк, К.А. Швец, 1981 и др.) в теме эффективного управления подготовкой как отдельных игроков так и команды в целом.

Современная подготовка волейболистов и волейбольных команд – сложный и многолетний педагогический процесс управляемый тренерами.

Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях выдвигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных научно-обоснованных и практически эффективных систем тренировок. Для успешного управления тренировочного процесса необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздействия на него тренировочных нагрузок. Поэтому эффективность управления находится в прямой зависимости от поступления достоверной, полной и своевременной информации об игроке или команде.

Среди важнейших функций управления значительная роль отводится контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффективность применяемых в ходе подготовки средств и методов, вносить корректировки в учебно-тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки.

Под педагогическим контролем в спорте следует понимать “совокупность способов получения информации о направлении и причиных морфологических и функциональных изменений происходящих в организме конкретного спортсмена (В.В. Петровский).

Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать те или иные недостатки в различных видах подготовки спортсмена, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить коррективы, способствующие эффективной подготовке.

За последние годы в учебно-тренировочном процессе волейболистов возросла роль педагогического контроля. Необходимость повышения его эффективности вызвана возросшими требованиями к различным сторонам подготовки игроков. Данные педконтроля позволяют следить за выполнением намеченных планов подготовки спортсменов, определить эффективность используемых средств и методов, находить новые пути для совершенствования учебно-тренировочного процесса. Таким образом, учитывая


3


актуальность вопросов, связанных с педагогическим контролем в процессе подготовки волейболистов, особое внимание приобретают вопросы:

• оценка эффективности применяемых средств и методов;

• выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для

оценки различных сторон подготовки спортсмена;

• выявление динамики спортивных результатов и прогнозирование

достижений игроков;

• отбор талантливых спортсменов.


Педагогический контроль

в системе подготовки спортсменов


Эффективность педагогического контроля в спорте имеет самое непосредственное влияние на качество управления тренировочным процессом.

Известно, что управление тренировочным процессом включает в себя три стадии: сбор информации, ее анализ и планирование.

В ходе подготовки тренер должен собрать разнообразную информацию о физическом состоянии спортсмена, о его технико-тактическом мастерстве, об уровне развития волевых качеств, о нагрузке и т. п. Кроме этого, тренер должен постоянно сопоставлять показатели технико-тактического мастерства, с результатами тестирования и данными о нагрузке. Только так можно подобрать наиболее эффективные для каждого из них или команды в целом средства и методы тренировки и определить их воздействие в занятии, периоде, сезоне.

Педагогический контроль осуществляют в процессе тренировочных занятий и соревнований. Эти два раздела контроля дополняют друг друга. В процессе тренировочных занятий педагогический контроль осуществляется по следующим пунктам:

– контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;

– контроль за применяемыми средствами тренировки;

– контроль за эффективностью средств тренировки;

– контроль за состоянием тренированности.

Педагогический контроль соревновательной деятельности игроков предполагает оценку следующих показателей:

– отношение игроков к соревнованиям;

– выполнение отдельными игроками их действий;

– технические показатели игроков и команды;

– переносимость игроками соревновательных нагрузок.

В подготовке спортсменов-волейболистов важное значение имеет планирование готовности игрока (команды) на уровень высших спортив-


4


ных достижений. При этом тесным образом должны быть взаимосвязаны организация и система оценки эффективности процесса подготовки.

Схематично это можно изобразить так:

Планирование – организация > контроль


Планирование и организацию тренировочного процесса необходимо рассматривать в единстве. Контроль в данном случае выступает как оперативное управление, обеспечивающее подготовку спортсмена в соответствии с намеченным планом. При этом одним из критериев оценки будет являться степень соответствия полученных результатов с намеченными планами и последующей корректировкой.


