1. ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ – НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ЧАСТИ В УПРАВЛЕНИИ.
1.1. Властные отношения как элемент власти.
Что же такое власть?
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Любой менеджер должен уметь эффективно использовать ту власть, которой он обладает. А это невозможно, например, без учета интересов работников.
Обладать властью — означает, уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. О результатах работы менеджера судят не по тому, что он делает, а по тому, как он вдохновляет к работе остальных. Власть и манипулирование ею являются неувязками управления. Почти всем кажется, что обладание властью — это прерогатива лишь управляющего, которая предполагает возможность навязывать свою волю независимо от эмоций, желаний и возможностей подчиненного. Но на данный момент признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, также от ситуации и возможностей управляющего.
Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.
Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть, только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Потенциал власти в деятельности менеджера является массивным фактором оказания влияния на подчиненных. Наделенный властью, менеджер может требовать от подчиненных неукоснительного выполнения собственных распоряжений и указаний. Функция власти проявляется в управлении через полностью определенные каналы — методы проявления власти:
1) принуждение — побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид основан на ужасе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения;
2) влияние. Взаимодействие менеджера с влиятельными лицами, например, с шефом, с вышестоящими эшелонами управления, дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим начальником, чувствуют не лишь властную функцию конкретного начальника, да и начальника, стоящего над ним;
3) компетенция. Менеджер, в силу собственной профессиональной подготовленности, наделен правом выступать в качестве профессионала и "судьи" фактически по всем профессиональным вопросам. Подчиненные воспринимают это как разновидность власти;
4) информация. Люди постоянно испытывают потребность в самой различной информации. Менеджер регулирует доступ информации к своим подчиненным. Тем он осуществляет на их властное действие: какова информация, таков и нрав деятельности людей;
5) должностное положение. Чем выше должностная позиция менеджера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчиненные, сталкиваясь с управляющим в процессе общения, сначала имеют дело с должностью;
6) авторитет. Менеджер, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет свое влияние на них без демонстрации собственной властной уполномоченности. Люди без протеста повинуются авторитетному руководителю;
7) право награждать. Люди просто повинуются тому, кто имеет право и возможность награждать. Все желают больше заработать, продвинуться по службе, воспользоваться признанием. Власть человека, владеющего таковым правом, может подняться до значимых высот.
Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.
Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).
Достоинства делегирования:
– освобождение времени менеджера;
– возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями);
– возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
– мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
– средство развития искусств и навыков сотрудников;
– работа с кадровым резервом.
Недостатки делегирования:
– организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера;
– имеется определенный риск;
– в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом времени и компетенцией.
Внутри организации существует сложная сеть властных отношений. Во-первых, речь идёт о формальной иерархии, вокруг которой строится любая организация. Во-вторых, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы. Чем большей является организация, тем более сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти. Между формальными и неформальными центрами влияния также идёт конкуренция за власть. Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации. Властные отношения охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.
С точки зрения формальной иерархической структуры реальная концентрация властных отношений в организации может произойти либо «внизу» (у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.
Структура властных отношений обуславливается как внеорганизаионными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.
Помимо институтов своё давление на внутриорганизационные властные отношения оказывает и конкурентная среда. Она ограничивает возможности для чрезмерного ужесточения внутренней конкуренции в ущерб интересам организации в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений.
Другие работы по теме:
Судебная реформа (Контрольная)
Конституционное право РФ Вариант 4 ПЛАН: 1. Судебная реформа в РФ в условиях формирования правового демократического государства.
Харизма 2
«Харизма — это влияние, основанное на свойствах личности человека, и его способность привлекать к себе сторонников». Власть харизматического лидера основана на эмоциональном и безусловном доверии людей к нему (М. Вебер).
Политическая власть, её структура и функции
Понятие власти является одним их центральных в политологии. Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Власть и личность 2
Власть и личность Власть и дисциплина в руках массовой личности Власть, тем более авторитарная власть, в руках массовой личности - опасна. Требование дисциплины, исходящее от массовой личности - обычно имеет эгоистичный характер ("Помолчи! Не мешайся!") и давит самостоятельность. Смотри Массовая личность
Тоталитаризм 3
Тоталитаризм (от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь, целый, полный), Особенно широкое распространение Т. получил с развитием фашистских течений в условиях общего кризиса капитализма, став официальной идеологией фашистской Германии и Италии. В этот период понятие Т. употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки сложившихся в этих странах режимов.
Политология 6
Тема 13. Власть в обществе 1. Сущность и виды власти. 2. Особенности политической власти. 3. Основные концепции власти. Основная литература Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
Платон об управлении
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
Классическая школа в управлении 2
МЕНЕДЖМЕНТ Вопрос № 8 Классическая школа в управлении. Существует с 1920 – 1930 г.г. её называли классическая или административная школа в управлении, возникла от А. Файоля, Дж. Муни, М. Вебера. Эти ученые рассматривали общие функции и принципы управления:
Французский консулат
Консула?т (фр. Consulat) — период в истории Франции, во время которого власть в стране фактически принадлежала Наполеону Бонапарту, но юридически его власть была различным образом ограничена. Продолжался с 9 ноября 1799 (18 брюмера VIII года, когда Бонапартом был совершён государственный переворот) по 18 мая 1804 (когда Наполеон был провозглашён императором).
