Танец — древнейшая форма выражения чувств и эмоций, а как форма общения танец появился в человеческом обществе намного раньше языка. В каждой культуре на нашей планете танец оставил большой след, с его помощью праздновались важные события, передавались сакральные тайны и даже излечивались болезни. Танцевальная или танцевально-двигательная терапия использует произвольные и хореографические движения для разрешения эмоциональных, душевных и физических проблем. Сила танца способна не только поднять настроение, но и обрести потерянную гармонию в отношении с окружающими, с самим собой и своим телом.
С развитием цивилизации танец превратился в вид искусства, а соответственно и движения стали искусственными, имеющими мало общего с внутренним состоянием человека. Если в первобытном обществе переживания и эмоции рождали движения в танце, то в балете, например, определённая поза предназначалась для выражения душевных переживаний. Танец стал ни чем иным, как набором заученных движений, исполняемых под музыку. В начале 20-го века русская балерина Айседора Дункан отошла от классических канонов балетной школы и начала ставить эксперименты в танце, основной целью которых было выражение чувств, экспрессионизм. Она считала, что танец — это естественное продолжение человеческого движения, язык души. «Я открыла искусство танца — искусство, утраченное две тысячи лет назад» и в этом она была абсолютно права. К сожалению А. Дункан своим опытом самовыражения в танце поделиться не успела, но по её стопам пошли другие хореографы, соединившие танец с самопознанием. На стыке психотерапии и танцевального искусства и родилась танцевальная терапия. В начале 30-х годов психотерапевты подметили, что состояние пациентов значительно улучшается после занятий в танцевальной студии. Американский хореограф Мэриан Чейс стала пионером в области танцевальной терапии, она помогала своим ученикам самовыражаться, бороться с комплексами и физическими недостатками и беспрепятственно общаться во время занятий.
Танцевально-двигательная терапия имеет психологическую основу и опирается на учение К. Юнга, который считал, что тело и душа взаимосвязаны на столько, что по свойствам тела можно судить о состоянии души и наоборот. После Второй мировой войны танцевальная терапия использовалась для эмоциональной и физической реабилитации и стала рассматриваться как альтернативная медицина, а в 50-е годы уже широко использовалась в Америке и Европе для лечения психических и эмоциональных расстройств, что имело лучшие результаты, чем применение транквилизаторов. В России танцевально-двигательная терапия появилась официально только в 1995 году и с тех пор завоевала много поклонников.
Движение лучше всего выражает человеческое "Я" и, делая гибким тело, мы делаем гибкой и душу. Спонтанное движение честно и точно передаёт эмоции, недаром язык жестов может рассказать о человеке то, что он пытается скрыть, боится или не может выразить. Через движение в танце материализуются бессознательные стороны личности, и это даёт возможность воссоединиться с потерянными частями себя. Любое человеческое переживание ведёт за собой напряжение определённых групп мышц. Невыраженные эмоции «застревают» внутри человека и образуют эмоциональные и мышечные блоки, так называемый панцирь. Танец помогает освободиться от зажимов и выразить накопившиеся эмоции. Снятие мышечных блоков позволяет энергии беспрепятственно струиться по телу и даёт прилив новых сил. На занятиях танцевальной терапией не важно как человек двигается, а то, что он ощущает и чувствует. Тело рассматривается не как данность, а как эволюционирующий процесс, но идеальной модели тела не существует.
То, что тело и душа человека взаимосвязаны, не является ни для кого секретом, именно на этом принципе и строится работа танцевальной терапии. Психические и эмоциональные проблемы часто сдерживаются в теле в виде мускульного напряжения и скованных движений. Кроме того, физическое состояние тела может также влиять и на чувства человека, как положительно, так и отрицательно. Танцевальная терапия предназначена для разрешения различных проблем. Движение в группе помогает одиноким и изолированным людям построить сильные социальные и эмоциональные связи, создаёт комфортное, приятное ощущение от общения с другими. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку и усилить чувство собственного достоинства (что особенно важно в подростковом возрасте). Спонтанные движения помогают людям познать своё тело, научиться доверять своим импульсам и правильно на них реагировать. Творческий подход к движениям и танцу повышает творческие способности и позволяет мыслить и действовать по-новому.
