Эстетику Ницше принято связывать с ранними его работами, находя ее главным образом в "Рождении трагедии", "Философии в трагическую эпоху Греции" и др. Но при этом совершенно неоправданно забывают о поздних работах Ницше. Между тем, если не связывать понятия воли к власти, преодоления нигилизма и другие со своеобразно понятой эстетикой, это вызовет в лучшем случае непонимание позднего творчества Ницше, в худшем - неверное понимание. Поэтому было бы небесполезным очертить хотя бы контур той эстетики, которую можно найти и к которой приходит Ницше в работах "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Воля к власти" и других.
Если выразить одним понятием все позднее творчество Ницше, то им будет понятие преодоления нигилизма. Из этого понятия вытекает и своеобразное понимание эстетики. Разбор понятия преодоления нигилизма связан прежде всего с темой нигилизма, затрагиваемой Ницше. Нигилизм понимается как "то, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем"?". Утрачивается понятие ценности - или, что то же самое, смысла (ибо смысл - это то, что задает ценность чего-либо); нигилизм - это такое отношение к жизни, когда обесцениваются все ценности жизни, в том числе и ценность самой жизни: "жизнь понимается как нечто, не имеющее ценности". В свою очередь, затруднительность преодоления нигилизма состоит, по Ницше, в том, что преодоление предполагает ценность, смысл этого преодоления - тот смысл, который нигилизм как раз и отрицает.
И, тем не менее, преодоление нигилизма не только возможно, но и необходимо благодаря самому же нигилизму. А именно, нигилизм предполагает отрицание всякого смысла и ценности, но само это отрицание, в свою очередь, тоже является ценностью, обладает смыслом. Другими словами, Ницше подчеркивает, что отрицание ценности чего-либо само, в свою очередь, является очередной ценностью - нигилизм выражает собою смысл отрицания всякого смысла. Вводимое Ницше с этой целью понятие интеллектуальной честности предполагает не только выделение смыла (или отсутствия смысла) чего-либо, но и полноту, последовательность и законченность этого выделения. Именно поэтому Ницше назвал себя "самым последовательным нигилистом", тем, кто уже пережил "в себе до конца этот самый нигилизм, - имеющий этот нигилизм за собой, под собой, вне себя", и честность того же нигилизма состоит, по Ницше, в том, что необходимо лишить смысла и само отрицание любого смысла, обесценить и само обесценивание жизни. Такое преодоление нигилизма видится Ницше в отрицании самого отрицания смыла, что, в свою очередь, приводит к утверждению ценностей, смысла, но такому утверждению, которое принципиально отличается от того утверждения, которое отрицает нигилизм, тем, что эти ценности творятся тем, кто преодолевает нигилизм. Из этого Ницше заключает, что "нигилизм представляет собой промежуточное патологическое состояние".
Двойственность нигилизма - в том, что, во-первых,"нигилизм может быть показателем силы: мощь духа может так возрасти, что ныне существующие цели перестанут соответствовать ей", - другими словами, сила нигилизма - в его отрицании существующих ценностей; во-вторых, нигилизм - это "показатель недостатка силы, способности вновь творчески поставить себе некую цель, некое "зачем", - новую веру". Поэтому критика нигилизма Ницше сводится к указанию на эту двойственность, а также к призыву довести нигилизм до конца, т.е. преодолеть нигилизм. Таким образом, для Ницше становится очевидным, что необходимо для всякого живущего человека найти в себе силы дойти до нигилизма, а, дойдя до него, найти силы на преодоление его. Отсюда видно, что понятие преодоления нигилизма связывается у Ницше с понятием силы, - или, как выражает то же самое Ницше: "Я учу говорить нет всему, что ослабляет - что истощает. Я учу говорить да всему, что усиливает, что накопляет силы, что оправдывает чувство силы". При этом сила понимается как преодоление невозможного, под которым, в случае с нигилизмом, понимается преодоление отрицания ценностей жизни как сотворение новых ценностей, создание новых смыслов. Именно поэтому ценным объявляется у Ницше то, что является продуктом силы, все слабое оказывается не имеющим никакой ценности.
Связав с нигилизмом метафизику, Ницше пытается выйти в другую сферу, которая оказалась бы противостоящей метафизике, но к тому же указывала бы на возможность творения новых ценностей. Эта сфера видится Ницше в эстетике. Именно чувство - точнее, инстинкт - обладает преимуществом по отношению к разуму, поскольку преодоление (в том числе и преодоление нигилизма) происходит не через разум, который останавливается на достигнутом, а через инстинкт, сущность которого и состоит в преодолении, в силе. Таким образом, сила оказывается принадлежащей не столько разуму, сколько чувству, и тем движущим началом, которое позволяет преодолевать нигилизм, является не разум (разум, для Ницше, наоборот, останавливается на нигилизме), а инстинкт. В связи с этим Ницше не случайно говорит не только о силе, но и о "чувстве силы". Тем самым, итог того преодоления нигилизма, к которому призывает Ницше, - это, во-первых, творение ценностей жизни, причем такое, которое свободно от существовавших доселе ценностей ("предрассудков", "лжи"), и, во-вторых, возникновение понятия эстетики, благодаря которому и возникает это преодоление. Поэтому и возможна, а также и необходима та фраза, которую Ницше высказал в работе "Казус Вагнер": "Хорошее легко, все божественное ходит нежными стопами" - вот первое положение моей эстетики".
