Анализ специальных работ, международного опыта, материалов 35-й сессии Международной олимпийской академии [1, 2 и др.] свидетельствует о том, что в исследовании олимпийского образования выделяют два основных аспекта: во-первых, - научно-познавательный, подчеркивающий необходимость развития самостоятельной научной дисциплины, раскрывающий закономерности возникновения, развития и взаимодей ствия олимпийского движения с другими областями жизнедеятельности общества (Н.А. Пономарев , 1991; П.Ф. Шпаков, 1991; Ж.Н. Пугачева,1991; Л.В. Парфенова, А.В. Парфенов, 1995; С.Д. Неверкович, 1996; В.А. Рогозкин, 1996; В.Н. Платонов, 1998, и др.). В качестве такой дисциплины, имеющей определенные цели, предлагаются:
- педагогика олимпизма, социологическая концепция олимпизма, теория олимпизма, теория олимпийского спорта;
- социально-педагогический аспект, который вытекает из разработанной Пьером де Кубертеном концепции олимпийского движения прежде всего как педагогического феномена (В.У. Агеевец, 1991; А.Б. Суник, 1991; Ю.М. Чернецкий, 1991; В.И. Столяров, 1995; А.Г. Егоров, 1997; В.С. Родиченко, 1998; J.A. Samaranch, 1989, и др.). При этом олимпийское образование рассматривается в нескольких аспектах: как средство спортивно-гуманистического образования, воспитания и обучения детей и молодежи (В.И. Столяров, 1989; Н. Baskau, 1987, и др.), как идея всестороннего гуманитарного образования, человеческой самореализации (N. Muller, 1996); как условие формирования взаимопонимания между народами (К. Georgiadis, 1995); как фактор гармонизации интересов олимпийского движения (В.С. Родиченко, 1996); как средство формирования здорового образа жизни (А.В. Бочко, 1996, и др.); как основа профессиональной подготовки специалистов по ФКиС (Н.В. Печерский, А.А. Сучилин, 1995; А.Г. Наталов и др., 1996; В.Н. Платонов, 1998) и др.
Кроме того, структуру олимпийского образования, по нашему мнению, необходимо дополнить материала ми исследований регионально-исторического характера. По свидетельству специалистов (В.П. Лепешев, 1994; Г.И. Мызан, 1994, и др.), региональная политика в области физкультурного образования формируется стихийно, без научного анализа и обоснованных рекоменда ций.
Актуальность таких исследований обусловлена следующими факторами:
-развитием современного физкультурно -спортивного движения России с начала 90-х гг. ХХ в. по территориальному принципу, т.е. как в центре, так и во всех 89 субъектах Федерации;
-развитием и укреплением законодательной базы физической культуры и спорта в РФ и ее субъектах [3 и др.];
-созданием региональных олимпийских академий (приказ Госкомитета РФ от 8 июня 1989 г. "Об организации региональных олимпийских комитетов"), разделяющих всю территорию России на свои зоны влияния и осуществляющих такие функции, как разъяснение и пропаганда ценностей и идеалов олимпизма, координация научно-исследовательской работы по проблемам олимпизма, внедрение олимпийского образования в регионах и др.;
- отсутствием в настоящее время ее обоснования в специальной научной литературе;
- возрастающим интересом молодежи к истории ФКиС, к Олимпийским играм, обусловленным введением в образовательных учреждениях России новой учебной дисциплины "Олимпийское образование", осуществляемым согласно совместному приказу Олимпийского комитета России и Министерства образования Российской Федерации "Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр" №51/84 А/от 5 марта 1994 г.;
- наличием комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразо вательной школы, содержание которой состоит из двух частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Базовый компонент составляет основу общегосудар ственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере ФКиС. Дифференцированная часть программы определяется необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей школ;
- богатыми традициями развития ФКиС в Волгоградской области, возрастанием роли региона в спортивной жизни страны, активным участием спортсменов в крупных международных соревнованиях. Осмысление и рациональное использование накопленно го опыта, несомненно, открывает возможности определения проблем и перспектив дальнейшего развития данного региона во взаимосвязи с общефедеративными;
Сложившаяся к настоящему времени познавательная ситуация обязывает рассматривать регионально -исторический аспект олимпийского образования с широких методологических позиций, в рамках социально -философского и исторического подходов, на базе принципа единства логического и исторического. Это обстоятельство делает необходимым дополнительное исследование рассматриваемой проблемы.
Список литературы
1. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999г., № 80-93.
2. Conclusions of the First Cycle of Group Discussions: paper Presented at the 35-th International Session, 1995.
3. Conclusions of the Second Cycle of Group Discussions: paper Presented at the 35-th International Session, 1995.
4. Е. Дивинская, Волгоградская государственная академия физической культуры. Регионально-исторический аспект как составная часть олимпийского образования
Другие работы по теме:
Экологические проблемы сочи
Стратегическое видение Основы стратегии Сочи 2014 были заложены концепцией «Вместе мы победим!», одержавшей победу на стадии заявочной кампании и приведшей Игры в город Сочи. Дальнейшее развитие стратегического видения Сочи 2014 послужило формированию концепции «Олимпийский бриллиант», которая предлагает понимание Игр 2014 года, как инновационных Олимпийских и Паралимпийских игр, которые выразят характер России и принесут позитивные изменения, вдохновляющие весь мир. «Олимпийский бриллиант» определил девять важнейших ценностей Олимпийского проекта 2014 года: Уникальность, Целеустремленность, Гармония, Интеграция, Наследие, Гостеприимство, Уважение, Сотрудничество, Совершенство;
Олимпийское воспитание
Основоположник современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен впервые выступил с идеей возобновления античных состязаний в ноябре 1892 г., сделав доклад в Сорбонне (Парижском университете) на тему: "Возрождение олимпиады".
