Невозможно научно подойти к анализу философского языка определенной эпохи без предварительного указания лингвистической теории, которая выбирается как теоретическая схема исследования. Сколь различны теории: Амадо Алонсо в своем переводе произведения К. Восслера "Философия языка" исследует известную особенность, которая разделяет лингвистику Ф. Соссюра и К. Восслера. Если первый анализирует язык как "продукт",то второй видит в языке организм в его продолжающемся развитии, как "производство". ...
Невозможно научно подойти к анализу философского языка определенной эпохи без предварительного указания лингвистической теории, которая выбирается как теоретическая схема исследования. Сколь различны теории: Амадо Алонсо в своем переводе произведения К. Восслера "Философия языка" исследует известную особенность, которая разделяет лингвистику Ф. Соссюра и К. Восслера. Если первый анализирует язык как "продукт",то второй видит в языке организм в его продолжающемся развитии, как "производство".
Это различение, как известно, ввел еще В. Гумбольдт, чтобы противопоставить язык как продукт деятельности, нечто созданное ('ergon') языку как сама деятельность ('energeia'). С художественной точки зрения, поэт Х.М.Вальверде также анализирует этот лингвистический дуализм и противопоставляет язык сделанный и мороженный новым формам общения, продукту вдохновения и энтузиазма. В рамках этой рефлексии развивается и испанская мысль XVII века. В то время как большая часть теоретических размышлений формулируется в языке созданном ergon, не меньшая часть пытается создать новый творческий язык enеrgeia, дабы привнести в него свежую струю духа.
Схоластика этого века унаследовала мыслительные схемы предыдущих эпох, которые в подавляющем большинстве усиливали язык созданный, в то же время появляются другие мыслители, уже осознавшие необходимость нового языка. Однако некоторую двойственность можно заметить и среди мыслителей, предпочитающих творческий язык. Одни, такие как Кеведо и Грасиан, используют новый философский язык, чтобы как можно более адекватно представить свои размышления. Другие, в большей степени художники, чем философы, прикладывают все свои усилия, чтобы, с одной стороны, их поэтическое выражение передавало наиболее полным образом идеологическое послание, но, при этом, в большей степени стремятся истолковать требования своей аффективной жизни, чем мыслительные схемы, находящиеся в их подсознании. Так это происходит в случае Кальдерона и Гонгорры.
Давно и безуспешно пытаются уточнить, каким является соответствующее взаимное поле мысли и языка, и каковы их отношения и противоречия. Проблемы очерчиваются очень рельефно как во взаимных претензиях, так и во взаимовлиянии. Одним из вариантов решения данной проблемы является позиция Ортеги. Признавая несомненно огромное влияние родного языка на наш образ мышления, он пишет, что приходит момент, когда появляется в нас это отношение (позиция), которую Ортега назвал 'метафизическим чувством'. Это для него единственная вещь, вещь более интимная, чем любовь. Определяя ее, он говорит, что это 'чувство радикальное, последнее, основное, которое мы имеем в Универсуме'. Ортега считает (и с ним вполне можно согласиться), что из этого 'метафизического чувства' возникает языковая мощь как творение, когда это чувство имеет высокие тональности, и наоборот, используются изношенные и окаменевшие языки, когда это чувство перестает быть светом и теплом дабы изменяться в рутине и принятии действительности. Это то основное, что можно увидеть в философском языке XVII века.
Три основных переживания, выражающих действующее 'метафизическое чувство' можно наблюдать в Испании этого периода.
Первое - духовное единство, которое является наивысшим благом народов. Испанец XVII века воображает счастье в своем единстве перед лицом разъединенной Европы с ее бесконечными войнами, мотивированными различными верованиями. М.Менендес Пелайо снова и снова утверждает, что в Испании этого времени инквизиция была популярна. Пристально вглядываясь в историю и, пытаясь найти объяснение столь странному, с современной точки зрения, явлению, он находит его в том, что испанец этого времени дает добро любому институту защитников и гарантов этого единства. В идеологическом плане это чувство единства проявляет тот факт, что лучшим путем для его достижения является поддержка какой-либо бесспорной власти. Эта власть должна была представлять 'сделанную' философию, иначе говоря, философию как закрытую систему. Слишком часто схоластика сужает свои рамки этим горячим желанием единства, которое ведет ее к бесплотному отрицанию.
