Если в первый период творчества проблема культурных ценностей интересовала Ницше главным образом с эстетической точки зрения, то во второй период основное свое внимание он сосредоточивает на анализе этических норм и оценок, их сущности и происхождении. В этот период вырабатывается специфический для философа стиль изложения: его книги отныне уже ничем не напоминают научные трактаты, это - композиционно и тематически оформленные собрания афоризмов.
"Нравственность, - пишет Ницше, - есть, ближайшим образом, средство предохранения общества от распадения". Прежде всего должна появиться система принуждения, заставляющая индивида согласовывать свои личные мнения и интересы с общественными. Успешнее всего этот механизм действует, если принуждение принимает анонимную форму обычая, когда общественный авторитет утверждается исподволь через систему воспитания и обучения. В таком случае лояльность может стать "второй натурой", демонстрироваться добровольно и даже приносить удовольствие. Нравственность становится внутренним свойством и средством самоконтроля человеком своего поведения по мере совершенствования общественного организма.
Подобные рассуждения, казалось бы, должны наводить на мысль, что Ницше - сторонник утилитаризма. На самом деле его позиция не столь однозначна. Так, он говорит о "двойной предыстории" понятий добра и зла. развивая эту мысль в поздних сочинениях. В книге "По ту сторону добра и зла" он выдвигает учение о двух основных типах морали:
"морали господ и морали рабов". Во всех развитых цивилизациях они смешаны, элементы той и другой можно обнаружить буквально в одном и том же человеке. Но различать их, считает Ницше, необходимо. В морали господ, или аристократической морали, "добро" и "зло" эквивалентны понятиям "благородный" и "презренный" и относятся не столько к поступкам людей, сколько к самим людям, эти поступки совершающим. В рабской же морали смысл основных этических категорий зависит от того, что полезно, что служит поддержанию порядка в обществе, отстаивающем интересы слабых в духовном и физическом отношении индивидов. Такие качества, как сострадание, добросердечность и скромность, рассматриваются как добродетели, в то же время свойства, которые обнаруживают сильные и независимые индивиды, считаются опасными, а потому "злыми".
Данные идеи представлены и в книге "Генеалогия морали", где Ницше широко использует понятие мстительности (ressentiment). Высший тип человека, по его мнению, создает свои ценности от избытка жизненной силы. Слабые же и бессильные боятся таких людей, они стремятся обуздать и приручить их, подавить своей численностью, навязывая в качестве абсолютных "стадные ценности". Разумеется, подобная мстительность открыто не признается и, возможно, даже не осознается "толпой" в качестве побудительного мотива, однако, она действует, находя как прямые, так и окольные пути и косвенные выражения. Все это выводит на свет искушенный "психолог морали", каковым Ницше считает себя.
Итак, в истории морали, согласно Ницше, борются друг с другом две основные этические позиции. С точки зрения высшего типа людей, они могут сосуществовать. Это возможно, если "толпа", не способная ни к чему возвышенному, будет практиковать "рабскую морить" исключительно в своей среде. Но она, подчеркивает Ницше, никогда не ограничится этим и не откажется от универсалистских претензий. Более того, по крайней мере в истории Запада у "рабской морали" были и остаются все шансы па успех. Об этом, например, свидетельствует распространение христианства. Ницше не отрицает полностью какую бы то ни было ценность христианской морали, признавая, что она сделала человеческий внутренний мир более утонченным. Однако он видит в ней выражение мстительности, характерной для стадного инстинкта, или "рабской морали". То же воплощение мстительности видит Ницше в демократическом и социалистическом движениях, считая их производной формой от христианской идеологии.
Ницше полагает, что идеал всеобщей, единой и абсолютной морали должен быть отброшен, так как он ведет жизнь к упадку, а человечество - к вырождению. Его место должна занять градация рангов, степеней различных типов морали. Пусть "стадо" остается приверженным своей системе ценностей, считает Ницше, при условии, что оно лишено права навязывать ее людям "высшего типа".
