Русское неокантианство конца XIX - начала XX вв. представляет собой сложное, неоднозначное явление. Нет никаких сомнений в том, что оно оказало существенное влияние на развитие русской философии и духовной культуры вообще. В России существовала сложившаяся традиция философии неокантианства, которая доныне в современной литературе остается малоизученной. Деятельность русских неокантианцев на страницах журнала "Вопросы философии и психологии", который выпускался Московским психологическим обществом с 1884 г играла не последнюю роль в философской жизни своего времени.
В первую очередь следует отметить, что журнал и его редколлегия были тесно связаны с неокантианцами. Так, Н. Грот, виднейший представитель неокантианства, был одним из основателей Общества, вторым его председателем и активным членом редакционной коллегии журнала. На его страницах можно встретить массу публикаций, авторами которых были неокантианцы (А.И. Введенский, И.И. Лапшин, Г.И. Челпанов, Г.Д. Гурвич). В большинстве случаев публикации сопровождались критическими откликами и полемикой между неокантианцами. Общественная и просветительская деятельность русских неокантианцев также отражалась на тематике публикаций, так что, в целом, есть основания говорить об общей неокантианской направленности журнала.
Изучение наследия русского неокантианства на страницах "Вопросов философии и психологии" позволяет понять специфику этого направления и основные темы философствования в его пределах. В проблемном поле явным образом доминирует этика. Общую для многих русских мыслителей той эпохи проблему самостоятельности русской философской мысли и синтеза различных форм познания (наука, религия, философия и т.д.) неокантианцы решали в этическом ключе. Таков, например, призыв Н.Грота к созданию "самостоятельной философии", в которой доминировала бы этика, идея добра в синтезе "цельного знания". По инициативе Грота третий номер журнала полностью посвящен проблеме свободы воли у Канта. Таким образом, русское неокантианство делало акцент на нравственном содержании мысли великого немецкого философа.
Философия неокантианства находила свое воплощение не только на страницах журнала, но и в стенах Санкт-Петербургского Университета. Признанным главой русского неокантианства был А.И. Введенский, профессор философии Петербургского Университета. Статьи этого мыслителя в "Вопросах: " уже носят оттенок "панморализма", отразившийся на других последователях этого течения и на проблемах, поднимаемых на страницах альманаха. "Посредством изучения постулатов нравственного чувства возможны прочные решения метафизических задач" - эти его слова звучат почти как лозунг всем дальнейшим разработкам в этой сфере. Рассматривая деятельность исключительно через призму целеполагания, Введенский выдвигает неожиданный тезис: связь причины и действия не может быть познана рационально.
Деятельность русских неокантианцев имела выраженный просветительский оттенок. Это отразилось также и на "Вопросах философии и психологии", география авторов которого была необычайно обширна. В задачи общества входила не просто популяризация философского наследия зарубежья, но его вдумчивая переработка, осмысление. Московское психологическое общество с самых своих истоков было направлено на "собирательство" российской мысли, просвещение, координацию деятельности ученых разных городов. Этический аспект неокантианства, на котором делали акцент отечественные представители этого течения, стал центральным. При помощи этики неокантианцы пытались решить задачи синтеза различных философских систем, а также примирения противоречий между знанием и верой, наукой и искусством и т.д.
Очевидно влияние неокантианцев на этику и ее преподавание, однако этот вопрос в настоящее время еще малоизучен, хотя и представляет несомненный интерес в контексте современных проблем этического знания и преподавания.
Другие работы по теме:
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Философия Испании
В 1-5 вв. философские учения выходцев из Испании (Модерат из Кадиса, 1 в., Луций Анней Сенека) были неотъемлемой частью римской философии. В государстве вестготов, завоевавших Испанию (середина 5-начало 8 вв.), философия была подчинена теологии.
Неокантианство
Неокантианство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии.
Философия Бразилии
Португальцы, открывшие (1500) и колонизовавшие Бразилию, вместе с общественными порядками утвердили и господствовавшую в метрополии феодально-абсолютистскую идеологию, схоластическую философию.
Философия Аргентины
Начало философской мысли в Аргентине было положено схоластической философией, проникшей сюда в период колонизации страны (16 - начало 17 вв.) из метрополии - Испании. В конце 18 - начале 19 вв. распространяются идеи французского материализма.
Тредьяковский Василий Кириллович
Воззрения Тредьяковского на русское стихосложение обусловили его длительную полемику с М.В.Ломоносовым. Автор трактата "Слово о премудрости, благоразумии и добродетели".
Философия Мексики
Философские идеи в Мексике колониального периода формировались под сильным влиянием идеологии европейского средневековья, прежде всего схоластики. Автором первых оригинальных философских работ был А. де ла Веракрус.
Девясил высокий
Русское название происходит от «девяти сил», которыми растение наделяли на Руси. Славянские народы на протяжении столетий почитали девясил как надёжное лечебное средство.
Певущий зов
Автор: Есенин С.А. Радуйтесь! Земля предстала Новой купели! Догорели Синие метели, И змея потеряла Жало. О Родина, Мое русское поле, И вы, сыновья ее, Остановившие
Русское барокко
Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов.
Русское Барокко
Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм,
Апельсиновая сделка
— название соглашения № 593 «О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль» от 17 октября 1964 года.[1] Соглашение было подписано в Иерусалиме министром Иностранных дел Голдой Меир и министром финансов П.