Второе переживание воспринимает окружающую жизнь как поле напряжения и борьбы равно как в индивидуальном аспекте, так и в социально-политическом. Философия должна обучать жить эту ситуацию. Это является миссией философии уже согласно учению стоиков. Новый стоицизм XVII века стремится соединить самодостаточность греческого знания с просветленным спокойствием христианского героизма. Именно на базе этого соединения должна появиться высокая добродетель 'благоразумие'. С другой стороны, новая политика должна была соотнести практическую силу 'государственного разума' с моральными обязанностями. В результате чего появился бы государь желающий управлять по-христиански. Испанец XVII века всеми силами стремится к компромиссу между жесткими гражданскими обязанностями и христианским праксисом. Таким образом, христианский стоицизм этого века, который можно рассматривать как философию, служащую жизни, хотел бы быть ответом этому историческому вызову.
Третье переживание в большей или меньшей степени интуитивно чувствует большие темы эпохального мышления. Но, в случае противопоставления с холодным разумом, стремится дать свои ответы в художественных интерпретациях. И здесь наиболее полное и наилучшее философское выражение появляется в литературных произведениях. Они воплощают в символических фигурах гениальные идеи, которые с этого момента призваны сформировать определенную часть человеческого культурного наследства. Дон Кихот и Санчо, равно как Сигизмунд в 'Жизнь есть сон' - это чистые идеи, лучше сказать, философские идеи в действии.
Так как язык высвечивает метафизическое чувство человека, следуя Ортеге, должен был появиться вполне определенный философский язык, который явился бы продуктом этих трех различных переживаний рассматриваемого времени.
Другие работы по теме:
Хуглары
В средние века хранителями и распространителями героического эпоса и народной поэзии в течение долгого времени были профессиональные певцы-исполнители. В Кастилии их называли хугларами.
Лютня
Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв.
Исконные христиане
(исп. cristianos viejos, букв. «старые христиане»; в литературе встречаются термины «чистокровные христиане», «старинные христиане», «коренные христиане», порт. cristгo-velho, cristгo-puro) — в Испании в 15-19 веках и в Португалии в 15-18 веках, название людей, не имевших некатоликов в двух предыдущих поколениях и обращённых в католицизм.
Листер, Энрике
Энрике Листер — (21 апреля 1907, Ла-Корунья — 8 декабря 1994, Мадрид) командир «Пятого полка», 11-й дивизии в республиканской армии во время гражданской войны в Испании. Долгое время был важной фигурой в испанском коммунистическом движении, в Коммунистической Партии Испании и политической жизни Испании в целом.
Галисия королевство
Королевство Галисия (галис. Reino de Galiza) — средневековое государственное образование на северо-западе Иберийского полуострова, в области Галисия. Возникло на землях римской Испании, разделенных между пришлыми германскими племенами аланов, свевов и вандалов в 409—411 годах.
Теуэльче
, исп. Tehuelche — собирательное название (на арауканском языке) коренных народов Патагонии, живших там в период до прихода арауканских племён. Рассказы ранних европейских исследователей о гигантах, живших в Патагонии, могут иметь под собой фактическую основу, поскольку теуэльче отличались высоким ростом.
Сражение при Трокадеро
31 августа 1823 года — заключительное сражение Гражданской войны в Испании 1820–1823 гг., окончившееся победой консервативных сил. С 1820 года в Испании продолжалась гражданская война, вызванная конституционалистами, желавшими ограничить власть Фердинанда VII.