Когда Ницше говорит о необходимости стать "по ту сторону добра и зла", это надо понимать как призыв к преодолению так называемой рабской морали, которая, с его точки зрения, ставит всех на одну доску, любить и охраняет посредственность, препятствует возвышению человеческого типа. Он не имеет в виду, как это иногда утверждают, полное безразличие к природе ценностей и упразднение всяких нравственных критериев. Подобное было бы самоубийственным для обычного человека. Только те, кто принадлежит к высшему типу, могут без ущерба для себя стать "по ту сторону" навязываемых обществом пониманий добра и зла, ибо эти индивиды сами являются носителями нравственного закона и не нуждаются ни в чьем попечительстве. Их свободное самоопределение, считает Ницше, - это единственный путь к более высокому уровню человеческого существования, к сверх-человеку (Ubermensch).
Другие работы по теме:
Кроссворд по этике
Вопросы к кроссворду по этике. По вертикали: 1. Стиль жизни и выросший на его основе кодекс правил и норм добропорядочной морали высшего сословия Западной европы нового времени, в особенности Англии, в период свободного развития капитализма
Книга Оссовской "Рыцарский этос"
Исследования по истории морали и этики. Работы Марии Оссовской, польского ученого-филолога "Рыцарский этос" и "Буржуазная мораль". Анализ аристократического нравственного идеала, который преобладал в общественном сознании античности и средневековья.
Право и иные социальные нормы
Разновидности социальных норм. Право в системе социальных норм. Общее и особенное между правом и иными социальными нормативными регуляторами. Соотношение права и морали.
Учение Г.В.Ф. Гегеля
Принцип историзма, проводимый Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений. У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство.
Альтруизм
Альтруизм (фр. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей.
Своеобразие этики Корана
Отсутствие в Коране этики в европейском смысле. Замена справедливого возмездия материальным вознаграждением. Нравственные нормы в их слитности с другими формами регуляции межчеловеческих отношений, религиозным ритуалом и юридическим законодательством.
Саботаж успеха
Деструктивная критика — одна из наиболее опасных линий поведения. Она снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность того дела, которым человек занимается, и расшатывает уверенность в себе. Результаты падают до нуля.
Искусство критики: исцелять, не раня
Критика относится к числу конфликтогенов и является острым оружием: она больно ранит самолюбие критикуемого и может привести к конфликтам во взаимоотношениях с людьми.
Блок а. а. - Призрачность мечты
Критика и разоблачение "страшного мира", фальши к убожества его морали, власти чистогана, проникшей во все поры буржуазного общества, мещанского самодовольства и хамской "сытости" - самая сильная в идейном отношения сторона поэзии Блока. Самая сильная, но не единственная. Блок жил не одной критикой и разоблачением, так же как и не ограничивался тем лишь, что повествовал о тоске и муке затертого лживой жизнью, выбитого из колеи, измучившегося человека.
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Проблемы экологии проблемы выживания человечества
На изломе веков мы часто ставим вопрос, который был главным в прошлом. Кажется, ответов было достаточно. И все же рискнем сказать, что это понимание последствий НТР, о которой было сказано так много громких слов. Действительно, НТР много изменила в человеческой цивилизации. Это дало основания кое-кому даже отождествлять ее с духовностью общества.
Тема любви и прощения в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила русская культура.
Право на суд... Сочинение - критическая статья
Автор: Разное Критика есть суждение о каком-либо произведении человеческого ума. Она имеет своей целью показать как достоинства, так и недостатки того произведения, которое подвергается критической оценке.
Петр Андреевич Вяземский
Любовь к литературе. Журналистика и критика Вяземского, его творчество и значение творчества для литературы.
Американская ассоциация звукозаписывающих компаний
Введение 1 История 2 Судебные иски 3 Критика 4 Курьёзы Список литературы Введение Америка́нская ассоциа́ция звукозапи́сывающих компа́ний (англ. Recording Industry Association of America, RIAA) — ассоциация, представляющая интересы звукозаписывающей индустрии США.