День Непримиримости
Введение 1 День Непримиримости в русской эмиграции 2 День Непримиримости в России 3 Документы 4 Инициатива объявить 7 ноября Международным Днём памяти
Гейфман, Анна Аркадьевна
Введение 1 Биография 2 Труды 3 Мнения Список литературы Введение Анна Аркадьевна Гейфман (р. 1962) — американский историк. 1. Биография Родилась в 1962 году в Ленинграде в еврейской семье. В 1976 году вместе с семьёй эмигрировала в США. В 1985 году окончила Бостонский университет, получив степень магистра.
Великое княжество Русское
Введение 1 Великое княжение Русское 2 «Великое княжество Русское» в Гадячском договоре Список литературы Введение Вели́кое кня́жество Ру́сское — государствообразующий проект князя Свидригайла Ольгердовича и рутенской знати, имевший место быть во время борьбы за престол в Литовско-Русском государстве в середине XV века.
Галицко-русская матица
Га́лицко-ру́сская ма́тица — галицко-русское культурно-образовательное учреждение. Как указывает российская исследовательница Нина Пашаева, «украинские ученые очень не любят называть Матицу Галицко-русской. По их терминологии, это украинская „Галицько-руська“ матиця»[1].
Луцкий договор
— секретный договор между господарём Молдавии Дмитрием Кантемиром и Петром I, согласно которому Молдавия, сохраняя автономию, переходила в русское подданство. Заключён 13 апреля 1711 года в Луцке.
Русское воеводство
на карте Речи Посполитой Ру́сское воево́дство (польск. Wojewуdztwo ruskie) — административно-территориальная единица Польского королевства, образованная около 1434 года из тех земель Галицко-Волынского княжества, которые были захвачены в последней четверти XIV века. Административным центром Русского воеводства был город Львов.
Национальный состав Российской империи
На 1870-е годы в источниках Российская империя даются следующие сведения о национальном составе России[1][2]. I. Славянские племена 1. Русские (72,5 %, более 86 млн.). Наибольшая доля русских отмечена в Московской промышленной, Центральной чернозёмской, Малороссийской и Озёрной области, в который русское население составляет 94 %; в Северной области (89 %), в Новороссии (87 %), в Белоруссии (85 %), в губерниях юго-западных 80 %, приуральских 80 % и приволжских 75 %.
Аккордные пункты
— общее название договоров, заключённых сословиями прибалтийских городов и местностей в процессе капитуляции при завоевании русской армией в ходе Северной войны. Пункты содержали условия перехода данного сословия в русское подданство и были позднее подтверждены Петром I. Пункты послужили одной из основ Прибалтийского гражданского права.
Русское братство
Ру́сское бра́тство — русская монархическая организация, основанная в Киеве в 1904 году. Выступало против конституционлизма, за самодержавную монархию. Поддержала роспуск Государственной думы в 1906 и послала Государю телеграмму поддержки. В РБ запрещалось членство евреям. Собрания Братства проходили несколько раз в год.
Белорусский казачий полк
― войсковая единица в Белоруссии в русско-польскую войну 1654—1667. История полка Русское правительство, чтобы использовать белорусскую шляхту как свою социальную опору на белорусских землях, поручило могилёвскому шляхтичу Константину Поклонскому (присвоив ему чин полковника) создать белорусский полк.
Зелёная щурка
Введение 1 Описание 2 Ареал 3 Галерея Список литературы Введение Зелёная, или персидская, щурка (лат. Merops persicus) — птица семейства щурковых (Meropidae).
Борисов, Михаил Борисович
Михаил Борисович Борисов (8 февраля 1949, Москва) — советский и российский режиссёр, актёр. Заслуженный деятель искусств России, профессор театрального института им. Б.Щукина, зав. кафедрой РАТИ (ГИТИС), актер театра им. М.Ермоловой, режиссер-постановщик спектаклей театра Сатиры, театра им.
Слуцкая конфедерация
Слуцкая конфедерация — союз православной, кальвинистской и лютеранской шляхты Великого княжества Литовского, образованный в Слуцке 20 марта 1767 года.
Крымские походы
Крымские походы — военные походы русской армии против Крымского ханства, предпринятые в 1687 и 1689 годах. Они были частью Русско-турецкой войны 1686—1700.
Домбрабадское кладбище
План Введение 1 История кладбища 1.1 Храм Святого князя Владимира Список литературы Введение Домбраба́дское городское кладбище — русское городское кладбище № 2 в Ташкенте, расположенное в Чиланзарском районе города недалеко от станции метро «Олмазор»[1]. Поскольку раньше это место Ташкента носило название Домбрабат, то отсюда и название кладбища.
Деруметалл
(нем. Deutsch-Russische Metall-Gessellschaft) — германо-русское акционерное общество по металлам. История и деятельность Учреждено 7 октября 1921 г. наряду с другими русско-германскими обществами начального периода НЭПа, такими как «Гапаг», «Дерутра», «Дерулюфт», «Русгерторг» и т. д.
Вернадский, Георгий Владимирович
Верна́дский, Гео́ргий Влади́мирович (20 августа 1888 — 12 июня 1973) — выдающийся русский и американский историк, сын В. И. Вернадского.
Американская тема в публицистике В. Г. Короленко
В основном, журналистская деятельность Короленко связана с журналом “Русское богатство”. Она началась в 1878 г. Сначала он придерживался народнических взглядов. Затем отошел от них, но сторонником марксистского подхода не стал.