Виды педагогического контроля


Педагогический контроль предполагает оценку состояния, в котором находится спортсмен или оценку тренировочного эффекта. В зависимости от длительности временного промежутка, необходимого для перехода от одного состояния в другое, выделяют три вида состояния: оперативное, текущее и устойчивое (нормативное). В соответствии с этим существуют три формы педагогического контроля нагрузок за состоянием спортсмена:

1. Оперативный – оценивающий срочный тренировочный эффект и то

состояние, в котором находится спортсмен в данный момент (опе-

ративный контроль предназначен для регистрации нагрузки трени-

ровочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом);

2. Текущий – основная задача которого, определить повседневное ко-

лебание в состоянии спортсмена (он предназначен для регистрации

нагрузок в микроциклах);

3. Поэтапный – оценка устойчивого состояния спортсмена на различ-

ных этапах тренировочного процесса.

В настоящее время во многих видах спорта, и в том числе в волейболе, для подготовки тренировочных программ используют анализ результатов комплексного контроля. Комплексный контроль представляет собой систему, которая включает углубленное медицинское обследование, поэтапное комплексное обследование, текущее обследование и обследование соревновательной деятельности игроков.


Методы педагогического контроля


Для осуществления педагогического контроля применяются следующие методы:

1. Педагогические наблюдения.

2. Анализ и синтез данных педагогического контроля.

5


3. Оценка результатов тренировочного процесса и соревновательной

деятельности игроков.

4. Беседы, опрос.

Метод педагогического наблюдения применяется тренерами в процессе занятий и соревнований. Они ведут наблюдения за поведением игроков, их активностью, эмоциональным состоянием, за тем, как они переносят тренировочные и соревновательные нагрузки.

Метод анализа и синтеза – основной метод педагогического контроля. Эффективное использование данного метода имеет самое непосредственное влияние на качество управления тренировочным процессом. От точности анализа данных педагогических наблюдений и от правильности принятых тренером решений зависит совершенствование процесса подготовки.

Метод оценки результатов подготовки рекомендуют для определения качественных сдвигов у занимающихся. В большинстве случаев оценивание различных видов подготовки спортсменов строится на объективных показателях с использованием различных приборов, видеомагнитофонов, кино, контрольных упражнений по видам подготовки, контрольных заданий в соревнованиях.

В тех случаях, когда какие-либо показатели не поддаются объективной оценке, используют метод экспертных оценок. Обычно применяется пятибалльная система оценок.


Способы педагогического контроля


Тестирование является наиболее распространенным способом педагогического контроля над процессом спортивной подготовки. Особенно много разработано тестов для оценки физической и технической подготовленности спортсменов. Это опубликовано В.И. Зациорским, М.А. Годик, еще в 1964 году, у А.И. Беляева, Е.В. Фомина в 1982 году, Ю.Н.э Клещева, А.Г. Айрияну в 1985 г. и др.

Известно, что начальный и наиболее важный этап создания системы комплексного контроля связан с выбором и обоснованием тестов.

При составлении программы тестирования необходимо определить: какие тесты необходимо использовать для оценки подготовленности спортсменов; сколько нужно тестов, чтобы получить нужную достоверную информацию для планирования учебно-тренировочной работы.

При выборе тестов следует использовать только те из них, которые отвечают специальным требованиям:

1. Стандартность.

2. Наличие системы оценок.

3. Надежность.

4. Информативность.

6


Стандартность – процедура и условие тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста.

Система оценок. Показанные спортсменами результаты в различных тестах выражаются в разных единицах (секунды, сантиметры) и поэтому непосредственно не сопоставимы друг с другом. Кроме того, данные тестирования сами по себе не указывают, насколько удовлетворительно состояние спортсмена. Поэтому результаты превращают (искалируют) в оценки: очки, баллы и др. Процесс выведения оценок называют оцениванием. Оценивание, как правило, происходит в два этапа. На первом этапе показанные спортсменами результаты превращают в очки, на втором, после сравнения набранных очков с заранее установленными нормами выводится итоговая оценка.

В практике используют различные стандартные шкалы оценок. Наиболее популярной среди них – Т-шкала. Стандартные шкалы названы так потому, что в них масштабом служат стандартные (средние квадратические) отклонения.

