Место гимнастики в системе физического воспитания

Рефераты по физкультуре и спорту » Место гимнастики в системе физического воспитания

ФГОУ СПО «Салаватский индустриальный колледж»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Реферат на тему

« Место гимнастики в системе физического воспитания»

2008


Содержание

Введение

1. Спортивная классификация. Её структура

2. Гимнастика понятие и место в системе физическоговоспитания

3. Виды гимнастики и их классификация

3.1 Общеразвивающие вид гимнастик

3.2 Спортивные виды гимнастики

3.3 Прикладные виды гимнастики

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Спортивная классификация – система присвоения спортивных званий и спортивных разрядов. Существуют национальная и международная спортивная классификация.

Современная спортивная классификация включает в себя более чем 60 видов спорта. Многообразие видов спорта и разновидностей физических упражнений не позволяет рассматривать каждое из упражнений в отдельности. В этом и нет необходимости так как многие виды спорта близки друг к другу по различным признакам в частности по влиянию их на опорно-двигательный аппарат спортсмена.

Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией методикой предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.

Цель данной работы рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений применяемых для укрепления здоровья гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.

Исходя из поставленной цели задачами работы являются:

– определить место гимнастики в системе физического воспитания;

– рассмотреть общеразвивающие виды гимнастики;

– изучить какие виды гимнастики относятся к спортивным;

– проанализировать значение прикладных видов гимнастики.


1 . Спортивная классификация. Е е структура

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине так и между различными видами спорта используется единая спортивная классификация.

Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования характеризующие уровень подготовленности спортсменов их спортивные результаты и достижения»

Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта (например марафонский бег ~ тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации которая опирается на статистическую достоверность установленной трудоемкости и реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так звание «мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6–8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реально возможные сроки достижения нормативов и требований отдельных разрядов и званий – это и определенные временные ориентиры как для начинающих так и для высококвалифицированных спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса.

Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Спортивные разряды: 5-й 4-й разряды (только в шахматах и шашках); 3-й 2-й 1-й разряды «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать.

Спортивные звания: «мастер спорта» «мастер спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России».'Спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени длины веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

– занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;

– добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивная классификация носит подвижный динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы связанные со спортивной практикой на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов их техническая оснащенность и др.

2 . Гимнастика понятие и место в системе физического воспитания

Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то что в Китае существовала гимнастика которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исторических источников (памятники фрески рисунки) известно что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян персов ассирийцев народов Закавказья римлян евреев и др. Известно что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозно-обрядовых церемоний.

Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными даже очень сложными упражнениями которые есть в современной спортивной гимнастике в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений вполне доступных любому человеку независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики которая наряду с основными средствами физического воспитания такими как игры спорт туризм призвана содействовать укреплению здоровья закаливанию организма воспитанию моральных и волевых качеств человека восстановлению его физических и духовных возможностей.

Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой спортивной и художественной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине применяется как средство оздоровления в домах отдыха санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания которая заключается в формировании нового человека гармонически сочетающего в себе духовное богатство моральную чистоту и физическое совершенство.

Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечнососудистой системы улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию воспитанию силы гибкости выносливости скорости ловкости координации и выразительности движений; вооружать учащихся знаниями умениями и навыками необходимыми в быту трудовой деятельности.

Воспитательные задачи: формирование коллективизма дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости решительности целеустремленности настойчивости упорства выдержки ориентировки инициативности».


3 . Виды гимнастики и их классификация

Все великое многообразие гимнастических упражнений исторически сложилось в отдельные виды. Этот закономерный процесс начался еще в прошлом столетии. В 1968 г. на Всесоюзной конференции по вопросам гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие виды спортивные и прикладные виды гимнастики. Такое деление оправдано двумя обстоятельствами. Первое связано с более конкретными задачами которые поставлены перед гимнастикой в настоящее время. Второе с необходимостью научного обоснования дальнейшего развития гимнастики создания современной теории и методики ее практического применения.

Существующие ныне виды гимнастики отличаются частными целями и задачами специфическими упражнениями и методическими приемами.

3.1 Общеразвивающие вид гимнастики

К общеразвивающим видам относятся: основная гигиеническая и атлетическая.