Ислам в Португалии
Ислам был одной из значимых религий на территории современной Португалии в период между 711 и 1282 годами, когда земли к югу от р. Дору занимало созданный арабами Кордовский халифат. Конечно, атлантическое побережье располагалось на периферии мусульманской Испании Аль-Андалус, но и здесь имелись центры мусульманской культуры и искусства.
1750 год
— невисокосный год, начинающийся в четверг по григорианскому календарю. События Торговый договор Испании и Англии, невыгодный для Испании. Прекращается «асьенто» Англии.
Кортесы
Корте́сы [-тэ́-] (Cortes — дворы) — в Средние века региональные сословно-представительные собрания, с XIX века — парламент в Испании и Португалии. Первый кортес был создан в Леоне в 1137. Первоначально в кортесах могли участвовать только дворяне и духовенство. Лишь в 1188 в кортесах получили представительства горожане.
Замятин, Семён Леонтьев
Семён Лео́нтьев Замя́тин — русский иконописец середины XVII века. Упоминается во вкладной книге Антониево-Сийского монастыря как вкладчик, при игумене Ионе (1597-1634).
Королевство Валенсия
(кат. Regne de Valиncia, исп. Reino de Valencia) — одна из составных частей арагонской короны, а после арагонско-кастильской унии конца XV в. — испанской монархии. Центр — город Валенсия.
Римская Испания
Поражение карфагенян (войсками которых руководил Ганнибал) во Второй Пунической войне в 210 г. до н. э. открыло путь к установлению римского господства на полуострове, однако кельтиберы в центральной его части и на севере сопротивлялись ещё почти два века, а восстания в пиренейской части Испании происходили во всё время римского владычества.
Британский Гондурас
(англ. British Honduras ) имя бывшей британской колонии на восточном берегу Центральной Америки, примыкавшей к юго-восточной Мексике. В настоящее время на её территории находится государство Белиз. Впервые европейцы поселились здесь в XVII веке, лишь в 1871 году территория стала королевской колонией.
Эмилия Галотти
Введение 1 Действующие лица 2 Постановки 3 Переводы на русский язык Введение Эмилия Галотти — трагедия в пяти действиях Г. Э. Лессинга 1772 года. Место и время действия — городок Гвасталла на севере Италии в XVII веке.
Четверик единица измерения
Четве́рик — русская единица измерения в 15-20 вв. объёма сыпучих тел (сухой вместимости). В Новгороде Великом известна с XV века, в Российском государстве - с начала XVII века.
Владимирская четверть
(Владимирская четь) — финансовое учреждение Московского государства XVII века. Упоминается в письменных источниках с конца XVI века. Четь — от слова четверть. После взятия Казани к существовавшим Владимирской, Новгородской и Рязанской третям добавилось Царство Казанское. Административные единицы начали называться четверть, или четь.
Габсбургская Испания
Габсбургская Испания Королевство Испания под управлением Габсбургской династии — период в истории Испании в XVI—XVII веках (1516—1700 годы), когда королевство находилось под управлением династии Габсбургов, игравшей важную роль в истории Центральной Европы. Эпоха следовала срзу за эпохой правления католических королей (объединившими под своим скипетером королевства Арагона и Кастилии и Леона) и началась с правления короля Карла I, ставшего испанским монархом в 1516 году и закончилась в 1700 году со смертью короля Карла II не оставившего наследников, что повлекло за собой войну за Испанское наследство и воцарение на испанском престоле Бурбонов.
Золотой век Испании
Диего Веласкес. «Копья» (1635) Золотой век Испании (Siglo de Oro) — величайший культурный подъём в истории Испании, который пришёлся на XVI и на первую половину XVII века.
Война за наследство
— распространившийся в Европе Нового времени (XVII и XVIII века) тип вооружённого конфликта между государствами, состоявший в споре за наследование выморочного престола того или иного государства. Посадив на пустующий престол своего ставленника, то или иное государство надеялось добиться изменения его внешней политики, а иногда и территориальных уступок.