В Т-шкале среднее значение результатов теста приравнивается к 50 очкам, а стандартное отклонение от средней – к 10 очкам:

х − &&&

х

Т = 50 + 10 ,

δ где Т – оценка результата в тесте конкретного спортсмена, &х& – средняя ве-

& личина; х – результат этого спортсмена в тесте, δ – стандартное отклонение.

Надежность является одним из главных требований, предъявляемых к тестам. Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. То есть один и тот же тест, применяемый к одним и тем же испытуемым, должен давать в одинаковых условиях совпадающие результаты

Существенным фактором при выборе того или иного теста является его информативность.

Информативность теста – это степень точности, с какой он измеряет свойства (качество, способность), для оценки которого используется.


Педагогический контроль

за физической подготовленностью волейболистов


Современный волейбол характеризует ориентация на атлетизм и универсализация игроков, повышение темпа игры, разнообразие тактических вариантов. Это предъявляет особые требования к подготовке волейболистов и обуславливает необходимость поиска эффективных методов контроля и управления спортивной тренировкой с целью оптимизации и ин-

7


дивидуализации тренировочного процесса спортсменов. Специалисты волейбола считают, что для достижения высоких спортивных результатов следует развивать физические качества, начиная со школьной скамьи.

а) Педагогический контроль за физической подготовленностью учащихся общеобразовательных школ.

Педагогической практикой доказана ценность применения экспресс оценки уровня физической подготовленности учащихся, так как это позволяет совершенствовать методику дифференцированного подхода, а также по величине и направленности полученных сдвигов корректировать весь педагогический процесс. Однако в практике работы школ наметилась недооценка проведения тестирования в целях срочного педагогического контроля. Формальный подход к тестированию приводит к серьезным отрицательным последствиям, так как только контрольные испытания без последующего анализа их результатов не могут быть объективной основой для планирования учебной внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся.

Известно, начиная с 5 класса школьники должны овладевать навыками спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч). Начиная с 8 класса они совершенствуют навыки одной игры.

Игра в волейбол предъявляет высокие требования к физической подготовленности человека, и в первую очередь, к уровню развития скоростно-силовых качеств и быстроты движения.

В связи с тем, что в учебный материал программы включено большое количество тестов для контроля за физической подготовленностью школьников, возьмем лишь те из них, которые характеризуют уровень развития скоростно-силовых качеств учащихся V-XI классов.

Тесты: бег на 60 м (100 м); прыжок в длину или в высоту с разбега; метание мяча (метание гранаты).

Методика проведения этих тестов общепринята. При прохождении программного материала по волейболу некоторые авторы (Г.Б. Мейксон, Г.П. Богданов) рекомендуют использовать челночный бег 6х6 м или 3х12 м и прыжок в длину с места для оценки физической подготовленности учащихся.

Прием контрольного испытания по данному тесту следует проводить на первом занятии по обучению технике волейбола. Начальное тестирование каждого испытуемого и оценка с помощью соответствующих его возрасту и полу нормативов определит исходный уровень физической подготовленности ученика. Повторное тестирование в конце прохождения учебного занятия по волейболу и соответствующая оценка по нормативам дает возможность педагогу определить степень прироста результатов и дать анализ педагогического процесса за истекший период.


8


Тесты:

1. Челночный бег 3х12 м. Место испытания – спортивный зал. За каждой чертой, находящейся в 12 м друг от друга, наносятся полукруги радиусом 50 см с центром на линиях. В полукруге кладутся деревянные или пластмассовые кубики 5х5х5 см. По команде марш испытуемый пробегает 12 м, берет из полукруга кубик, поворачивается кругом и пробегает 12 м, кладет кубик в полукруг и возвращается обратно.

2. Челночный бег 6х6 м. По сигналу учащийся бежит, преодолевает расстояние 6 м шесть раз, при этом каждый раз касается рукой стартовой и контрольной линии.

3. Прыжок в длину с места. Прыжок производится одновременным отталкиванием двух ног и взмахом рук, приземление производится на обе ноги. измерение результата производится от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении.

б) Педагогический контроль в ДЮСШ.

Программа многолетней подготовки юных волейболистов детскоюношеских спортивных школ по волейболу рассчитана на 9 лет.

