Аспирант В. Н. Зудин
Доктор педагогических наук, профессор Э. С. Цыганков
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва
В автоспорте накоплен уникальный опыт интенсивной контраварийной подготовки, направленной на развитие и совершенствование водительского мастерства. Особенно актуально обучение сложнокоординационным приёмам активной безопасности (АБ), позволяющим преодолевать критические ситуации. Перенос этой технологии в сферу профессионально-прикладной подготовки позволит в кратчайшие сроки эффективно формировать структуру управляющих действий и повышать уровень мастерства у водителей различных категорий.
Для подтверждения данной гипотезы были подготовлены экспериментальные группы водителей с целью исследования особенностей и закономерностей формирования навыков АБ в процессе контраварийной подготовки. Задачи исследования заключались в систематизации форм, средств, методов обучения и последующей оценке их эффективности.
Начальный этап контраварийной подготовки связан с технологией тренажерного обучения. Тренажёрная подготовка состоит из базовых комплексов упражнений по формированию рациональных навыков управления в критических ситуациях: скоростное руление, работа педалями, переключение передач, развитие сложной двигательной координации контраварийных управляющих действий.
Следующим этапом формирования контраварийных навыков является базовая автодромная подготовка, которая представляет собой подсистему обучения, позволяющую заложить прочные основы безаварийного управления автомобилем. Предмет обучения - прогрессивные приёмы, применяемые в автомобильном спорте, а также приёмы, разработанные в процессе исследования проблемы контраварийной подготовки.
На рис. 1 представлены результаты начального, рубежного и зачётного тестирования скорости руления в пяти контрольных (КГ) и пяти экспериментальных (ЭГ) группах, проходивших курс тренажерной подготовки в Центре высшего водительского мастерства РГУФКа.
Данный тест является стандартным при определении уровня водительского мастерства. В ходе тестирования выполняется 10 циклов руления двумя руками на тренажёрах различной степени сложности - от макетов органов управления, установленных в учебном классе, до автомобилей с вывешенной передней осью. Один цикл - это поворот рулевого колеса от упора до упора и возврат в исходное положение.
По результатам начального тестирования можно заключить, что скорость руления во всех группах неудовлетворительная (в среднем 10 циклов руления осуществляются за 43 с). Минимальный норматив, определяющий безопасное преодоление критических ситуаций, составляет четыре управляющих движения в секунду, применительно к данному тесту - 28 с. В процессе рубежного тестирования выяснилось, что после нескольких интенсивных занятий по тренажерной контраварийной подготовке скорость руления в ЭГ повысилась в среднем на 23 % - время выполнения контрольного теста составляет 30-35 с. Средние результаты зачётного тестирования в ЭГ - 24-32 с. В сравнении с водителями таких же категорий в КГ, не проходивших тренажёрной подготовки, скорость руления у водителей ЭГ выше в среднем на 30-45 %. Это значительно повышает безопасность в экстремальных ситуациях.
Рис. 1. Динамика скорости руления двумя руками у водителей разного профиля деятельности в процессе тренажёрной подготовки
Рис. 2. Соотношение учебных средств контраварийной подготовки.
Условные обозначения: П - подготовительные упражнения, О - основные, Д - дополнительные, И - имитационные , К - контрольные
За время тренажёрной подготовки было установлено соотношение тренировочных средств, обеспечивающих эффективное формирование сложнокоординационных навыков АБ. Упражнения контраварийной подготовки были классифицированы как подготовительные, основные, имитационные, контрольные и соревновательные.
На рис. 2 представлены результаты статистической обработки объёма учебных средств, тренажёрной и автодромной подготовки. Доказано, что данное соотношение тренировочных средств обеспечивает эффективное формирование навыков АБ у водителей, обладающих необходимым уровнем физической подготовленности и мотивацией к самосовершенствованию.
Экспериментальная работа, проведённая со спортсменами различной квалификации (всего 66 человек: 6 МСМК, 11 МС, 14 КМС, 16 перворазрядников, 19 второразрядников) в дисциплинах: ралли, кольцевые и трековые гонки, автомногоборье, - позволила установить, что наивысшие результаты в скорости руления были показаны спортсменами, специализирующимися в автомобильном многоборье, что объясняется сложным характером координационной деятельности при выполнении серий разнопланового маневрирования в ограниченном пространстве. У спортсменов скоростных видов автомобильного спорта (ралли, трековые и кольцевые гонки) показатели скоростного руления характеризуют защитные приёмы АБ для стабилизации автомобиля при потере устойчивости и управляемости.