Центральное антикоррупционное бюро
Введение 1 Цели 2 Структура и состав 3 Критика 4 После выборов 2007 г Введение Центральное антикоррупционное бюро (ЦАБ, польск. Centralne Biuro Antykorupcyjne, CBA) — польская служба по борьбе с коррупцией в государственном и частном секторе. Учреждена с июля 2006 г. согласно закону, принятому в июне 2006 г. по инициативе правящей тогда партии «Право и справедливость».
Союз православных граждан
«Сою́з правосла́вных гра́ждан» — российская общественная организация религиозно-патриотической направленности. Образован в 1995 году.[1] Председателем Союза православных граждан является Валентин Лебедев. Включает в себя около 60 различных организаций.
Армянская трагедия 1915 года книга
Введение 1 План Введение 2 Критика Список литературы Введение Армянская трагедия 1915 года — книга французского адвоката [1] , ревизиониста [2] Жоржа де Малевилля (George de Maleville), поддерживающая отрицание геноцида армян. На русском языке издана в 1990 г., в Баку.
Гейнцен, Карл Петер
Введение Список литературы Введение Карл Петер Гейнцен — (нем. Karl Peter Heinzen, 22 февраля 1809—1880) — немецкий публицист, руководитель баденской революции, агитатор и сторонник радикального преобразования Европы на республиканских основах. Известность как публицист получил после участия в «Leipziger Allgemeine Zeitung» и «Rheinische Zeitung».
Расово-антропологическая школа
Введение 1 Идеи расово-антропологической школы 2 Представители расово-антропологической школы 3 Критика расово-антропологической школы Список литературы
Экс-гей
План Введение 1 История 2 Критика Список литературы Введение Экс-гей (англ. ex-gay) — термин, используемый для обозначения людей, которые, как утверждается, сменили свою сексуальную ориентацию с гомосексуальной (либо иной, не являющейся гетеросексуальной) на гетеросексуальную. Термин был введён в профессиональную литературу в 1980 году доктором Манселлом Патиссоном, который под экс-геями понимал «тех, кто сменил сексуальную ориентацию с исключительно гомосексуальной на исключительно гетеросексуальную».[1]
Рейганомика
План Введение 1 Результат 2 Критика 3 Основное направление Список литературы Введение Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъемом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада.
Фонд Билла и Мелинды Гейтс
План Введение 1 История 2 Деятельность 3 Критика Список литературы Введение Фонд Билла и Мелинды Гейтс (англ. Bill & Melinda Gates Foundation) — крупнейший в мире благотворительный фонд, основанный Биллом и Мелиндой Гейтс. Одним из членов правления фонда является Уоррен Баффет.[1]
Сюни, Рональд Григор
План Введение 1 Труды 2 Критика в Армении Список литературы Введение Рональд Григор Сюни (англ. Ronald Grigor Suny) — американский историк армянского происхождения, профессор политической и социальной истории Мичиганского университета, заслуженный профессор политологии Чикагского университета.
Адоратский, Владимир Викторович
План Введение 1 Биография 2 Критика Список литературы Введение Владимир Викторович Адоратский (7 (19) августа 1878, Казань — 5 июня 1945, Москва) — участник российского революционного движения, советский историк, философ-марксист. Академик АН СССР (1932).
План наполеоновского вторжения в Англию
План Введение 1 История 1.1 Разгром коалиции 2 Критика 3 Пропаганда и карикатура 4 Интересные факты Список литературы План наполеоновского вторжения в Англию
Дробницкий Олег Григорьевич
Главным и обобщающим трудом Д. стала фундаментальная монография «Понятие морали: Историко-критический очерк» (М., 1974), в которой развернуто определение морали как способа нормативной регуляции, а также механизмов ее функционирования.