Символисты.

Рефераты по философии » Символисты.

Декаданс.

Понятие “декаданс” первоначально применялось к исторической литературе. Применительно к эпохам упадка. А затем было переименованно на упадоч. лит-ре.:

В 80е годы XIX в во Франции декадансами стали называть себя литерат-худ. явллений откровенно враждебных реализму. “Декаданс” в их понимании означал эстетическое неприятие окружающего мира подчеркнутый индивидуализм утонченность и осознание себя носителями высокой культуры.

Русский модернизм.

Серебрянный век русской поэзии. Этот термин еще в начале века употребил в своей статье философ Ник. Бердяев. “Мы живем в серебрянном веке”. В эмигратции редактор журнала “Апполон” Марковский написал воспоминания “На Парнасе серебрянного века”.

Русский модернизм делился на 3 течения : Символизм Акменизм Фунуризм

Символизм.

1892 - 1912 гг. Родился он на почве не психологической а социальной.

Они демонстративно отказались от служения общественной задаче разочаровавшись в культурно-политической программе народничества.

Русский символизм был попыткой уйти от действительности. Символисты отошли от традиций русской литературы в мир идеалистической философии в мир индивидуального восприятия жизни.

Русский символизм внутренне очень неоднороден. К началу 1900г. символизм имел 3 направления:

1. Было представлен Мин-м Мережковским Гиппиус и др. связавшими искусство с богоискательными идеями. Эти писатели демонстративно отказывались от прогрессивных традиций русской литературы и провозглашали новые принципы литературы.

2. В. Брюсов Бальмонд и др. Заявили о себе во 2-й половине 90-х годов XIX века. Они рассматривали новое направление как чисто литературное явление. Этим поэтам было свойственно ипрессионическое восприятие жизни и стремление к чисто художественному исполнению поэзии.

Брюсов и Бальмонт так же как и Мережковский и др. получили название старшие символисты.

3. Младшие символисты. Блок Белый Соловьев пришли в литературу в начале века. Выступали с философско-божественным пониманием мира в духе В Соловьева. Развернутая поэтич. декларатция символистов - статья Д. Меряжковского. Статья “О причинах упадка и новых течениях современной русской литературе”.

В этой статье Мережко обозначил 3 основных элемента нового искусства: мистическое содержание символы и расширение художественной впечатлительности”.

“ В поэзи то что не сказанно и мерцает сквозь темноту символа действует сильнее на сердце чем то что выраженно словами слова только определяют ограничивают мысль а символы выражают безграничную сторону мысли”.

Константин Бальмонд “Элементарные слова о символистической поэзии”. “Реалисты всегда являлись простыми наблюдателями символисты - всегда мыслители”.

“Говорят что символисты непонятны ...” ”Если вы любите непосредственно впечатления наслаждайтесь в сиволизме свойственной ему новизной и роскошью картин. Если вы любите впечатления сложные читайте между строк - тайные строки выступают и будут говорить с вами красноречиво.

Брюсов “Ключи тайн”.

“Искусство - есть постижение мира любыми нерассуд-ми путями. Создание искусства - это приотворенные двери в вечность. “Искусство начинается в тот миг когда художник пытается уяснить самому себе свои темные тайные чувствования. Где нет этой тайности - нет искусства. Искусство может быть величайшей силой которое имеет человечество”.

Мистическое содержание произрастает из идеалистической философии они исходят из идеи двоеличия т.е. противопоставления мира земного и небесного мира мира реального и царства духовного.

Мир реальный - низкий осязаемый познаваемые постижимый разумом рациональный. Высшая ступень - мировая душа - это ирреальный мир мир непознаваемого непостижимого разума а воспетый сердцем и душой.

Исскуство - это средство преобразования мира земного низшего грубого. Искусство помогает достичь идеалов приобщиться к царству души. Велика роль поэта символиста он творец новой жизни пророк помогает создать нового человека. Миссий поэта - самая высокая на земле. Искусство выше всех сфер человеч. жизни.

Символ - и есть тот знак который соединит эти две реальности это связь миров земного и небесного. Связь эта устанавливается только чувствами интуитивно иррационально. Символ - бесконечная цепь смыслов. В отличии от слова он многозадачен. Брюсов называл символизм “поэзией намеков”.