(1866-1938)
Шестов Лев(настоящее имя -Шварцман Иегуда Лейб) - философ-экзистенциалист. Окончил юридический факультет Киевского университета. С 1920 жил в Париже. Его мышление развивалось в русле идей Кьеркегора, Достоевского, Ницше. Существование противопоставлял ориентации на рациональное знание, обездушенное и порабощающее. Выразил протест против общеобязательности истин и нравственных норм. Рационализму противопоставлял откровение Ветхого завета. В отличие от других экзистенциалистов, "бунтующих" перед лицом жизни, принимал ее как чудо, явленное Богом.
Шестов полагал пределы разуму, который вследствие этого утрачивал свою универсальность, а следовательно, и общезначимость.
Учение:
Совесть
"Пока между образованным человеком и народом стоит совесть в качестве единственно возможной посредницы, не может быть и речи о взаимном понимании. Совесть требует жертв и только жертв. Она говорит образованному человеку: ты счастлив, обеспечен, учен - народ беден, невежествен, несчастлив. Откажись от своего благополучия или заворожи свою совесть льстивыми речами. Лишь тот, кому нечем жертвовать, кто сам все потерял, - лишь тот может подойти к народу как равный к равному"
Наука и философия
"К больному мы призываем врача, к умирающему - священника. Врач старается вернуть человека к земной жизни, священник напутствует к жизни вечной. И как между делом врача и делом священника нет ничего общего, так нет ничего общего между философией и наукой. Они не только не помогают и не дополняют одна другую, как принято думать,- они всегда враждуют между собой. И вражда тем более напряженная, что ее приходится скрывать под личиной любви и доверия".
Красота
"Вы скажете, что не только допросить, но и пересмотреть все прекрасные предметы абсолютно невозможно, что жизни даже десятков Мафусаилов не хватило бы на эту затею. Я и сам знаю, что невозможно. Но еще знаю, что это один из тех редких случаев невозможности, когда ее приветствуешь от всей души, как самое желанное. Нет никакой нужды, чтобы кто бы то ни был преодалел "многообразие" красоты, в идее или как - нибудь иначе, ибо в тот момент, когда многообразие было бы преодолено, навсегда иссяк бы живой источник красоты. Cтало быть, нечего и спрашивать, что такое красота. И тот, кто красоту любит и красоты ищет, никогда не задается вопросом, чего он ищет и что он любит. Тому ни оправдываться, ни объяснятся " пред всеми", даже пред собой нет нужды. Он знает, что вовсе и не важно, чтобы ценимая и любимая им красота была той красотой, которую все и всегда могут усмотреть. Даже в общепризнанных произведениях искусства лучшее отнюдь не выявляется с тою отчетливостью, о которой хлопочут теоретики прекрасного. Выявляется только, что для всех одинаково, - т. е. второстепенное. Оттого - то эстетики, которые добивались для всех одинакового, дальше общих мест не пошли и "тайны" красоты не раскрыли. И не раскроют, конечно. Ведь допрашивать все прекрасные предметы они не станут: не могут преодолеть разнообразия. А что они допросят, то и выявлять не стоило: оно ведь и не прячется - лежит на виду у всех и для всех".
Абсолютное
"Смертный грех философов не в том, что они гонятся за абсолютным, а в том, что, когда они убеждаются, что абсолютного не нашли, они соглашаются признать за абсолютное что бы то ни было из сотворенного людьми - науку, государство, мораль, религию и т. п. Конечно, и государство, и наука, и мораль, и религия имеют ценность, и очень большую ценность. Но только пока они не претендуют на престол абсолютного. Даже религия, как бы возвышенна и глубока она ни была, в лучшем случае есть только сосуд, хранилище, ризы для абсолютного. И нужно уметь, если не хочешь впасть в идолопоклонничество, отличать святыню от риз, в которые она облачена. Но люди не то что не умеют, не хотят этого. Идолы почему - то ближе и понятнее им, чем Бог. Об этом много рассказывается в Св. Писании. Даже еврейский народ, который имел призвание открыть Бога половине человеческого рода, соблазнялся идолами и только благодаря неслыханным по напряжению призывам пророков поднялся на ту высоту, с которой открывается Вечная Истина".
Природа и люди
"Люди, говорит Спиноза, вообразили себе, что они не являются составными элементами или звеньями того единого, которое именуется природой, и хотят образовать в природе как бы государство в государстве. Не наоборот ли? Не правильнее было бы сказать, что люди чувствуют себя бесправными и бессильными колесиками одной большой машины и забыли о том, что мир создан для них?"
Главные сочинения:
Собр.соч., "Власть ключей", "Кьеркегор и экзистенциальная философия", "Умозрение и откровение", "Шекспир и его критик Брандес", "Добро в учении графа Толстого Фр. Ницше. Философия и проповедь", "Достоевский и Ницше. Философия трагедии", "Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления". "Начала и концы: Сбор. статей". "Великие кануны", "На весах Иова. Странствования по душам".