Программирование процесса многолетней подготовки волейболистов дает необходимый эффект только при наличии системы контроля за ходом подготовки. Большая роль отводится педагогическому контролю, задача которого состоит в осуществлении индивидуализации тренировочного процесса с учетом пола, возраста, степени физического развития занимающихся и уровня их физической подготовленности, в определении эффективности применяемых средств и методов по видам подготовки, коррекции тренировочных планов.

В программе для детско-юношеских спортивных школ определены требования по физической подготовке, при приеме в учебные группы, при выпуске из них и по окончании каждого года занятий (переводные). Результаты контрольных испытаний по физической подготовке и сопоставлении их с нормами позволяет тренеру выявить динамику роста спортивных результатов и прогнозировать достижения спортсмена.


Тесты:

По общефизической подготовке: бег 100 м, 1000 м, подтягивание, прыжок в длину с места.

Специальные тесты:

1. Челночный бег 36 м: 6х6 м.

2. Бег 30 м с высокого старта. Методика общепринятая.

3. Бег “Елочка” 92 м. На боковых линиях волейбольной площадки через 3 метра от лицевой линии устанавливают набивные мячи весом 1 кг (по три мяча на линии). Седьмой мяч находится на расстоянии 1 метра от середины лицевой линии. По сигналу спортсмен начинает бег, касаясь по-


9


очередно мячей 1, 7, 2, 7, 3, 7, 4, 5, 7, 6, 7. Фиксируется время пробегания первой половины дистанции и всего пути.

4. Прыжок вверх с места и с разбега толчком двух ног.

Прыжок с места. На поясе (сзади) у спортсмена закрепляется вертикально сантиметровая лента (устройство В.М. Абалакова). На ней отмечается точка отсчета при положении испытуемого стоя на всей ступне (а). Спортсмен совершает прыжок вверх толчком двух ног с активным взмахом рук. После прыжка вновь отмечается показатель на сантиметровой ленте (б). Величину прыжка определяют по разнице (б) и (а). Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. делается три попытки, учитывается лучший результат.

Прыжок с разбега (экран прыгучести). Прибор служит для измерения высоты прыжка вверх толчком двумя ногами с разбега (или с места). Устройство должно давать возможность измерять длину тела стоя на носках с вытянутой вверх рукой (а) и высшую точку касания во время прыжка вверх. Разница в показателях (б) и (а) характеризует величину прыжка.

5. Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками.

– Метание сидя. Из исходного положения сидя, при этом плечи находятся на уровне контрольной линии (линия отсчета), испытуемый выполняет бросок мяча из-за головы двумя руками.

– Метание стоя. Испытуемый из исходного положения одна нога впереди стоит у линии, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Следует замах мяча назад за голову и бросок вперед.

– Метание в прыжке. Исходное положение: стоя у линии, ноги вместе, мяч внизу перед собой. Подпрыгнуть вверх, испытуемый делает замах и бросок мяча в прыжке.

в) Педагогический контроль в командах I разряда (вузовский уровень).

Современная подготовка волейбольных команд, особенно в вузах, сложный педагогический процесс, управление которым определяет тренерпреподователь. Перспективный план подготовки включает четырехлетний цикл. На 5 курс студенты спортсмены как правило снижают интенсивность и объем тренировочной нагрузки. В четырехлетнем цикле ежегодно четко определены три периода: переходный, подготовительный, соревновательный. Контроль по ежегодной спартакиаде вузов города. Педагогический контроль подготовки предполагает контроль модели и состава команды, процесса подготовки и ее выступление на соревнованиях.

Контроль подготовки осуществляется ежегодно в два этапа. Подготовительный с 1 сентября по 31 декабря и основной с 1 января по 31 мая. В это время проводится оперативный, поэтапный, годичный контроль.

Тесты по специальной физической подготовленности игроков:

1. Бег “Елочка” 92 метра.

2. Бег 9-3-6-3-9 (цифры означают дистанцию бега на волейбольной площадке). Старт от лицевой линии, коснуться рукой линии напа-


10


дения на “стартовой” стороне площадки, коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и сделать рывок до лицевой линии, противоположной месту старта.