Сражение при Трокадеро
31 августа 1823 года — заключительное сражение Гражданской войны в Испании 1820–1823 гг., окончившееся победой консервативных сил. С 1820 года в Испании продолжалась гражданская война, вызванная конституционалистами, желавшими ограничить власть Фердинанда VII.
Закон о форме правления Швеции 1772 года
предусматривал самодержавие. Закон был предложен королём Густавом III и сословия единогласно его одобрили 21 сентября 1772 года. По закону власть от сословий переходила к королю и эпоха парламентаризма, длившаяся пол столетия, закончилась. Принятие этого закона считается бескровным государственным переворотом.
Принципат
(лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты.
Джебель-Шаммар
— государство, существовавшее с 1830 по 1921 годы, эмират на Аравийском полуострове. Столица — город Ха’иль. История После 1818 года египтянами был разгромлен Диръийский эмират Саудитов. В эмирате Джебель-Шаммар, который находился в вассальной зависимости от Саудидов, началась борьба за власть между кланами аль-Али и ар-Рашид.
Политика Лесото
Введение 1 Государственный строй 1.1 Исполнительная власть 1.2 Законодательная власть 2 Политические партии 3 Вооружённые силы 4 Внешняя политика Список литературы
Чака Бей
(тур. Зaka Bey; греч.: Τζαχᾶς) был сельджукским эмиром XI-го столетия, который управлял фактически независимым государством, с центром в Смирне.
Божиею милостью
лат. Dei gratia — торжественное выражение, употребляемое в титуле государей, в государственных, дипломатических и важнейших законодательных актах и служащее для обозначения того, что власть главы государства происходит от Бога, что она существует лишь милостью Божиею.
Особый Закавказский Комитет
Введение 1 История 2 Список членов ОЗАКОМа Список литературы Введение Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ) — орган Временного правительства России по управлению Закавказьем. Под юрисдикцией комитета была вся территория бывшего Кавказского наместничества.
Иберийская уния
Карта Испанской и Португальской империй в период Иберийской унии Иберийская пиренейская уния — современное обозначение династической унии корон Испании и Португалии в 1580—1640 годах. В эти годы власть испанских Габсбургов — Филиппа II, Филиппа III и Филиппа IV («династии Филиппов», как называют их португальцы) — распространялась на весь Пиренейский полуостров.
Аббас-паша
(1813—1854) — вице-король Египта, сын Тузуна, внук Мухаммеда-Али; родился в аравийском городе Джидда во время войны с ваххабитами. Благодаря благосклонности своего деда, воспитывавшего его в Каире, уже в молодости достиг хороших результатов в военной и гражданской службе; однако ему не удалось отличиться ни в сирийских войнах 1831 и 1840 гг., ни в управлении провинциями.
Государственный строй Гренландии
План Введение 1 Исполнительная власть 2 Законодательная власть 3 Судебная власть 4 Политические партии 5 Административное деление 6 Внешняя политика
Политический кризис в Польше 1968
Польский политический кризис 1968 года был спровоцирован «закручиванием гаек» со стороны терявшего власть 1-го секретаря ЦК ПОРП В. Гомулки при поддержке правого крыла ПОРП (премьер-министр Ю. Циранкевич, министр внутренних дел М. Мочар и др.).
Политика КНДР
План Введение 1 Исполнительная власть 2 Законодательная власть 3 Судебная власть Список литературы Введение Политика КНДР построена на принципах централизованной власти. Конституция КНДР провозглашает все права человека и правительство, построенное на демократических принципах. Реальная власть в стране принадлежит Трудовой партии Кореи, возглавляемой Ким Чен Иром.
Кормак мак Арт
План Введение 1 Детство 2 Правление 3 Семья 4 Влияние на культуру Список литературы Введение Кормак мак Арт (ирл. Cormac mac Airt) — легендарный верховный король Ирландии III века [1]. Сын Арта Одинокого.
Царствование Анны Иоановны
Царствование Анны Ивановны - так называемая бироновщина, традиционно считалась мрачным периодом террора, небывалого засилья иностранцев, которые якобы попирали российские интересы.
Законодательная и исполнительная власть 2
Законода?тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.
Республиканский политический идеал Ж Ж Руссо
Руссо 1712 - 1778 По его мнению гос-во происходит из естественного состояния людей. Главной причиной бед и невзгод является частная собственность. Существуют три степени неравенства.
Италия
Краткий географический очерк.
Доминика
Страна расположена на одноименном острове и группе Малых Антильских островов общей площадью 754 кв. км.