На чисто физическом уровне танцевальная терапия имеет все преимущества занятий спортом: улучшается общее состояние, координация движений и мышечный тонус. На эмоциональном уровне она помогает людям почувствовать себя счастливее и увереннее, а в случаях постоянного стресса и длительных депрессий просто незаменима. С помощью спонтанных движений гораздо легче выразить гнев, страх, разочарование или потерю, эмоции, которые очень часто трудно передать словами. Кроме того, танцевальная терапия улучшает память, повышает познавательный интерес и мотивацию. Физические занятия такого рода помогают и при таких недугах как артрит, паралич, сотрясение мозга, рак, СПИД и пр.
В танцевальной терапии практикуются индивидуальные и групповые занятия. Для начала занятий не нужно абсолютно никаких танцевальных навыков, но очень важно выбрать профессиональных инструкторов-терапевтов, которые должны иметь хорошие знания физиологии и особенностей строения человека, иметь психологическое и хореографическое образование. Роль терапевта состоит не в обучении, а мотивации, координации и наблюдении, иногда он может дать совет или имитировать ваше движение (так называемое «эмоциональное отражение»). В первую встречу, пациент делится своими проблемами, по какой причине он решил обратиться к танцевальной терапии, в зависимости от них выстраивается схема занятий. По походке, осанке и жестам терапевт определяет уровень физической подготовки и степень мышечных блокад. Курс танцевальной терапии длится от трёх до шести месяцев, в зависимости от индивидуального прогресса и поставленных целей. Даже, если вы не ощущаете каких-либо физических или психических проблем, наверное, приходилось замечать, что танцевальные импровизации, будь то в одиночку дома, в кругу близких людей или на дискотеке, высвобождают эмоции, приносят чувство облегчения и приливы энергии. Прислушайтесь к языку своей души — танцу!
Другие работы по теме:
Агония
Агония - кончина, момент "расставания души с телом", требующий, по народным представлениям, ритуального оформления. Отсутствие ритуала (в случае внезапной или "не своей" смерти) затрудняет переход души в иной мир.
Богиня Аматэрасу
Аматэрасу, в японской мифологии богиня солнца и глава пантеона синтоистских богов; полное имя Аматэрасу-о-ми-ками, что значит "величественная, которая заставляет небеса сиять".
Литературный герой ГЕРДА
Герда дат. Gerda героиня сказки Х. К. Андерсена Снежная королева Г. нормальная естественная девочка в плену мифа в отличие от своего названного братца Кая победившая злые силы.
Современные танцы
Здесь речь пойдет о модерн-танце, который появился в 20-хгг. XX века.
Закон отражения света
Отраженный и падающий лучи лежат в плоскости, содержащей перпендикуляр к отражающей поверхности в точке падения, и угол падения равен углу отражения.
Сочинение-описание внешности человека
Моя бабушка Я люблю свою бабушку, и все выходные дни провожу у нее. Бабушка небольшая на рост, худенькая, с голубыми жилками на шее и руках. Черты лица выразительны, четко очерчены, правильны. Они указывают на то, что раньше она была красавицей. Особенно мне нравятся ее глаза. В ее взгляде никогда не было ни фальши, ни лукавости, ни ухищрения.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами.
Море
Сочинение-описание Море… Я очень люблю море. Оно никогда не бывает однообразным, неинтересным, так как каждый день, даже каждую минуту оно разное. Таинственное, непостоянное, необъятное - оно волнует душу, не оставляет равнодушным сердце. В один день оно тихое и спокойное, будто большое зеркало, холодное и прозрачное.
Анализ эпизода Пляска бабушки
(По повести М. Горького «Детство») В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали.