3. Тест на прыжковую выносливость. Прыжки с места толчком обеими ногами на оптимальную высоту (к росту игрока-мужчины прибавить 80 см, к росту игрока-женщины – 60 см) с доставанием маркированной отметки двумя руками (количество прыжков).

4. Челночный бег 36 м: 6х6 м.

5. Прыжок с места и с разбега толчком обеими ногами.

6. Тест на скоростную силу: приседание в течение 20 сек. (количество раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа в течение 10 секунд (количество раз).

7. Бросок набивного мяча 1 кг на дальность одной рукой.

8. Тест на ловкость: на высоте, составляющей 80% от максимальной высоты прыжка волейболиста и на расстоянии 80-200 см от средней линии натягивают веревочку. В середине волейбольной площадки маркируется мишень размером 1х1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие (количество попаданий).

Оценивая текущее состояние спортсмена необходимо соблюдать следующие условия:

– тестирование проводить в подготовительном и соревновательном периодах, регулярно через равные промежутки времени для каждого периода;

– время и число контрольных испытаний должно бать одним на весь подготовительный и соревновательный периоды;

– к испытанию допускать только здоровых спортсменов после интенсивной разминки 3-5 мин. С отдыхом перед тестированием;

– контрольные упражнения по специальной выносливости выполнять по одному в занятие.

2) Психологическая характеристика игры одна из главных особенностей двигательных актов, выполняемых волейболистом в процессе игры – необходимость быстро переключаться с одних форм движения на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру. Это обусловлено самой спецификой игры. Так средняя скорость полета мяча при подачах равна 12,3 м/сек, дальность полета более 15-16 метров. При возрастании скорости полета во времени подачи, когда мяч подается спортсменом в прыжке, условия приема затрудняются. Скорость полета мяча от нападающего удара по результатам исследования В.А. Осколкова и данным Л.И. Гуревич равняется в среднем 25 м/сек. Сделанный анализ позволил дополнительно охарактеризовать некоторые временные параметры различных компонентов игры. Оказалось, что время второй передачи мяча для нападающего удара из зоны 3 в зону 4 составляет в среднем 1,36 сек, время приема мяча с подачи 1,40 сек, приема мяча с нападающего удара – 0,40 сек.


11


О психологической напряженности игры свидетельствует длительность приема мяча с нападающего удара. Осуществляя это важное действие, волейболисты должны оценить направление полета мяча, спланировать свое действие, принять мяч. На все эти действия волейболисту требуется примерно 0,40 сек. Приведенные временные характеристики свидетельствуют о том, что волейбол предъявляет очень жесткие требования к быстроте и точности восприятия, к интенсивности и устойчивости внимания, к скорости реакции, а также требует от игрока исключительной точности и дифференциации движений.

Энергозатраты во время активно проведенной игры весьма значительны. Потеря веса может в некоторых случаях достигать 2,5-3,0 кг., что свидетельствует о большом объеме и интенсивности соревновательных нагрузок. Такие энергозатраты, по-видимому, связаны с тем, что в процессе игры, особенно при участии в ответственных соревнованиях, большие требования предъявляются к центральной нервной системе. Причина этого может заключаться в том, что:

1. Постоянно меняющаяся ситуация игры требует от игрока быстро переключаться от выполнения одного движения к другому. Такое переключение связано с перегруппировкой процессов торможения и возбуждения, происходящих в минимально короткий промежуток времени. При недостаточной подвижности процессов возбуждения и торможения происходит их сталкивание, нарушается ранее сформированный стереотип.

2. Несмотря на всю динамичность игры в целом, волейболист часто принимает вынужденное исходное положение в ожидании мяча при приеме подачи, нападающем ударе, при готовности к страховке и т. д. Напряженное состояние в момент игры партнеров и “противника” (незначительное по сравнению с другими видами спортивных игр передвижение по площадке) вызывает значительное статическое напряжение мышц. При статических напряжениях быстрее развивается утомление соответствующих двигательных центров.

