В результате действий анализа, абстрагирования, сравнения, синтеза и познавательного обобщения мы образовали понятие. Однако, чтобы его отчетливо мыслить и, главное, уметь передавать наше понятие другим, мы должны установить, каким образом понятия выражаются в языке.
Язык — это система знаков, служащих для хранения и передачи информации.
Что же такое знак?
Знак — это чувственный предмет.
Этот тезис звучит достаточно странно, но давайте подумаем. Действительно, знаком могут служить следы чернил на бумаге, колебания звуковой волны, дым, поднимающийся над холмом, определенные движения рук или глаз. Все это — чувственные предметы или определенные виды действий этих предметов. Но этого мало для того, чтобы некоторый предмет или его действие стали знаками.
Чтобы предмет стал знаком, необходимо, чтобы он заменял, замешал другой, отличный oт него, объект. Слово «Луна» является знаком, потому что эти следы типографской краски на бумаге замещают в нашем сознании другой предмет, а именно: естественный спутник Земли. Но каким образом один объект заменяет, замещает другой объект в нашем сознании? При помощи мысленного образа. Когда я пишу слово «Луна», а вы его читаете сейчас в учебнике, то в вашем сознании рисуется образ Луны в виде какого-то более или менее отчетливого представления. Иначе говоря, между двумя объектами встает еще мысленный образ последнего объекта, соединенный, ассоциированный с первым, возникает мысленный посредник. Это не обязательно образ, это могут быть какие-либо параметры, например, признаки, как мы уже видели на примере понятия «стул».
Таким образом, мы пришли к следующей «теории» знаков:
Знак — это чувственный предмет, замещающий в нашем мышлении другой объект.
Объект, который знак заменяет в нашем мышлении, называется значением этого знака.
Так, Луна является значением знака «Луна», а конкретный стул значением знака «стул».
Мысленный образ, который в нашем сознании связывает знак с его значением, называется смыслом знака.
Следовательно, мы получаем следующую схему:
Знак
смысл
значение
Эта теория знаков называется трехплоскостной семантикой. Но что же такое семантика?
Чтобы выяснить это, нам придется обратиться к теории знаков.
Общая теория знаков и их использования людьми или другими более или менее разумными существами называется семиотикой (от греч. semeion — знак).
В семиотике выделяются три раздела: синтаксис, семантика и прагматика.
Синтаксис — это теория отношений одного знака к другому, т.е. теория соединения знаков в комплексы знаков, используемых в общении.
Семантика — это теория, изучающая отношение знака к его значению или смыслу.
Прагматика — это теория, описывающая способы использования знаков носителями языка.
Пояснить соотношение семантики, синтаксиса и прагматики поможет так называемый семиотический треугольник.
Теперь, надеюсь, ясно, почему наша теория значения знаков получила имя трехплоскостной семантики: трехплоскостная, потому что кроме знака и значения мы ввели еще категорию смысла, а семантика — потому что речь идет о значениях знаков.
В истории логики и лингвистики эта трехплоскостная семантика связана с именем знаменитого немецкого логика Готтлоба Фреге (1848—1925), описавшего эту семантику в своей статье «О смысле и значении» (1892). С этой статьи начались логические исследования, называемые логической семантикой.
Какое отношение к нашей трехплоскостной семантике имеют понятия?
Мы уже знаем, что понятие есть мысль, т.е. идеальный образ предмета или процесса. Но и знак, и значение не обязаны быть идеальными предметами. Знак вообще — чувственный предмет, а значение, может быть и предметом, и свойством, и отношением, и множеством.
Поэтому для мысли в нашей схеме осталось только одно местно — среднее. На статус мысли может претендовать только смысл.
Отсюда мы получаем наше основное положение, говорящее о связи понятия с языком:
понятие является смыслом знака.
Но любого ли знака?
Понятие решает три задачи, которые были сформулированы мною в начале этого параграфа: обобщать объекты, отличать объекты этого множества от всех иных объектов и сообщать о них существенную информацию.
Теперь мы можем вернуться к нашей проблеме соотношения понятия как формы мысли и языка. Действительно, понятие, по-видимому, образует смысл не любого, а только определенного вида знаков. Как нам узнать эти знаки? По простому признаку: можно ли при помощи этих знаков выделить объекты некоторого множества из всех остальных объектов и обобщить объекты этого множества.