Жестокость и вера в добро
(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Начинается эта волшебная сказка рассказом о злом тролле, который со своими приспешниками создал страшное зеркало, которое потом разрушило не одну человеческую жизнь. А потом читатель узнает о мальчике Кае и девочке Герде, которым через их бедность не было места на земле поиграться, но их садиком был небольшой ящик с розами на крыше.
Поместье и его владелец по поэме Н.В.Гоголя Мертвые души сочинение-миниатюра
Автор: Гоголь Н.В. Люди давно подметили, что дом человека — не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н.В.Гоголь до предела довел эту черту в “Мертвых душах”, и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте — “Ад”.
Лесков Н. С. Левша
Санкт-Петербург Школа№254 класс Быстров Женя Проверила: Преподаватель Бельская Л. М. Оценка-5 баллов. ЛЕВША Лесков Н. С. Левша-это собирательный образ загадочной русской души. Бедный рабочий, в старой незалатанной одежде, с удивительным достоинством разговаривает с императором и его чиновниками.
Манилов и Чичиков.
Автор: Гоголь Н.В. Обратим внимание, что в «мертвые души» помещиков Чичиков всматривается как в кривое зеркало. Эти люди представляют доведенные до крайности и перехлеста частицы его собственной души. Именно потому с каждым из них он находит общий язык, за исключением, пожалуй, одного Ноздрева.
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Культура и искусство Кореи
Творческий дух корейского народа находит свое выражение в самобытной музыке, танцах и живописи, которые развивались на протяжении всей 5000-летней истории страны.
Посвящение в кружковцы детского танцевального ансамбля
Организация праздничного концерта в честь посвящения детей младшего школьного возраста в члены кружка детского танцевального ансамбля. Распределение реплик, подбор персонажа, олицетворяющего музу танца. Создание атмосферы торжественного праздника.
Возникновение танца живота
История гласит, что впервые танец живота появился в Египте. Изначально он был просто фольклорным танцем, не связанным ни с какими обрядами, и исполнялся в основном для развлечения. Деревенские девушки совершали несколько пластичных движений бедрами, сочетая их с изящными взмахами рук. Сильную половину человечества это приводило в дикий восторг.
Национальная хореография Татарстана
Особенности формирования танцевальной культуры Татарстана, история появления массовых хореографические действ в культуре народа. Звуки инструментов, преобладающих в музыке. Перемещение выразительных пластических средств "деревенского" танца в "городской".
О фильме Андрея Тарковского "Зеркало"
"Зеркало"- фильм Андрея Тарковского (1974), один из самых сложных фильмов русского кинематографического модернизма, может быть, тем не менее, самый лучший, самый глубокий русский фильм.
Хэппенинг
Хэппенинг (happening), вид театрального представления, в котором событие и действие являются самоцелью, а не частью драматического сюжета. Впервые хэппенинги стали устраивать нью-йоркские художники и скульпторы в начале 1960-х годов.
Капоэйра
Это загадочное боевое искусство и философия, танец и музыка, было давным-давно создано в Бразилии африканскими рабами. Споры о том, что же считать ее родиной – Бразилию или Африку, не утихают до сих пор.
Психологический аспект движения в танце
Танец как культурная традиция человеческого общества. Воплощение его эмоционально-образного содержания в хореографических композициях, движениях, фигурах. Танец живота. Его зарождение как храмового танца, как техники родовспоможения для будущих матерей.
Королевский пингвин
Введение 1 Общая характеристика 2 Распространение 3 Образ жизни 3.1 Размножение 4 Королевский пингвин и человек Введение Королевский пингвин (лат. Aptenodytes patagonicus Miller,JF, 1778) — нелетающая птица из семейства пингвиновых (Spheniscidae) .
Ньютон, Майкл гипнотерапевт
Введение 1 Работа и жизнь 2 Награды 3 Книги Список литературы Введение Майкл Ньютон (Michael Duff Newton) Ph.D.[1] — сертифицированный гипнотерапевт, член Совета Американской Ассоциации и основатель Института жизни между жизнями (The Michael Newton Institute for Life Between Lives Hypnotherapy (TNI)).