Иванов Вячеслав Иванович

Рефераты по философии » Иванов Вячеслав Иванович

(1866-1949)

Иванов Вячеслав Иванович- поэт-символист теоретик культуры философ. Учился на филологическом факультете Московского университета затем в Берлине у Моммзена. Профессор ректор Бакинского университета. В 1924 эмигрировал в Италию где принял католичество. Профессор университета в г. Павия. От увлечения Ницше развивался к усвоению концепции Вл. Соловьева: феноменальный мир символизирует существование Абсолюта открываемого мистической интуицией. Вечное бытие просвечивает сквозь символы и мифы. Культура подразделяется на "критическую" и "органическую" которая с начала XX века развивается как театр мистерий выражающий "вселенскую соборность".

Вячеслав Иванов считает что символы - это намеки реальности невыразимой в словах; они дают повод для возникновения мифов выражающих истину в форме образов. Эта истина может вести к теургическому синтезу личного и общинного принципов. Вячеслав Иванов как и МЕРЕЖКОВСКИЙ вносил много язычества в свое христианство и это было характерно для ренессанса начала века. Поэзия его также хотела быть дионистической но в ней нет непосредственного стихийного дионисизма дионисизм у него надуманный.

Идеалистический символизм

Идеалистический символизм - это пути к великому всемирному идеализму о котором пророчествует Достоевский в эпилоге к "Преступлению и Наказанию" говоря что будет время когда люди перестанут понимать друг друга вследствие отрицания общеобязательных реальных норм единомыслия и единочувствия и потому необычайно развившейся внутренней жизни каждой личности идущей путями обособившегося уединенного индивидуализма. Индивидуализм прибавим провозглашенный идеалистическим символизмом даже не индивидуализм характера какой мы встречаем в практических не теоретических индивидуалистах минувших времен в Борджиях и Наполеонах; но индивидуализм психологии культ мимолетного (ибо периферического) опыта впечатлительности нашей наиболее яркое выражение современной mania psychologica которая затемнила для нас понятие характера и обратила в наших глазах жизнь личности в сплошную зыбь противочувствий и смену аффектов. Формально и ближайшим образом идеалистический символизм расширит канонически прежние каноны или благоразумно отметет элементы не поддающиеся строгой эстетической канонизации и создаст новый Парнас.

Современное искусство

С религиозною проблемой современное искусство соприкасается через реалистический символизм и органически связанное с ним мифотворчество. Религиозная проблема на первый взгляд представляется двоякою: проблемою охранения религии с одной стороны проблемою религиозного творчества с другой. На самом деле она остается единой. Без внутреннего творчества жизнь религии сохранена быть не может - она уже мертва. Творчество же религиозное есть тем самым и охранение религии - если оно не вырождается в творчество суррогатов и подобий религии в подражание ее формам для облечения ими идеи нерелигиозной. Религия есть связь и знание реальностей. Сближенное магией символа с религиозною сферой искусство неизбежно подпадет соблазну облечения в гиератические формы иррелигиозной сущности если не поставит своим лозунгом лозунг реалистического символизма и мифа: a realibus ad reaiora.

Главные сочинения:

"По звездам" "Борозды и межи. Опыты эстетические и критические" "Родное и вселенское".