Критика Лосевского объяснения учения Аристотеля о
материи и случайности
.
Лосев в книге Аристотель
пишет:
Материя не есть
эйдос, ни эйдос вообще, ни какой-нибудь эйдос в частности. Поскольку материя есть только возможность осуществления эйдоса, это значит, что материя есть сам факт
осуществления эйдоса и факт уже внеэйдетический, т.е. внесмысловой. Однако что это значит “внесмысловой факт”? Это значит, что материя несет с собой не предусмотренную никаким эйдосом случайность
его осуществления. . . .
Эдос может осуществиться целиком, и материя станет тогда принципом вещественной красоты. (324 – 5)
Просто удивительно, сколько внутренних противоречий выражено в этих строчках!
По сути он говорит:
1. Материя есть не идея.
2. Материя есть возможность.
3. Материя есть факт.
4. Факт – внесмысловой
5. Осуществление случайности не несет в себе смысла.
6. Смысл может осуществиться, т.е. стать материей целиком.
Из 1. и 2. вытекает: возможность не есть идея. Как же мы понимаем возможность? Очевидно имея идею возможности, которая не есть идея.
5. и 6. противоречат друг другу, утверждая : осуществление не имеет смысла
и смысл осуществляется.
4. Утверждает внесмысловую реальность тем самым внося в нее смысл, или идею.
1. Приписывание материи отрицательной (смысловой) характкристики, которая внешне отрицает смысл, наделяет ее смыслом. И это самопротиворечиво.
На стр.328 он также говорит: никакой вещи не
c
уществует без ее материи, поскольку материя – это и есть принцип ее существования.
Принцип – это идея, значит материя есть идея. Отсюда вещь есть всего лишь сцепление определенных идей. И на этом уровне являет ничто иное, как только чистый смысл.
Все это показывает еще раз, что избранный метод говорить осмысленно о том, что якобы не имеет смысла, невозможно. Что же автор хочет все-таки сказать?
Говоря о случайности и идее, присущим вещи, автор хочет выразить, что нам что-то неизвестно в мире материи и что-то известно. С этим можно согласиться. Но, когда у него получается, что нам и нельзя в принципе узнать что-то непонятное в отдельный момент, возникает серьезное сомнение. Знания о материи все возрастают, то, что было неведомо и непредсказуемо раньше для многих, теперь является достоянием каждого. Наука физики изучает материальный мир все больше и больше, тем самым исключая случайность и саму материю, и в своем окончательном триумфе окончательно! Когда наука о материи станет совершенной, материи не будет совсем. Что же будут делать материалисты?
Лосев и Аристотель наносят им смертельный удар. Материя, согласно логике, исходящей от их конструкций, есть понятие временное, (идея) выражающая наше временное незнание, неосведомленность. Оба также любят науку, т.е. стредство устранения этого несовершенства, что и приводит к уничтожению недоумения, т.е. материи.
Материя есть для нас
пока мы чего-то не знаем, но не существует вообще
, кроме
как идея этого временного незнания
в уме.
Другие работы по теме:
Шпоры по философии, билеты
Билет №8. Аристотель: учение о форме и материи, понятие о сущности вещи. Для А сущность вещи, общая вещь, эйдос вещи прибывает только в вещи и является неотъемлемой. Вещь вполне самобытна, и именно она обладает подлинным бытием и изучению подлежат как раз сами вещи. А интересует жизнь вещи. Для объяснения многообразия мира он использует категории материи и форм.
Этика Аристотеля 2
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования <<Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва>>
Древнегреческая философия 2
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Основной вопрос всякой философской системы заключается в бессмертии, либо в отрицании бессмертия человеческой души, а остальные вопросы являются производными, и заключаются в обосновании бессмертного или смертного человеческого существования. С точки зрения физиогномики данный вопрос тоже является важным, поскольку позволяет понимать смысл человеческой жизни и соответственно позволяет понимать особенности человеческого характера как необходимые условия для осуществления душевного развития.
Философия бытия 2
Тестовые задания по теме «Философия бытия» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания Философия бытия Основные типы и формы бытия Материя
Главные темы философского учения Канта
Влияние философского наследия Канта на немецкий идеализм. Учение Канта о целесообразности в природе и отрицание применимости принципа механической причинности к организмам. Диалектика как необходимый момент познания. Разработка концепции "вещь в себе".
Учения Аристотеля
Учения Аристотеля о форме, движении, первой материи. Концепция причинности. Убеждение в господстве формы над содержанием, души над телом, ума над чувствами.
Аристотель
Учение Аристотеля о материи как субстанции и первоначале.
Философские идеи Сократа и Аристотеля
Сократ - легендарный античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал мудрости. Его основные идеи: сущность человека, этические принципы, "сократический метод". Философия Аристотеля: критика идей Платона, учение о форме, проблемы государства и права.
Учение Аристотеля о душе и этике
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ И ЭТИКЕ Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры) - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественноисторическому исследованию природы.
Философия эпохи эллинизма
Философия эпохи эллинизма. Эпоха эллинизма (начало датируется 323 г - смерть Македонского) - образование мировых монархий кот приходят на смену классическому античному полису. В эту эпоху возникло 3 философских направления: скептики, эпикурейцы, стоики.
Понятие материи
Платон - родоначальник понятия о материи. Аристотель о материи.
Авраам Ибн Дауд и его идеи
Развитие естественнонаучных знаний среди арабов в XI веке привело к постепенному отходу от неоплатонизма с его спиритуализмом и обращению к натуралистическим воззрениям Аристотеля.
Аристотель (384-322гг. до н. э.)
Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю. Аристотеля называют крёстным отцом физики: ведь название его книги "Физика" стало названием всей физической науки.
: Учение Аристотеля о четырёх причинах
Аристотеля есть синоним платоновой "идеи" (греч eidos). Но для объяснения коренных свойств мира движения и изменения понятий "материи" и "формы" недостаточно. Поэтому, анализируя философское наследие своих предшественников, Аристотель вводит две дополнительных категории
Анализ стихотворения Бунина «Змея»
В стихотворении «Змея» звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение.
Греция Политика Искусство Наука
Политика Искусство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Три единства
Введение 1 Формулировка 2 Реальные положения Аристотеля 3 Следствия 4 Рецепция и критика 5 Три единства в России Список литературы Введение Три единства (классические единства, Аристотелевы единства) — правила драматургии, которых придерживался классицизм XVII—XIX в. (см. Классическая драма), опираясь на некоторые пассажи «Поэтики» Аристотеля.
Современные взгляды на время
Развитие материи, согласно представлениям современной философской мысли, приводит к возникновению новых видов этой самой материи, а также к появлению новых свойств, новых форм существования материи.
Биография и труды Аверроэса
Доклад по истории наук то теме «Биография и труды Аверроэса» ученика 10 класса физико-математического факультета лицея №1525 «Воробьевы горы» Казакова Филиппа.
Греция: Политика. Искусство. Наука
Политика Исскуство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Аристотель Стагирит
Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Описание работ.
Александр Афродисийский
Был первым в ряду антич. комментаторов, чьи тексты сохранились, и последним, кто толковал Аристотеля «с помощью Аристотеля», без привлечения неоплатонического словаря.
Аристотель
В Древней Греции в 4-м в. до н. э. существовала удивительная школа, где собирались лучшие умы, для того чтобы обсудить важные проблемы: как устроена природа? Каким должен быть человек? Как надо управлять государством? Что есть прекрасное?
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.