Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) В современных индийских языках слова 'астика' ('astika') и 'настика' ('nastika') обозначают соответственно 'теист' и 'атеист'. Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом 'астика' обозначали тех, 'кто верит в авторитет вед', или тех, 'кто верит в жизнь после смерти'. ('Настика' соответственно означает противоположное.) Эти слова употребляются здесь в первом смысле. Во втором смысле даже такие неортодоксальные школы, как буддийская и джайнская, будут относиться к астике, поскольку их представители верят в жизнь после смерти. Шесть ортодоксальных школ относятся к астике, а школа чарвака - к настике в обоих смыслах этого слова.
К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.
К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы - материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.
Чтобы это подразделение стало более понятным, следует уяснить, какое место занимают веды в истории развития индийской мысли. Веды представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, и на всем последующем развитии индийской мысли, особенно философии, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали авторитет вед, тогда как другие отрицали его. Системы мимансы и веданты можно, например, рассматривать как прямое продолжение традиции вед.
Традиции вед имеют две стороны: ритуальную и спекулятивную-карма и джняна. Система мимансы, придавая особое значение ритуальной стороне, всячески возвышает философию вед, чтобы оправдать ведические обряды и ритуалы и способствовать их культивированию. Система веданты, придавая исключительное значение спекулятивной стороне вед, стремится развивать тщательно разработанную философию из теоретических положений вед. Поскольку эти школы являлись, по существу, непосредственными продолжателями ведийской культуры, обе они называются иногда общим словом 'миманса', и только ради точности одна из них носит название пурва-мимансы (или карма-мимансы), а другая - уттра-мимансы (или джняна-мимансы). Однако более употребительными наименованиями этих школ соответственно являются 'миманса' и 'веданта', поэтому мы будем придерживаться здесь именно этого общеупотребительного наименования.
Хотя школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, они в то же время не оспаривали авторитета вед и стремились показать, что текст вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чар-вака, буддийская и джайнская, возникшие главным образом в противовес учению вед, естественно, отвергали их авторитет.
Другие работы по теме:
Шотландская школа здравого смысла
— философская школа, образовавшаяся в Шотландии в конце 18-го начале 19-го веков. Она образовалась как критическая реакция на таких английских философов, как Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Самыми заметными её представителями являются Томас Рид и Уильям Гамильтон, который соединил подход Рида с философией Иммануила Канта.Другими крупными представителями этой школы были Джеймс Битти и Дугальд Стюарт.Это школа повлияла на мыслителей не только Европы, но и Америки, среди последних, например, прагматист Ч.
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Фалес (Thales) Милетский
Фалес Милетский – древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы. Сочинения Фалеса не сохранились, однако Аристотель называет его первым ионийским философом.
Философия элейской школы
Краткая характеристика деятельности Парменида (ок. 540-470 до н. э.) – основателя элейской школы, Зенона – защитника философии Парменида и Мелисса – систематизатора учения элеатов.
Сущность и предмет индийской философии
Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Философия элейской школы
План доклада по философии элейской школы. Парменид (ок. 540-470 до н.э.) - основатель элейской школы Активный политик, дал городу законы. Источник философии Парменида - недоверие к органам чувств.
Место авторитета и разума в индийской философии
Чтобы отыскать ответы, совместимые с истинами, уже установленными нашим опытом, философ должен применить воображение и разум. Подобно другим отраслям знания, философия в своих исканиях идет от известного к неизвестному.
Йога
Йога (санскр.– «сопряжение»), универсалия индийской культуры, означающая: 1) духовную практику в более широком смысле, разрабатываемую с различными вариациями и в разных направлениях всеми религиозными течениями Индии.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Бурачек Степан Анисимович
Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
Природа индийской философии
Поскольку целью философии является познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть 'видение истины'. Каждая индийская школа своеобразно подходит к проблеме непосредственного осознания истины.
Философия Финляндии
Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан.
Философия Канады
В 19 в. философские течения в Канаде складывались под влиянием французского и англо-американского источников, причём основным источником французского влияния остаётся католическая философия неотомизма.