Интересно отметить, что нервное напряжение в нападении снижается, а в защите повышается. Поскольку волейбол – игра командная, каждый игрок свои действия должен согласовывать с действиями игроков всей команды. Эти особенности волейбольных соревнований требуют от спортсмена умения ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, что возможно только при наличии полного самообладания и максимальной сосредоточенности.


Содержание психологической подготовки


Психологическую подготовку спортсмена целесообразно подразделять на: а) общую, направленную на развитие психических функций и качеств личности, необходимых для успешной деятельности в данном виде


12


спорта, и б) специальную, направленную на формирование готовности к конкретному предстоящему соревнованию.

Общая психологическая подготовка осуществляется в каждой тренировке в течении всего спортивного стажа, так как совершенная физическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена неразрывно связана с психологической. В ходе ее спортсмен познает свои функциональные возможности и объективные предпосылки к победе, укрепляет веру в свои силы, приобретает необходимый психологический тонус.

Специальная психологическая подготовка направлена на достижение оптимальной работоспособности спортсмена при выступлении в каждом конкретном соревновании: регулируется предстартовое состояние, готовность к наилучшему выполнению определенной программы действия в конкретных условиях.

Оба вида психологической подготовки – как общая, так и специальная – взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Учитывая то, что в процессе общей психологической подготовки волевая подготовка приобретает решающее значение, целесообразно остановиться на средствах воспитания волевой подготовки. Как составляющую специальной психологической подготовки рассмотрим некоторые методы регуляции предстартового состояния спортсмена.


Средства воспитания волевых качеств волейболистов


1. Воспитание настойчивости, выдержки и самообладания.

Специальных упражнений для воспитания настойчивости при овладении техникой и тактикой не существует. Необходима определенная организация тренировочных занятий.

Для стимулирования упорной работы над усвоением и совершенствованием техники и тактики большое значение имеют:

а) эмоциональность трудных упражнений, применение соревновательного метода при выполнении отдельных приемов техники и тактики под контролем тренера и самого тренирующегося;

б) отметки за качество выполнения;

в) поощрения игроков, проявляющих настойчивость и трудолюбие.

Чтобы преодолеть утомление и сохранить высокий темп игрок должен обладать не только настойчивостью, но и выдержкой – способностью переносить большие напряжения, преодолевать утомление и болевые ощущения. Поэтому упражнения, применяемые для развития специальной выносливости волейболиста, следует использовать и для воспитания выдержки.

Вот примерные упражнения:

а) бег с рывками в различных направлениях с преодолением различных препятствий, проводимый в конце занятий при наличии утомления;

13


б) прыжки с имитацией нападающих ударов, кувырки, перекаты влево и вправо по зрительному сигналу;

в) прием зачетных нормативов по технике после интенсивной тренировки.

Применяя эти упражнения, необходимо постепенно повышать объем нагрузки добиваясь, чтобы все задания выполнялись точно и до конца. В противном случае они не будут служить средством воспитания выдержки и самообладания.

Хорошим средством развития настойчивости и выдержки являются учебные игры в усложненных условиях со специальными заданиями, повышающими напряженность игры.

Например: а) двухсторонние игры с неравным числом игроков;

б) игры с открытым и закрытым гандикапом, стимулирующие проявление волевых усилий, нужных для ликвидирования преимущества “противника” или для сохранения собственного преимущества;

в) игра, сопровождающаяся неблагоприятным эмоциональным фоном;

г) игры в условиях ненормального температурного режима.

В ряде случаев спортсмен сильную усталость и неприятные болезненные ощущения воспринимает как признак крайнего утомления организма и истощения своих сил. Он прекращает выполнение упражнения, не пытаясь преодолеть усталость. Но, как показывают специальные экспериментальные исследования, сильная усталость еще не является показателем столь же сильного утомления организма и невозможности продолжать работу без вреда для здоровья. Для воспитания выносливости необходимо преодолеть чувство усталости и физические трудности; спортсмен привыкает к неприятным ощущением и не будет им поддаваться.