«Основная гимнастика направлена на всестороннее развитие и укрепление организма на овладение общими основами движений на воспитание физических моральных и волевых качеств необходимых во всех областях деятельности человека. Средствами основной гимнастики являются: строевые упражнения (ходьба бег в различных сочетаниях); общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; вольные упражнения; простейшие упражнения на гимнастических снарядах; акробатические упражнения; элементы художественной гимнастики хореографии игры эстафеты прыжки.

Основная гимнастика в свою очередь делится на ряд разновидностей применительно к различным группам и возрастам занимающихся.

Основная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укрепление здоровья детей закаливание организма формирование правильной осанки всестороннее физическое развитие выработка первоначальных навыков личной и общественной гигиены.

Учитель должен учитывать физические возможности детей данного возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников подчинять интересам нормального развития растущего организма. В связи с особенностями развития скелета мышц внутренних органов нервной системы необходимы простейшие виды физических упражнений–общеразвивающие упражнения ходьба бег прыжки метание лазанье равновесие подвижные игры а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Учитель должен стремиться воспитывать у ребят дисциплину и прививать навыки организованного поведения в коллективе.

Основная гимнастика для детей школьного возраста направлена на общее укрепление и развитие организма школьников формирование правильной осанки воспитание физических моральных и волевых качеств а также умения целесообразно пользоваться ими в практической деятельности.

Наряду с урочной формой в школьном режиме дня предусмотрена гимнастика до занятий. Цель ее – организовать учащихся перед началом учебного дня приучить их к регулярным физическим упражнениям.

В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями растущего организма школьный возраст подразделяется на три периода:

а) младший школьный возраст–от 7 до 9 лет (I–III классы);

б) средний школьный возраст–от 10 до 14 лет (IV–VIII классы);

в) старший школьный возраст–от 15 до 16 лет (IX– Х классы).

В каждой из этих возрастных групп используются различные средства и методы физического воспитания.

Атлетической гимнастикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки гармонического развития мускулатуры всего тела исправления недостатков телосложения. Она развивает такие ценные для человека двигательные качества как сила гибкость быстрота ловкость и выносливость.

Средства атлетической гимнастики весьма разнообразны. В ней широко применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (булавы палки набивные мячи скакалки резиновые амортизаторы гири гантели штанга). При занятиях могут быть также применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом на стуле с опорой ног о стол на кровати) а также на снарядах массового типа и гимнастических снарядах.

В настоящее время применяются две формы атлетической гимнастики: индивидуальная и групповая.

Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так чтобы упражнения с предметами сочетались с упражнениями без предметов. Упражнения для развития силы и увеличения объема мускулов должны сочетаться с упражнениями развивающими ловкость быстроту и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы медленные подъемы) надо чередовать со скоростно-силовыми а различные акробатические и гимнастические упражнения – с бегом на короткие и длинные дистанции.

Цель гигиенической гимнастики – укрепление здоровья сохранение бодрости и высокой работоспособности. Из всех видов гимнастики гигиеническая гимнастика наиболее массовая и доступная. Она полезна в любом возрасте: детям учащейся молодежи работникам умственного и физического труда. В состав гигиенической гимнастики входят физические упражнения водные процедуры и самомассаж. Ею ежедневно можно заниматься самостоятельно в домашних условиях руководствуясь методической литературой советами учителя и указаниями которыми обычно сопровождаются передачи гимнастики по радио и телевидению.

Если ею заниматься систематически она приносит большую пользу – укрепляет организм человека улучшает работу органов кровообращения дыхания и нервной системы. Она особенно полезна лицам с ослабленным здоровьем и людям пожилого возраста. Систематические занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы гибкости тела формированию и сохранению правильной осанки повышению деятельности внутренних органов и центральной нервной системы.

В настоящее время существуют две формы гигиенической гимнастики – индивидуальная и групповая.

Индивидуальная гигиеническая гимнастика обычно состоит из простых доступных каждому физических упражнений и проводится самостоятельно. Групповые занятия гигиенической гимнастикой в отличие от индивидуальных организуются и проводятся под руководством учителя инструктора в различных коллективах домах отдыха санаториях пионерских лагерях учреждениях школах вузах воинских частях общежитиях и т.д.

В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие упражнения для увеличения силы подвижности в суставах формирования правильной осанки укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем а следовательно и всего организма в целом.

