Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Блеер, Доктор педагогических наук, профессор В.В. Шиян, Российская государственная академия физической культуры, Москва
Последние изменения правил проведения соревнований по спортивной борьбе, направленные на повышение зрелищности поединков, предусматривают существенное увеличение активности ведения схватки с одновременным увеличением количества выполненных технических действий. С учетом этого реально возникает проблема, связанная с тем, что при возросшей интенсивности ведения соревновательного поединка на фоне прогрессирующего физического утомления будет происходить временная еавтомати зация двигательного навыка спортсмена.
В спортивной практике это обычно проявляется во второй половине соревновательного поединка, проводимого с высокой интенсивно стью. В таком случае (особенно если спортсмен имеет не очень высокий уровень специальной выносливости) отмечаются значительные изменения рН крови (ниже 7,0 усл. ед.), что свидетельствует о крайне неблагоприятной реакции спортсмена на работу такой интенсивности. Из результатов более ранних исследований (В.В. Шиян, А.В. Осборн) известно, что устойчивое нарушение ритмовой структуры двигательного навыка борца при выполнении броска прогибом начинается с уровня физического утомления при значениях рН крови ниже 7,2 усл. ед. В этой связи возникает два возможных пути повышения стабильности проявления двигательного навыка борцов:
а) поднять уровень специальной выносливости борцов до такой степени, чтобы они могли проводить поединок любой интенсивности без выраженного физического утомления (реакция на нагрузку не должна приводить к ацидотическим сдвигам ниже значений рН, равных 7,2 усл. ед.);
б) обеспечить стабильное проявление двигательного навыка в любых экстремальных ситуациях предельных физических нагрузок при значениях рН крови, доходящих до значений 6,9 усл. ед.
В рамках первого направления выполнено достаточно большое количество специальных исследований, определивших реальные пути и перспективы решения проблемы форсированного воспитания специальной выносливости борцов. По второй проблеме реальных, практически значимых наработок до настоящего времени нет.
Для более подробного изучения особенностей динамики отдельных критериев оценки устойчивости двигательного навыка борца к сбивающему воздействию физического утомления после дозированной специфической нагрузки была проведена серия специальных исследований ритмовой структуры броска в различных условиях.
Суть исследования состояла в том, что по программе эксперимента проводилось изучение характера динамики отдельных фаз ритмовой структуры броска в шести условных состояниях спортсмена, характеризующих различную степень физического утомления борца после строго дозированной специфической нагрузки и в состоянии покоя.
По этой схеме проведения исследования было осуществлено две серии экспериментов. Первая серия проводилась до начала экспериментального тренировочного периода предсоревновательной подготовки, а вторая - сразу после его окончания.
Из результатов исследований, характери зующих влияние экспериментальной тренировочной программы подготовки борцов на длительность фазы подхода (ФП) при выполнении броска прогибом на фоне различного физического утомления, становится ясно, что разработанная модель совершенствования технико-тактического мастерства борцов при тренировке со специально создаваемым физическим утомлением оказывает недостоверное положительное влияние на время выполнения ФП после нагрузки малой интенсивности.
Интересным оказалось то, что увеличение интенсивности фоновой нагрузки приводит к более значительному изменению абсолютных значений времени ФП (недостоверно при р>0,05).
Наиболее выраженный эффект (р<0,05) экспериментальной тренировки отмечался в случае выполнения бросков после заданий, моделирующих физическое утомление соревновательного поединка (специальное тестирование) или нагрузки гликолитического анаэробного характера.
Проведенное исследование показало, что разработанная методика тренировки оказалась эффективным средством решения частной задачи по повышению устойчивости двигательного навыка борца к сбивающему влиянию высокоинтенсивной специфической работы.
Другие работы по теме:
Цель, задачи и принципы спортивной тренировки легкоатлета
Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.
Физическая подготовка юных пловцов на суше
Воспитание силовых способностей пловцов. Средства физической подготовки, укрепляющие и гармонически развивающие мышцы пловца. Общеразвивающие упражнения в упорах и висах, с набивным мячом. Упражнения, выполняемые в парах с бросками набивных мячей.
Контроль в спортивной подготовке
Контроль - одна из важнейших сторон спортивной тренировки. Измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями. Надежность теста.
Метод прогнозирования эффективности выступления спортсменов
Во всех видах современного профессионального спорта для успешного выступления атлетов в соревнованиях различного ранга используются достижения спортивной науки и медицины. Существуют научно обоснованные методики вывода спортсменов на пик формы.
Спортивно-техническая подготовка в спорте
Задачи и требования спортивной техники: обучение основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки. Требования к результативности, эффективности и стабильности техники. Формирование двигательных умений и навыков.
Физическая и спортивно-тактическая подготовка спортсменов
Понятие и основные этапы процесса физической подготовки спортсменов, ее разновидности и уровни. Общая характеристика физических качеств и критерии их оценивания. Сущность и виды спортивной тактики, ее главные средства и методы, подходы к формированию.
Двигательные умения и навыки
Определение понятия, разновидности, формирование и деавтоматизация навыка. Умственные (сенсорные), волевые и двигательные (моторные) навыки. Перенос и образование двигательного навыка. Структура обучения двигательным действиям, переход знания в навыки.
Особенности реабилитации инвалидов
Некоторые аспекты реабилитации инвалидов. Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью. Реабилитация при дефектах зрения, слуха и нижних конечностей. Методика обучения инвалидов двигательным действиям и формирование двигательных навыков.
Утомление
Умственное утомление. Утомленный человек. Факторы быстроты утомления. Причины утомления.
Тактическая подготовленность спортсмена
В современном спорте, когда встречаются равные по силам соперники и часто победитель определяется с минимальным преимуществом, тактические умения спортсменов становятся особенно актуальными. В спортивных играх и единоборствах, где существует непосредственный контакт между соперниками, тактическое мастерство имеет решающее значение для победы.
Методика развития выносливости
Российский Государственный Торгово-Экономический Университет Кафедра Физического Воспитания Реферат по физической культуре На тему: «Методика воспитания выносливости»
Методика воспитания выносливости 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Реферат по дисциплине физическая культура
Психологическая подготовка спортсмена
Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер.
Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса
Введение 1 История Список литературы Введение Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса (исп. Frente Patriуtico Manuel Rodrнguez) — чилийская леворадикальная организация, боровшаяся с диктатурой Пиночета. Была создана в 1983 г. как вооружённое крыло КПЧ и взяла название в честь чилийского национального героя-борца за независимость страны — Мануэля Родригеса.
XX век
БИЛЕТ № 1 Значение физических упражнений для здоровья человека. Взаимоотношение людей в коллективе, влияние его на личность и личности на коллектив.
Кинг, Коретта Скотт
План Введение 1 Биография 1.1 Дети 2 Деятельность Введение Коретта Скотт Кинг (англ. Coretta Scott King, 27 апреля 1927 г. — 30 января 2006) жена, а затем вдова известного борца за права чернокожих в США Мартина Лютера Кинга. Вместе с мужем получила известность как одна из первых афроамериканских баптистских деятелей.
Концепции пространства и времени
Этапы обучения двигательным действиям. Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов: 1) первоначальное разучивание, 2) углубленное разучивание, 3) закрепление навыка и совершенствование техники.