Другие работы по теме:
Философия абсурда Льва Шестова
Основные моменты биографии Шестова Льва (Шварцмана). Лев Шестов как русский философ, затронувший в статьях и книгах массу философских и литературных тем. Ощущение трагизма человеческого существования. Философия Льва Шестова - закон "отрицания отрицания".
Позитивизм как философская проблема
Содержание Введение…………………………………………………………………..3 1. Начало позитивизма…………………………………………………..4 2. С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма……………………5
Философия Л. Шестова
Лев Шестов: иррационализм и экзистенциальное мышление. Киркегард и Ницше в философии Шестова. Суждения о Боге и их соответствие ветхозаветным представлениям о неведомом существе, внушающем не столько надежду, сколько ужас и страх. Разочарование в разуме.
Русская философия
Философские воззрения славянофилов Хомякова, Киреевского. В.С. Соловьев - крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Характерные черты русской философии. Русский космизм, понимание человека и природы как единого целого.
Философия Сартра
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение глава 1 КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. §1 Регрессивно-продуктивный метод исследования личности §2 Система эстетических воззрений Сартра
Аскетизм
Аскетизм (Austerity)греч., учение о воздержании, подавлении потребностей, главным образом, физических, для достижения нравственного совершенства.
Нравственная концепция Л. Шестова
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Реферат Тема: Нравственная концепция Л. Шестова Руководитель: Ерохина Л.Д. Исполнитель:
Моноантропизм
Человеческая личность - это предельная ценность, это последняя реальность эмпирического мира. И именно поэтому религии, культуры и вообще любого рода другие ценности не смеют служить препятствиями для взаимоотношения различных людей.
Персонализм - философское течение ХIХ века
Персонализм (от лат. persona - личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью
Теория познания как апологетика
Современная теория познания, хотя она всегда сознательно ведет свое происхождение от Канта, в одном отношении совершенно изменила завету своего учителя.
«Этические воззрения Сёрена Кьеркегора»
«взбежавши на холм, проклял Бога». Из-за этого он считал себя и весь свой род проклятым и не скрывал этого, «юный Сёрен уже знал, что он обременён тяжёлым наследственным грехом». Несомненно, это не могло не повлиять на философа
работа на тему Внешнеторговые операции
В то же время современная экономика России характеризуется высокой зависимостью от мировых рынков сырья и проблемами конкурирования на рынках готовой продукции
Чехов и художественная феноменология
Проза Чехова знаменует возврат на новом витке развития к пушкинской художественной феноменологии и одновременно предвосхищение идей феноменологии философской.
Художественная феноменология Чехова
В стремлении определить своеобразие художественного мира Чехова исследователи не раз прибегали к философским параллелям. Это тем более оправданно, что в творчестве писателя зрелого периода отчетливо ощущается философская, гносеологическая проблематика.
Экстремальный опыт
Агату Кристи исключили из клуба детективных писателей за ее, возможно, лучший роман - "Убийство Роджера Экройда". Дело в том, что в этом романе убийцей оказывается сам рассказчик, доктор Шепард.
Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре.
оглавление 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный).
Антонин протектор
Введение 1 Биография 2 Характеристика личности по Аммиану Марцеллину 3 Антонин и Урзицин Список литературы Введение Антонин (лат. Antoninus; IV век н. э.) — римский чиновник середины IV века, перешедший на сторону Сасанидов во время римско-персидских войн.
Оружие инков
Введение 1 Оборонительное оружие 2 Атакующее оружие 2.1 Оружие инков после прихода испанцев 3 Структура инкского войска Список литературы Введение Оружие инков — солдаты-инки носили простое оружие всех видов, специализация по вооружению осуществлялась согласно принадлежности к той или иной этнической группе, например, солдаты Чанки были специалистами по использованию деревянных молотов или макан, в то время как солдаты Антисуйу или высокогорной сельвы чаще использовали лук и стрелы.
Таврический дворец
Введение 1 Комплекс Таврического дворца 2 Внутреннее убранство 3 Резиденция Потемкина 4 После Екатерины 5 Государственная дума 6 Февральская революция
Культурная революция в СССР и "русское зарубежье"
Анализ хронологических рамок, задач культурной революции и способов их реализации. Характеристика сущности авторитарно-бюрократического стиля руководства партии в области науки и искусства. Изучение понятия "Русского зарубежья", его основных центров.
Кеты
Самоназвание кет "человек" (мн. ч. денг "люди", "народ"). В прошлом известны как енисейцы, енисейские остяки.
Достоевский Федор Михайлович
Достоевский Федор Михайлович (1821 — 1881) — рус. писатель, публицист. В творчестве Д. нашли глубокое отражение религиозные, этические и метафизические проблемы человеческого бытияю
Жорж Батай
Батай (Bataille) Жорж (1897–1962) – французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера – «самый светлый ум во Франции».
Елена Гуро
Как и многие кубофутуристы, Елена (Элеонора) Генриховна Гуро совмещала занятия живописью и литературой. Но в отличие от громких соратников, она не привлекала внимания массовой аудитории.
Герцык А.К.
Аделаида Казимировна Герцык. в замужестве Жуковская Поэтесса, переводчица, автор "Подвальных очерков", изданных посмертно.