Предположим, мы знаем, что некто - ученый, и хотим уточнить наши знания о нем. Уточняем: это - русский ученый, выдающийся русский ученый, выдающийся русский ученый-химик, создатель Периодической системы элементов.
Произведенная логическая операция есть операция ограничения понятия. Приведем еще пример. Дано понятие “населенный пункт”.
Ограничив его, получим понятия: “город”, “столица”, “столица Российской Федерации”.
Мы видим, что при ограничении происходит переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, т.е. от рода к его виду и от вида к подвиду. При этом добавляются новые признаки, позволяющие сузить объем понятия.
Ограничение - это логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.
Пределом ограничения является единичное понятие: в приведенных выше примерах это были понятия: “создатель Периодической системы элементов” и “столица Российской Федерации”.
Обратная ограничению операция обобщения понятия состоит в переходе от видового понятия к его родовому понятию, т.е. от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Эта операция совершается путем отбрасывания видообразующего признака (признаков). Например, обобщая понятие “ сиамская домашняя кошка”, получим следующие понятия: “ домашняя кошка”, “кошка”, “млекопитающее животное”, “позвоночное животное”, “животное”, “организм”.
Обобщение - это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака ( признаков).
Пределом обобщения являются универсальные понятия. В основе операций обобщения и ограничения лежит закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий.
Пример: обобщить и ограничить понятие “промышленный робот”.
Обобщение:
1. Робот;
2. Автоматическая машина;
3. Машина.
Ограничение:
1. Специализированный промышленный робот;
2. Специализированный промышленный робот для сварки кузовов автомобилей;
3. Специализированный промышленный робот для сварки кузовов автомобилей, используемый на автомобильных заводах России;
4. Специализированный промышленный робот для сварки кузовов автомобилей, используемый на производственном объединении “ЗИЛ”.
В процессе обобщения и ограничения понятий следует отличать переходы от рода к виду, от отношений целого к части (и наоборот). Так, например, неправильно обобщать понятие “центр города” до понятия “город” или ограничивать понятие “учебник “Основы информатики и вычислительной техники”” до понятия “Алгоритм и его свойства” (являющегося параграфом в этом пособии), так как в обоих случаях речь идет не об отношении рода и вида, а об отношении части и целого.
В средней школе логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например, “имя существительное - это часть речи...”, “натрий - это химический элемент” или (через ближайший род) “натрий - это металл...”.
Приведем примеры из русского языка. Ограничением понятия “ предложение” будут следующие понятия: “простое предложение”, “ односоставное предложение”, “односоставное предложение с главным членом сказуемым”, “безличное предложение”. На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификация понятия “предложение”.
На уроках химии учитель может произвести операцию ограничения понятия “кислота”, например следующим способом: “ неорганическая кислота”, “бескислородная неорганическая кислота”, “НС1”.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Последовательность суждения
Содержание Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Задача 6 Задача 7 Задача 8 Задача 9 Задача 10 Список литературы Задача 1 Сопоставить каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий.
Логические операции над понятиями
Московский государственный Университет МЭСИ Тверской филиал МЭСИ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Контрольная работа По предмету «Логика»
Принципы логического мышления
1) Закон тождества. Мысль должна оставаться тождественной в процессе рассуждения 2) Закон (не) противоречия. Нельзя допускать мысли, которые исключают друг друга. Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно. 3) Закон исключенного третьего: Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно, а другое — ложно. 4) Закон достаточного основания.
Понятие как форма мышления
Мышление – это отражение действительности по средством языка. Общая характеристика понятия. Логические приемы образования понятий: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Понятие и слово. Виды понятий.
Определение и виды понятия как первой формы мышления
Совокупность существенных признаков. Переходы между понятиями с разными объемами. Операции обобщения и ограничения. Понятия, их взаимосвязь и структура их взаимоотношений. Круги Эйлера. Логическая характеристика понятий. Закон достаточного основания.
Операции с понятиями
Основные формы абстрактного мышления. Характеристика понятия и операции над понятиями. Операции с понятием: сложение, умножение, вычитание, деление. Дихотомическое деление. Отношения между понятиями: отрицание, обобщение, ограничение, определение.