Философия Норвегии
Вследствие длительной политической зависимости Норвегии от Дании самостоятельное развитие норвежской философии началось во 2-й половине 18 в. 1-я половина 19 в. характеризуется интересом к проблемам истории, личности и свободы.
Дхармы
Дхармы (пали, санскр.), в индийской философии, ноуменальные, множественные, атомарные (далее неразложимые) носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания-бытия, в обычном опыте воспринимаемый в виде индивидов и вещей.
Абхъюдая
Абхъюдая (санскр. abhyudaya – «подъем», «возвышение»), в индийской философии «успех» и «преуспеяние» (в том числе духовно-нравственное), результативное и для настоящей и для последующих жизней индивида, но все же далекое еще от «освобождения».
Алаявиджняна
Алаявиджняна (санскр.– «аккумулированное сознание»), в индийской философии, особый вид сознания, в котором хранятся «семена» всех предыдущих опытов.
Православная церковь в Индии
Со своего основания в 1781 году в Амартоле, Калькутта, Греческая Православная Церковь Индии стала свидетельницей многочисленных событий, которые произошли на индийской земле, в частности в Бенгалии.
О культуре и религии Бали
В большинстве государств с древности и до наших дней культурные ценности являются неотъемлемой частью религии, а соблюдение религиозных канонов становится основой жизненной философии.
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Орден Индийской империи
Введение 1 История 2 Состав 3 Атрибуты ордена 4 Привилегии 5 Некоторые кавалеры Орден Индийской империи Введение The Most Eminent Order of the Indian Empire
Хинди руси бхай бхай
Хи́нди ру́си бхай бхай (на хинди — «индийцы и русские — братья», часто последние слова неточно передаются как пхай пхай ) — лозунг советско-индийской дружбы в 1950—1980-е годы, официально пропагандировавшийся обеими сторонами. Провозглашён Н. С. Хрущёвым на митинге в Бангалоре 26 ноября 1955 года.[1]
Баумейстер, Фридрих Христиан
Фридрих Христиан Баумейстер (нем. Friedrich Christian Baumeister; 17 июля 1708, Кёрнер, Тюрингия — 8 октября 1785, Гёрлиц) — немецкий философ школы Лейбница и Х. Вольфа, автор ряда учебников логики, метафизики и натуральной философии на латинском языке.
Пять принципов мирного сосуществования
«Пять принципов мирного сосуществования» («панча шила») — индийско-китайское соглашение 1954 года. После конфликта между Китаем и Индией из-за Тибета, начавшегося в 1949 году, отношения были нормализованы в 1954 году подписанием индийско-китайского соглашения о Тибете. Индия признала Тибет частью Китая.
Рид, Томас
План Введение 1 Теория здравого смысла Томаса Рида 2 Сочинения Список литературы Введение Томас Рид (26 апреля 1710 — 7 октября 1796), шотландский философ, современник и критик Дэвида Юма, основатель Шотландской школы здравого смысла, сыграл существенную роль в Шотландском просвещении. С 1737—1751 был пресвитерианским пастором, затем стал преподавать.
Научно-исследовательский центр Мизеса
План Введение 1 Основная деятельность 2 Проекты 3 Награды Список литературы Введение Научно-исследовательский центр Мизеса — структурное подразделение аналитического центра «Стратегия». Негосударственный белорусский исследовательский центр, созданный в 2002 году экономистами, аналитиками, преподавателями социогуманитарных дисциплин, философами и представителями других профессий, названный в честь экономиста австрийской школы Людвига фон Мизеса.
Индийская цивилизация (Доклад)
Индийская цивилизация. Около 2500 до н.э. в плодородную долину реки Инд (на территории современного Пакистана) с запада переселились земледельцы. Первые поселения распространились на огромные площади. На территории протяженностью свыше1770 км было обнаружено около100 поселений индийской цивилизации.
Пауль Дойссен (Deussen)
Труд жизни Д. — «Всеобщая история философии» (1894—1917), в которой фактически впервые материал индийской философии был введен всерьез в общефилософский контекст.
Диоген Лаэртий
Диоген Лаэртий (конец 2–3 в.) – древнегреческий историк философии, автор крупнейшего из дошедших до наших дней историко-философского исследования.