Знак «Весна идет» ничего не выделяет и не обобщает. Он говорит о том, что в действительности имеется ситуация, описываемая этим знаком. Мы можем сказать, что этот знак является истинным или ложным. Он истинен в марте или апреле, и вряд ли может быть истинным в октябре или декабре (по крайней мере, в северном полушарии). Поскольку знакам этого типа в действительности может быть сопоставлена ситуация, а не объект, мы будем говорить, что знаки этого типа не имеют объектного значения.
Если же мы используем знак «студент», то об этом знаке явно можно сказать, что он из всего множества учащихся выделяет тех, которые обучаются в высшей школе, и обобщает все множество таких учащихся. Поэтому знак «студент» выражает понятие, ибо в языке выполняет ту же самую функцию, что понятие в мышлении.
В чем же специфика знаков, выражающих понятие, как их самих назвать? Специально для таких знаков в теории языка существует категория имени.
Им я — это знак, имеющий объектное значение.
Имена бывают собственные и общие.
Собственным является имя, обозначающее некоторый конкретный предмет и закрепленное за ним соглашением или традицией.
Общим называется имя, обозначающее целое множество объектов.
Так, имя «стул» является общим именем. При помощи этого имени можно обозначить целое множество объектов, характеризующихся выявленными нами ранее признаками. Общие имена примерно соответствуют нарицательным существительным.
Отсюда мы получаем наш второй тезис, касающийся соотношения понятий и языка:
Понятие есть смысл имени (собственного или общего).
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
История итальянского языка
Итальянский язык — разговорный и официальный язык Италии. На итальянском языке также говорят в государстве Сан-Марино, на Мальте, Корсике. В Швейцарии итальянский является одним из четырех официальных языков.
Понятия языка
- это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания.
Речевое общение
Для того чтобы было возможно , передача в речи чего-либо, нужно, чтобы передаваемое было названо, т. е. выражено в системе звуковых сигналов, обозначающих для всех членов коллектива одно и то же, т. е. понимаемых всеми одинаково, необходимо существование языка, общего для всех членов общества. Именно язык, являясь средством, орудием общения людей между собой, и составляет необходимое условие человеческой речи: если бы не существовало языка, речевое общение было бы невозможно.
Различие в понятиях "интеллигент" и "интеллект"
Интеллигент-человек, принадлежащий к интеллигенции. Интеллектуал Интеллигенция - работники умственного труда. Обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки и технике.
Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок
Людвиг: он недавно выступал здесь по радио. Его французский ломанный. Но тем лучше! Тут открываются какие-то новые возможности. Конечно, так вот говорить нельзя, но почему бы не попробовать: это вроде опыта. Прежде люди говорили без грамматики и возникали новые диалекты: было больше разнообразия
Тема Кол-во страниц
Синонимы, их место и роль в лексико-семантической системе английского языка
Родной язык
Родной язык… Он такой неповторимый, мелодичный и певучий, так как вобрал в себя гул дубрав и лугов, полей и лесов, ароматный, пьянящий запах родной земли. В народе нет большего сокровища, чем его язык. Так как именно язык - это характер народа, его память, история и духовное могущество. В нем отображаются обычаи, традиции, быт народа, его ум и опыт, красота и сила души, он его, народа, цвет и завязь.
Спасибо родному слову
“Спасибо слову…” - так писал русский поэт С. Поделков в поэме “Власть сердца”. И, правда, русский язык настолько разнообразен и точен, что с его помощью можно описать не только настоящее, будущее и прошлое, но и любое состояние человеческой души, любую мысль.
Язык - казна духовности народа
Язык народа - лучшее из всего цветущего его духовной жизни, которая никогда не вянет и вечно снова распускается. Родной язык - это неоценимое духовное богатство, в котором народ живет, передает из поколения в поколение свою мудрость и славу, культуру и традиции. Так как в родном слове народ сознает себя как творческую силу.
Красота и богатство родного языка
Родной язык - это язык наций, язык предков, который связывает человека с его народом. Родной язык - наибольшее сокровище. Существует утверждение, что украинский язык – один из богатейших славянских языков. Он будто льется ручейком и увеселяет душу. А иностранцы, побывав в Украине, отмечают нежность, утонченность и милозвучие украинского языка.
Русский язык в современном мире
Автор: Сочинения на свободную тему Из-за дня в день мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без существования русского языка, роль которого имеет огромное значение в жизни многих людей и русского общества.