Упражнения гигиенической гимнастики методически оформляются в виде комплексов из 5–6 упражнений каждое из которых повторяется несколько раз. Изменение количества повторений позволяет регулировать нагрузку в соответствии с возможностями занимающихся.

3.2 Спортивные виды гимнастики

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная и художественная гимнастика спортивная акробатика. Эти виды пользуются большой популярностью в нашей стране и за рубежом.

«Спортивная гимнастика является наиболее массовым видом спорта увлекательна и близка молодежи. Неисчерпаемое число постоянно новых и интересных упражнений делают ее популярной и заманчивой. Беспрерывное продвижение вперед в спортивной технике разучивание все новых и новых упражнений преодоление неудач и успехи выполнение ряда упражнений связанных с риском – все это укрепляет волю воспитывает важные черты характера.

Спортивная гимнастика доводит координацию движений двигательные навыки и морально-волевые качества до высокой степени совершенства технику исполнения – до уровня мастерства».

Основное содержание спортивной гимнастики составляет многоборье. В мужское многоборье входят вольные упражнения упражнения на коне брусьях перекладине кольцах и опорные прыжки. В женское – вольные упражнения упражнения на бревне брусьях разной высоты опорный прыжок. Эти упражнения гимнастического многоборья в настоящее время входят в программу международных соревнований – Олимпийских игр первенств мира чемпионатов Европы универсиад.

Кроме этих основных средства в спортивной гимнастике используются другие виды физических упражнений: упражнения со штангой спортивные и подвижные игры плавание легкая атлетика прыжки в воду ходьба на лыжах и т.д.

Значительная часть этих упражнений используется для общей физической подготовки гимнастов. Особое место в спортивной гимнастике занимают акробатические и хореографические упражнения являющиеся ценным средством общей и специальной технической подготовки гимнаста.

Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта официальное ее признание относится к 1947 г. Она решает задачи общей физической подготовки направлена на овладение специальными двигательными навыками без предметов и с предметами (обруч скакалка мяч булавы лента и т.д.). Отличительной особенностью ее является непременное условие использование музыки при выполнении движений. Многие движения вначале были заимствованы из вольных упражнений спортивной гимнастики и из простейших акробатических упражнений. Сейчас она располагает своими специфическими присущими только ей формами движений особенно это касается упражнений с предметами. Все движения применяемые в художественной гимнастике характеризуются целостностью логичностью их связи и динамичностью исполнения».

Большинство из них приобретает танцевальный характер. Средства применяемые на занятиях художественной гимнастикой форма содержание учебного процесса и требования предъявляемые на соревнованиях способствуют эстетическому воспитанию.

Спортивная акробатика имеет в основном те же задачи что и спортивная и художественная гимнастика но отличается от них характером упражнений и способом их выполнения. Вначале акробатика развивалась в низовых коллективах некоторые акробатические упражнения включались в программу по гимнастике. Особенно широкое развитие акробатики начинается в конце тридцатых годов. Она в этот период становится самостоятельным видом спорта. Согласно существующей классификации акробатика делится на следующие виды: прыжковая акробатика для мужчин и женщин парная групповая мужская и женская смешанная. В последнее время с успехом развивается акробатика на батуте.

Развитием этого вида спорта у нас в стране сейчас занимается самостоятельная федерация акробатики. По этому виду с 1974 г. проводятся международные соревнования включая и первенство мира.

Наряду со сложными спортивными видами упражнений в акробатике есть бесчисленное количество разнообразных простейших упражнений позволяющих проводить занятия с различными контингентами занимающихся. К ним относятся всевозможные перекаты кувырки перевороты простейшие пирамиды стойки «шпагаты» «мосты» и т.д.

Акробатические упражнения широко представлены в программах по физической культуре. С их помощью развивают координацию движений ловкость прыгучесть чувство равновесия воспитывают смелость настойчивость ориентацию.

Для большинства акробатических упражнений не требуется специальных снарядов или оборудования. Занятия по акробатике можно проводить в любом зале на любой площадке при несложном оборудовании.

3.3 Прикладные виды гимнастики

Упражнения прикладных видов гимнастики решают специальные задачи связанные с развитием физических и морально-волевых качеств необходимых в профессиональной деятельности человека а также в лечебных целях.

Страницы: 1 2