Список литературы
Другие работы по теме:
Модели превенции молодежного наркотизма
Социальная значимость проблемы определяется тем, что распространенность наркотиков (в международной терминологии психоактивных веществ - ПАВ) приводит к опаснейшим соматическим и социальным заболеваниям - наркомании и токсикомании.
Умения и навыки выполнения электромонтажных работ
Graphics Graphics Приобрести первичные профессиональные навыки на основании прохождения практики на конкретном предприятии Приобрести первичные профессиональные навыки на основании прохождения практики на конкретном предприятии Формирование умений и навыков в выполнении электромонтажных работ Закрепление и совершенствование знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения Graphics
Безопасность дорожного движения 2
Контрольная работа: «Безопасность дорожного движения» Содержание контрольной работы: Предмет «Безопасность дорожного движения». Его теоретические задачи и практическая направленность.
Правила дорожного движения 2
Издавна существуют правила дорожного движения в разных местах: дома, на улице, в школе, в театре, в транспорте, на дорогах. И если ты соблюдаешь все эти нормы, то, безусловно, считаешься воспитанным, культурным человеком, и окружающие будут относиться к нему с уважением. Современный человек часто пользуется автомобилями, автобусами, троллейбусами.
Транспорт
1.ВЕДЕНИЕ Роль транспортной отрасли производства в современной экономике очень велика.. От ее эффективности зависит эффективность работы других отраслей промышленности , а следовательно , и эконамического благосостояния страны .
Расчет дисковой зуборезной модульной фрезы
Исходные данные вариант модуль число н.зубьев материал 1.25 труднообр. сталь Профилирование зубьев фрезы Так как дисковая зуборезная модульная фреза имеет нулевой передний угол и при нарезании цилиндрического прямозубого колеса работает методом копирования, то профилирование ее режущих кромок сводится к определению формы впадин зубьев обрабатываемого изделия.
Проектирование фасонного резца
Исходные данные: Тип резца - круглый, внутренний Материал детали - сталь 12ХМФ Определение конструктивных элементов резца. Габаритные размеры и размеры элементов крепления резца выбирают в зависимости от
Социальный проект Нет - наркотикам
Клуб «_____________________» Адрес: Татарстан, 420 , г.Бавлы, ул. Тел.: Руководитель: заведующая клубом. Социальный проект Профилактика наркотизации и внедрение здорового образа жизни среди молодежи г.Бавлы.
Психологическая реабилитация 2
психологическая реабилитация Психологическая реабилитация – комплекс мер коррекционно-диагностического и восстановительного характера, целью которых является восстановление психического здоровья и коррекция отклонений личности клиентов. Психологическая реабилитация в центре осуществляется по следующим направлениям:
Проектирование фасонного резца
Исходные данные: Тип резца - круглый, внутренний Материал детали - сталь 12ХМФ Определение конструктивных элементов резца. Габаритные размеры и размеры элементов крепления резца выбирают в зависимости от
Способы удаления солей из почвенного профиля
Основным и наиболее надежным способом удаления солей при мелиорации засоленных почв в настоящее время следует признать сквозную промывку почв на фоне горизонтального, вертикального или комбинированного дренажа.
Перевозки металла и труб
Классификация металла в зависимости от профиля и габаритных размеров, определяющих условия перевозки. Перевозка продукции металлургической промышленности. Специализированный подвижной состав. Сохранение цилиндрической формы и прямолинейности труб.
«Моя профессия»
Профессия —(лат. professio —официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы
Символы безопасности электробытовых приборов
Торгово-технологический факультет Реферат на тему: «Символы безопасности электробытовых приборов» Краснодар 2010 Понятие "безопасность", применительно к электротехнической продукции, в том числе к осветительным приборам различного назначения, включает в себя целый комплекс требований, основными из которых являются:
Acura
Более десяти лет назад рождение Acura внесло свою лепту в рынок автомобилей класса "люкс". Acura является дочерней компанией Honda и выпускает автомобили, нацеленные, в первую очередь, на американского потребителя.
BMW
Заднеприводной седан среднего класса со спортивным характером. Отменная управляемость и прекрасные динамические характеристики объединяются в этом автомобиле с престижным и узнаваемым внешним видом и высокой надежностью.
Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения.
Безопасность движения автотранспорта
Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.