Испанское Марокко
Карта Испанского Марокко Испанское Марокко (араб. المغرب الإسباني; исп. Protectorado espaсol de Marruecos) — регион в северной части Марокко, находившийся в колониальной зависимости от Испании в 1912—1956 годах.
Международные отношения Андорры
Двойное подчинение Андорры епископу Урхельскому в Испании и графу Фуа, а в дальнейшем — королям и президентам Франции позволяло этой стране постоянно лавировать и сохранять независимость (так, в период Великой Французской революции Париж отказался от феодальных прав на Андорру. Из-за нежелания впасть в подчинение Испании андоррцы просили Наполеона снова принять страну под свой суверенитет).
Жилинские
Жили́нские — русско-литовский княжеский, польские и русские дворянские роды. Князья Жилинские, ветвь князей Вяземских, с конца XV века состояли в подданстве Литвы, род угас в середине XVI века. Польские роды Жилинских приписаны к гербам Любич и Янина. Первый из них, восходящий к XVII веку, внесён в I и VI части родословной книги Витебской и Минской губерний.
Андалузский диалект арабского языка
используется в странах Испания, Языки Евразии, его письменность арабский алфавит Андалузский диалект арабского языка , также андалусийско-арабский язык
Приписные крестьяне
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. [1] Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно.
Испанский Ренессанс
План Введение 1 Зарождение Испанского Ренессанса 2 Архитектура 3 Живопись 4 Скульптура 6 Музыка 7 Галерея Список литературы Введение Испанский Ренессанс (исп. Renacimiento espaсol) — термин используемый историками, культурологами и искусствоведами для описания достижений в культуре и искусстве Испании с конца XV до начала XVII века.
Католические короли
Католические короли Ф. Гальего, «Мадонна Католических королей» изображает Фердинанда и Изабеллу с детьми, предстоящими перед Богоматерью Католические короли
Чёрная легенда
План Введение 1 Значения и происхождение термина 2 Предыстория 3 Формирование 4 Скрытый расизм 5 Роль чёрной легенды в истории колониализма 6 Чёрная легенда во Франции и Испании
Философия XVII века
План Введение 1 Европа 2 Список философов XVII века 5 Внешние ссылки Введение Философия XVII века в Западном мире рассматривается в основном как начало философии Нового времени, и оступление от средневекового подхода, в особенности от схоластического.
Генерал-капитанство Куба
Генерал-капитанство Куба (исп. Capitanнa General de Cuba) — административная единица в составе Испанской империи, созданная в 1607 году, как часть мероприятий Габсбургской Испании, которые включали в себя также создание генерал-капитанств в Пуэрто-Рико (1580), Гватемале (1609) и на Юкатане (1617), по улучшению обороны Карибского региона против иностранных держав.
Луго, Бернардо де
Введение 1 Биография 2 Произведения Список литературы Введение Луго, Бернардо де (исп. Bernardo de Lugo) (конец XVI века, Луго, Испания — середина XVII века, Санта-Фе, Нью-Мехико) — испанский лингвист, доминиканский священник, миссионер. Составил первый словарь и грамматику языка чибча-муисков.
Изабелла Французская королева Испании
Изабелла Бурбонская (фр. Йlisabeth de Bourbon, 22 ноября 1602 года, Фонтенбло — 6 октября 1644 года, Мадрид) — французская принцесса, первая жена Филиппа IV, королева Испании и Португалии.
Фердинанд VI
Фердинанд VI (исп. Fernando VI; 23 сентября 1713(17130923) — 10 августа 1759) — король Испании (1746—1759), сын Филиппа V и его первой жены, Луизы Савойской. Двоюродный брат Людовика XV. Царствование Фердинанда оказалось в общем успешным и продолжило выход Испании из кризиса XVII века.
Хуан Бермудо
Хуан Бермудо /Juan Bermudo/ (1510 - 1565) - испанский теоретик музыки, родившийся в андалусийском городке Эсиха, он составил славу этой обширной провинции юга Испании, вписав своё имя в страницы истории Андалусии.