Письмо другу в англию.
Автор: Сочинения на свободную тему Здравствуй, Бритни! Пишу тебе в этот раз на русском языке потому, что ты должна знать этот язык. Я учу в своей школе английский язык. Мне он нравится.С каждым уроком я узнаю что то новое и интересное про ваш язык. Например, сочетание некоторых букв у вас всегда читаются одним звуком, а у нас такого нет.
Великий Русский язык живет и развивается
Автор: Сочинения на свободную тему Все мы знаем, что наш великий русский язык живёт и развивается, то есть на смену устаревшим словам приходят более новые слова. И это необходимо, так как наука набирает высоту и узнаёт новые вещи, о которые никто никогда не знал и для того, чтобы рассказать об этом всему миру учёные придумывают им названия, таким образом и мы узнаём открытия учёных и в нашем русском языке появляются новые.
Для чего нужно изучать русский язык
Автор: Сочинения на свободную тему Для чего нужно изучать русский язык? Этот язык для нас родной, первый язык, которому нас обучили. Мы говорим на нем с детства, поэтому редко задумываемся, насколько он сложен и многогранен. Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас.
Зачем нужны запятые
Автор: ЕГЭ Зачем нужны запятые? Давайте разберемся.Русский язык развивается,становится всё богаче.Развивается и наше общество,становится мудрее и граммотнее.И язык должен соответствовать новому обществу.Как можно без запятых разобраться с историческим фактом:"Казнить нельзя помилывать." Даже от одной запятой может зависеть человеческая жизнь.
Похвальное слово русскому языку
Автор: Сочинения на свободную тему На уроках русского языка мы учим множество различных высказываний, которые возвышают и хвалят наш великий и могучий русский язык. Но никто и никогда не выражал своё похвальное слово!
Значение русского языка
Формирование русского языка в процессе развития Древней Руси. Русский язык - прочная база для дружбы и сотрудничества, его роль в уровне образования и формировании будущих поколений. Русский язык - язык великой литературы, произведений великих классиков.
Семиосфера
Семиосфера - понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. Семиосфера - это семиотическое пространство, по своему объекту, в сущности, равное культуре; семиосфера - необходимая предпосылка языковой коммуникации.
Различие в понятиях "интеллигнт" и "интеллект"
Основным отличием этих понятий мне представляется то, что для интеллигента обязательно профессионально заниматься умственным трудом, в то время как интеллектуал может зарабатывать себе на жизнь иначе.
Языки СССР
Введение 1 История 2 Письменность 3 Индоевропейские языки 3.1 Балтийские языки 3.2 Германские языки 3.3 Греко-фригийско-армянские языки 3.4 Иранские языки
Сага о потомках Кнута
Сага о потомках Кнута, Жvi Danakonunga, Житие датских конунгов, Сага о кнютлингах Автор(ы) Олаф Тордарсон Дата написания ~ 1260 Язык оригинала древнеисландский
Бангкокские соглашения
Англо-сиамское соглашение 1909 года Бангкокское соглашение 1909 года — соглашение между Великобританией и Таиландом, подписанное 10 марта 1909 года в Бангкоке.[1]
Список стран, где английский является официальным языком
Введение 1 Суверенные государства 2 Несуверенные объекты Список литературы Введение Следующий список суверенных государств и территорий где английский ― официальный язык. Некоторые государства из списка, такие как Англия, Индия, Ирландия, Новая Зеландия, Канада и Филиппины, используют английский язык как официальный, но помимо него существуют другие официальные языки.
Языковая норма 3
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Народный язык
Язык народа – это лучшее из его духовной жизни. Родной язык – это то, что объединяет современников, роднит потомков и предков. Современному человеку кажется важным не то, что сближает и объединяет, но что различает, - признак или свойство, по которым отчетливей виден смысл вещи, явления, события. И может быть, оттого так мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами - и возникает иллюзия его малоценности.
Роль русского языка в современном мире
Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.
Вклад А.С. Пушкина в формирование русской литературы и русского языка
Сложно оценить . Это уже является неоспоримой истиной и подтверждено самыми разнообразными исследованиями. Русская литература и русский язык постоянно испытывали на себе влияние политической обстановки в стране. В зависимости от того, кто правил великой державой, начинали создаваться свои правила и нормы, говорящие о том, как надо писать или говорить, какая литература будет востребована, а какая попадет под запрет.