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Сверхчеловек по Ницше
Сущность сверхчеловека. Причины возникновения концепции. Роль сверхчеловека в жизни человека.Рациональное зерно в концепции сверхчеловека.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Структура философского знания
Характеристика и структура внутренней специализации философии, сущность ее основополагающих разделов: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Роль и значение законов и принципов в становлении философского знания как системы.
Ф. В. Ницше об эстетике
В конце 19 в. в европейской философско-эстетической мысли происходят процессы радикального пересмотра классических форм философствования. С отрицанием и пересмотром классических эстетических ценностей выступил Ф. Ницше.
Русская эстетика XIX века
Эстетика русских революционных демократов — это высший этап в развитии домарксистской эстетики. Теоретической основой эстетических теорий революционных демократов являлся их философский материализм.
Философия сверхчеловека по Ницше
Сверхчеловек по Ницше. В одной из своих работ “Так говорил Заратустра”, Ницше приводит весьма любопытный пример, суть которого в следующем. В некоем городе (название и время действия не суть важно, в первоисточнике не указываются) есть две высоких башни. Между ними натянут канат, высоко-высоко над улицами города.
Биография Ницше
Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах.
Философия Ницше 5
Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной.[1] Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума.
Биография Ф.Ницше и его вклад в этику
Поволжская академия Государственной службы имени П.А.Столыпина. Биография Ф.Ницше и его вклад в этику. Работу выполнил: Студент 1-го курса Очнойной формы обучения
О позиции Ницше по отношению к гедонизму
Ницше - материалист, интенсивно сосредоточенный на творческой способности человека преобразовывать материальный мир гением искусства. Нематериальное счастье в творческом взаимодействии с материей. Деятельность интеллекта.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Козлов Алексей Александрович
Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм.
Переплетение интеллекта и чувств
Интеллигентный человек всегда неприкаян душой, так как, к сожалению, постоянно не вписывается ни в то время, в котором существует, ни в то окружение, с которым общается. Поэтому он и отыскивает в философии Ницше - нити переплетения.
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Конец легенды
Современные исследователи возвращают доброе имя Фридриху Ницше.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
Грот Николай Яковлевич
Попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям) была сделана Н.Я.Гротом в его "Реформе логики" и отчасти И.Ягодинским в его книге "Генетический метод в логике".
Сверхчеловек и порядок рангов
Ницше объясняет мировой порядок в терминах соперничества и борьбы различных типов воли к власти. Подобная типология, с его точки зрения, существенна идя решения вопроса о ценности того или иного достигнутого состояния.
Критика морали
Если в первый период творчества проблема культурных ценностей интересовала Ницше главным образом с эстетической точки зрения, то во второй период основное свое внимание он сосредоточивает на анализе этических норм и оценок.
Проблемы религии в “философии жизни”
В первой половине XX в. “философия жизни” являлась крупным философским течением на Западе. Она оказала значительное влияние на умонастроения и мировоззрение европейской интеллигенции.
Актуальна потому, что эстетика
Реакционные элементы эстетики романтизма выдвигаются на передний план, превозносятся в их значении для эстетики современного модернизма. При этом всячески преуменьшаются прогрессивные моменты романтической эстетики, тесно связанные с последующими реалистическими тенденциями в развитии искусства
Печаль и радость в стихотворении Александра Блока Незнакомка
Стихотворение «Незнакомка» написано в 1906 году. К этому времени поэт поменял свое мировоззрение, и тема любви стала изображаться несколько иначе, чем раньше в его творчестве. В начале века Блок, как и многие поэты того времени, увлекся философией Ф. Ницше, которая трактует развитие истории и цивилизации в цикличности.
Если у человека есть зачем жить, он может выдержать любое как Ф. Ницше
“Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое "как" (Ф. Ницше) Автор: Сочинения на свободную тему Я абсолютно согласна с высказывание Ф. Ницше “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»” Автор поднимает одну из важнейших человеческих проблем - проблему смысла жизни.
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Тоталитарная эстетика
План Введение 1 Основные характеристики 2 Модернизм и тоталитаризм 3 Проявления тоталитарной эстетики 3.1 Графика 3.2 Кинематограф 3.3 Архитектура и скульптура
по Экономике, бухгалтерский учет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НЕФТЕЮГАНСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ СПО « ЗЛАТОУСТОВКИЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По специальности:
Пауль Дойссен (Deussen)
Труд жизни Д. — «Всеобщая история философии» (1894—1917), в которой фактически впервые материал индийской философии был введен всерьез в общефилософский контекст.