Волевое усилие поддерживается и второстепенными стимулами. Очень важно при возникновении утомления медленно представить себе что-нибудь, уметь переключать внимание на посторонние предметы. Преодолению утомления способствует также самоубеждение, самоободрение, самоприказы.

В заключении следует отметить, что для полноценного проявления настойчивости, выдержки и самообладания во время игры особое значение имеет воспитание у игроков чувства дружбы и товарищества. Каждый игрок должен быть твердо уверен в поддержке товарищей в трудный момент.

2. Воспитание смелости и решительности. Смелость и решительность в борьбе с препятствиями характеризуются способностью затрачивать необходимые волевые усилия в процессе деятельности, связанной с сознанием опасности, требующей преодоления отрицательных эмоциональных состояний.

Воспитание решительности, так же как и других волевых качеств, неразрывно связано с физической и технической подготовкой волейболиста. Решительность выражается в способности своевременно находить обдуманные решения задач, возникающих в процессе деятельности, и быстро их реализовывать. Основные причины нерешительности:


14


а) отсутствие уверенности из-за недостаточной технической, тактической и физической подготовки;

б) боязнь травм;

в) опасение попасть по блоку в сетку и т. д. в ответственные моменты игры;

г) боязнь отрицательной реакции зрителей на неточный удар, а также упреков тренера и товарищей.

Для развития у волейболистов решительности и смелости применяются упражнения, требующие проявления этих качеств. Это различные акробатические прыжки, прыжки в воду, занятие хоккеем, ручным мячом, баскетболом и др.

Немаловажное значение имеет правильный разбор игр, в котором тренер отмечает все случаи проявления нерешительности и указывает на необходимость смелых и решительных действий. Поощрение игроков, проявляющих смелость, решительность во время игры, даже если их действия не достигли цели, так же способствует воспитанию решительности. Наконец, большое значение для воспитания решительности может иметь воздействие на самолюбие спортсмена, указание на перспективы игрока при устранении данного недостатка.

3. Воспитание инициативности. В ряде случаев в процессе игры возникает необходимость отказаться от заранее намеченного тактического плана. Игрокам приходится проявлять самостоятельность и инициативу, чтобы игра не стала однообразной, стандартной, так как это не способствует успеху.

Инициативность проявляется в способности быстро ориентироваться в игровой обстановке. Целесообразно использовать игровые положения, гибко изменять и самим создавать благоприятные ситуации для себя и неожиданные для противника. Игроки должны проявлять инициативу при организации атак и защитных действий, не боясь личной ответственности.

Развитие инициативности возможно лишь при хорошей технической и тактической подготовленности. Для воспитания инициативности необходимо создавать условия, из которых они должны найти выход собственными усилиями и средствами. Помимо того рекомендуется:

а) систематическое привлечение игроков к разработке и активному обсуждению тактических планов предстоящих игр;

б) при разборке проведенных тренировок и игр вовлекать в обсуждение всех игроков, уделяя особое внимание анализу тактических ошибок и продумыванию различных вариантов правильных решений;

в) поручать отдельным игрокам просматривать игры других команд, выявлять сильные и слабые стороны отдельных игроков команды, привлекать к обслуживанию различных тактических вариантов;


15


г) проводить в отдельных случаях тренировочные игры, давая специальное задание – проявлять больше самостоятельности и инициативности при решении тактических задач.

Одним из основных средств воспитания инициативности волейболистов являются двухсторонние игры, проводимые в условиях, требующих от игроков максимального проявления инициативы.


Библиографический список:


1. Осколкота В.А. Сунгуров М.С. “Волейбольное учебное пособие для занятий с начинающими”. М., Ф. и С., 1985.

2. Железняк Ю.Д. Служкий Л.Н. “Волейбол в школе”. Пособие для учителя. М., Просвещение. 1989.

3. “Спортивнык игры”. Учебник для студентов педагогических институ- тов по специальности “Физвоспитание”. Ред. Неварева В.Д. Просвещение. 1985.

4. Железняк Ю.Д. “Юный волейболист” М., Ф. и С., 1988.

5. Осколота В.А. Сунгуров М.С. “Техника и тактика игры в волейбол”. М., Ф. и С., 1991.


16