Приоритеты неоолимпизма
Научное видение проблем Международного олимпийского движения предполагает рациональное осмысление его сущности и роли в системе ценностей мировой культуры, понимания его перспектив, основных тенденций развития.
Кёрлинг
История и первые соревнования по кёрлингу.
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
Геополитика структура
Структура геополитики и ее место в системе наук Основываясь на разделении геополитики на теоретическую и практическую (геостратегическую) составляющие, структуру современной геополитики можно представить в виде следующей схемы (рис. 1.1).
Темы ов
Фамилия на «А»: Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта (ФКиС) в первобытном обществе
Чохская культура
Чохская стоянка - первый исторический пямятник, открытый на Северном Кавказе охская стоянка представляет собой каменное жилище примыкающее к скальному навесу, сразу по ним два углубления, в одном из них древние племена изготавливали орудия, в другое собирали кости убитых животных. Кремень, он же нуклеид, - это подобие камня, твердый и прочный материа.
Олимпийское движение в РБ
Реферат на тему : Олимпийское движение в РБ Подготовил студент БГУФК Факультета СИиЕ , 116 гр. Храмцов Павел Олимпийское движение в РБ В мае 1997 году, Выступая на Олимпийском собрании, Президент страны сказал: - В мире нет аналогов, чтобы Глава государства избирался руководителем Национального олимпийского комитета.
Постижение истории Тойнби
«Постижение истории» (англ. A Study of History), правильнее — «Исследование истории» — фундаментальный исторический труд А. Дж. Тойнби, состоящий из 12 томов и писавшийся с 1934 по 1961 гг.
Культурная революция в СССР
культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры»[1] . Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»:
Пролетарская революция журнал
Введение 1 Основные сведения Список литературы Пролетарская революция (журнал) Введение «Пролетарская Революция» — исторический журнал, издавался в Москве в 1921—1941 годах.
Военно-исторический журнал
«Военно-исторический журнал» — ежемесячное издание Министерства обороны РФ. Первый номер ВИЖ вышел в свет 29 августа 1939 года. В 1939—40 журнал издавался как орган Народного комиссариата обороны СССР, в период с января по июль 1941 года как орган Генштаба РККА. С началом Великой Отечественной войны издание было прекращено и возобновлено в 1959 году.
Турецко-курдский конфликт
Турецко-курдский конфликт — вооружённый конфликт между правительством Турции и боевиками Курдской рабочей партии, ведущими борьбу за создание суверенного курдского государства, продолжающийся с 1984 года до настоящего времени.
Хабеас корпус акт
Хабе́ас ко́рпус акт (англ. Habeas Corpus Act) — законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус).
Исторический факт
В исторической науке выделено два типа исторических фактов : собственно исторический факт и научно-исторический факт. Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Чако национальный исторический парк
Чако (национальный исторический парк) Национальный исторический парк Чако (англ. Chaco Culture National Historical Park) занимает территорию в 53 квадратные мили и считается одним из самых важных с точки зрения археологии районов в Северной Америке. Люди, населявшие эту землю, создали самые массивные за всю историю региона до 1800 г. рукотворные сооружения.
Понятие вещного права
Вещное право - неотъемлемая составная часть гражданского законодательства любого развитого государства. Объектом вещного права служит индивидуально-определенное имущество. Вещи, определяемые родовыми признаками, а также различные нематериальные блага объектами вещных прав не являются. Помимо права собственности, к вещным правам относятся Ст. 216 ГК РФ.:
Декларация о независимости Техаса
(англ. Texas Declaration of Independence) — исторический документ, официальное заявление о независимости Республики Техас от Мексики, произошедшее во время Техасской революции. Подписана 2 марта 1836 года в городе Вашингтон-на-Бразосе.
Барселона (Barcelona)
Барселона - город на Северо-Востоке Испании, на берегу Средиземного моря, в междуречье Бесос и Льобрегат. Барселона - историческая столица Каталонии, крупнейший порт на Средиземном море. Второй город после Мадрида по числу жителей в стране.
Национальный исторический парк культуры Хоупвелл
План Введение 1 История Список литературы Введение Национальный исторический парк культуры Хоупвелл (англ. Hopewell Culture National Historical Park, ранее известен как Национальный монумент Маунд-Сити-Груп) — национальный исторический парк США, содержащий земляные сооружения и погребальные курганы древней индейской культуры Хоупвелл.
Алжан Жармухамедов
Заслуженный мастер спорта, Девятикратный Чемпион СССР, Трехкратный Чемпион Европы, Олимпийский Чемпион.
Тягачев Леонид Васильевич
Что бы ни говорилось, спорт - это реальная область политики, а Олимпийское движение - вершина гигантской пирамиды, в которой синтезированы престиж нации, коммерческий успех крупнейших фирм мира.