Логика
Контрольная работа по логике, которая состоит из нескольких заданий. Определение вида отношений между понятиями. Ограничение – переход от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.
Логика
Последовательное ограничение и обобщение понятий: роман, учащийся, планета, юрист, плоская замкнутая геометрическая фигура. Правильность деления понятий. Виды модальностей суждений. Непосредственное умозаключение путем превращения. Тождество суждений.
Аргументация, дефиниция и логические умозаключения
Проведение анализа дефиниций, операции отрицания суждений об отношениях, дедуктивных выводов из вероятностных и логических умозаключений. Приведение примеров нарушения принципов правильного мышления. Изучение аргументация как способа опровержения теорий.
Аргументация и ее основные формы
Аргументация как процесс формирования убеждения или мнения с использованием других утверждений. Способы выработки убеждения. Типы недоказательных аргументаций. Типы совместимости: субординация, координация, контрастность. Способы построения умозаключения.
Основы логики
Представление отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера. Выполнение операций обобщения и ограничения терминов. Установление определения и деления представленных высказываний. Способы обращения, превращения и противопоставления предикату.
Действия с понятиями. Анализ суждения
Деление определений на реальные и номинальные. Логические ошибки в определениях. Обобщение и ограничение. Определение самого предмета, отраженного в соответствующем понятии. Смысл словосочетаний. Качество, количество и распределенность терминов.
Логическая характеристика понятия "Трудовые споры"
Формулировки понятия "трудовые споры". Содержание и объем данного понятия, логическая характеристика. Понятия, которые находятся с исходным в отношениях равнозначности, пересечения, противоречия или противоположности. Обобщение и ограничение понятия.
Понятие как форма мышления
Содержание Введение Понятие как форма мышления 1.1 Содержание и объем понятия 1.2 Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия 1.3 Отношения между понятиями
Обобщение и ограничение понятий
Обобщение понятий, содержание которых состоит из признаков. Предельно общее понятие в данной области знания. Познавательный смысл обобщения и ограничения.
Индуктивное умозаключение
Структура индуктивного умозаключения. Отличие индуктивного умозаключения от дедуктивного. Способы обоснования вывода неполной индукции.
Понятие как форма мышления
Языковые формы выражения понятий. Этапы формирования понятия. Операции анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения и обобщения.
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
План урока по психологии
Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии Онищука В.А.) Цель: Дать представление о понятии ощущении как первой ступени
Контрольные вопросы по логике
Что изучает логика. Что мы называем истиной и ложью. Когда возникла логика как наука. Зачем нужно изучать логику. Определение понятия. Какие функции выполняют понятия.
Контрольные вопросы по логике
Принципы моделирования. Теоретико-множественные средства моделирования. Средства моделирования логики высказываний. Средства моделирования логики предикатов. Логика научного познания. Доказательство и дедуктивный вывод. Виды индукции. Аналогия.
Теория вектора
Содержание: 1. Что такое вектор? 2. Сложение векторов. 3. Равенство векторов. 4. Скалярное произведение двух векторов и его свойства. 5. Свойства операций над векторами.
Понятие как форма мышления 6
Содержание Понятие как форма мышления……………………………………….3 Операции с понятиями……………………………………………….4 Определение (дефиниция) как прием познания……………………5
Задачи по Логике 2
Задача 1 Дайте полную логическую характеристику понятиям: западная граница России; справедливость; молчание. Западная граница России (единичное, непустое, утвердительное, конкретное, относительное).
Контрольная по логике в задачах
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ (вариант № 5) 1 курс заочного отделения (экстернат) проверила:
Способы сжатия текста
КАК ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ Три основных способа сжатия (компрессии) текста Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста : исключение,обобщение,упрощение.
Виды межпредметных связей в обучении биологии
Совокупность функций м/п связей реализуется в проц.обуч-я при осущ-и многообразия их видов. Различают 2 гр. м/п связей: 1) внутрицикловые ( физ., хим., биол., географ.) 2) межцикловые ( связь с гумм.предметами – ист., лит-ра, физ-ра). Виды м/п связей дел-ся на гр., исходя из осн. комп-ов обучения: содержание, методы, формы орг.уч.процесса. 1. содержательно- информативный 2.