Комплексный подход к пониманию справедливости, распространённый в современной юридической науке, позволяет рассматривать её в качестве сложной этико-социальной и философско-правовой категории. Несмотря на то, что эта категория часто объявляется этиками специфически моральной, а юристами - специфически правовой, более распространена точка зрения: «Справедливость, как и свободу человека, нельзя отнести к категории или предмету той или иной отдельной социальной.
Во многих научных исследованиях справедливости подчёркивается её исторически обусловленная двойственная юридическая и этическая природа. Справедливость является тем принципом, где мораль и право наиболее тесно взаимодействуют и выражают свой ценностный смысл.
В сфере права справедливость находит специфическое выражение, существуют предложения ввести в научный оборот и законодательно закрепить термин «юридическая справедливость. Справедливость также является категорией морально-правового и социально-политического сознания, которая заключается в распределительной способности уделять каждому своё по достоинству, то есть рассматривать справедливость как соответствие между социальной ролью человека или группой людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием.
О взаимосвязи социального, этического и юридического аспектов справедливости пишет С. С. Алексеев: «Справедливость, представляя по своей основе социально-нравственное явление в обществе приобретает значение правового принципа в той мере, в какой она воплощает в нормативно-правовом способе регулирования, в тех началах "соразмерности", "главного масштаба" и т. д., которые присущи самому построению правовых институтов. Справедливость имеет в юридической практике и самостоятельное значение: она является одним из ведущих начал при решении юридических дел, когда суду или иным компетентным органам предоставлена "свобода усмотрения"».
В самом общем виде справедливость можно определить как такое свойство системы отношений, при наличии которого достигается соответствие, баланс, соразмерность между деянием - вкладом в достижение определённой цели и соответствующим оценочным вознаграждением.
Можно выделить три содержательных аспекта категории справедливости: «этическая справедливость» обозначает справедливость как личное качество, свойство системы межличностных взаимосвязей, «социальная справедливость» отражает свойства системы социальных отношений, «правовая справедливость» - термин, используемый для обозначения свойства системы правового регулирования, а также ценностного требования, предъявляемого к этой системе.
Общее понятие справедливости сформулировал Роулз: все социальные ценности - свобода, возможности, доходы, богатство, основы самоуважения - должны быть распределены равно, если только неравное распределение каких-либо из этих благ не даёт преимущества менее преуспевающим членам общества, так как в этом случае речь идёт о благе общества в целом.
Особое место справедливости в системе принципов права иллюстрирует дискуссия по поводу соотношения справедливости и равенства. Анализируя сложившиеся точки зрения, выделяют три подхода: 1) равенство - один из компонентов справедливости (при этом отмечается, что справедливость заключается не только в равенстве, но и соответствующих ситуациях и в правильном, прогрессивном неравенстве); 2) равенство - средство достижения справедливости; 3) справедливость и равенство - самостоятельные, но не однопорядковые категории. Ряд авторов, в силу особого значения справедливости для правовой сферы, видят в справедливости не принцип права, а более широкое понятие.
Наиболее обоснована точка зрения, гласящая, что справедливость является общеотраслевым принципом, она охватывает все «этажи правовой системы - от отдельных норм до права в целом», когда принцип справедливости воплощается в праве, «право тем самым приобретает свойство справедливости». Таким образом, определённый «принцип деятельности становится принципом результата деятельности».
Термин «справедливость» используется в законодательстве и судебной практике: 1) для обозначения общеправового принципа (преамбула Конституции Российской Федерации); 2) для обозначения принципов или требований, определяющих права и обязанности участников правоотношений при невозможности использования аналогии закона; 3) для обозначения принципов отдельных институтов и отраслей права.
Особое место принцип справедливости занимает в уголовном праве. Ст. 6 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит единственное легальное определение справедливости, рассматриваемой в качестве принципа уголовного закона. Согласно ч. 1 этой статьи наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Таким образом, первое необходимое условие составляет применение наказания и иных мер уголовно-правового характера виновному лицу, так как наказание невиновного - наиболее существенное нарушение принципа справедливости.
Наличие различных теоретических подходов к пониманию справедливости, расхождения в оценках справедливости одних и тех же конкретных обстоятельств и решений в сфере юридической практики позволяет говорить о наличии в современной юриспруденции теоретической и практической проблемы понимания категории справедливости.
Нетождественность справедливости и морального идеала обоснована в работе Г. Радбруха. Он разделяет справедливость на объективную, которую рассматривает как идею права, и субъективную, которую определяет как «образ мышления, устремлённый к объективной справедливости».
Другие работы по теме:
Виды справедливости
Справедливость как распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников. Психологические и философские аспекты понятия. Уравнивающая и распределительная справедливость по Аристотелю, ее принципы по Д. Роулсу. Социальная справедливость.
Предмет и основные проблемы философии науки
Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания.
Буржуазные концепции справедливости
Критика концепций, наиболее распространенных в капиталистических странах с позиций диалектического материализма. Эволюция теорий и научных концепций справедливости.
Проблема сознания в истории философии
В философии сравнительный анализ качественных характеристик психики человека и психики животных подтверждает тезис об общественно-исторической, социально-преобразующей природе сознания и языка, как в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может ни возникнуть, ни функционировать вне общества.
И (долг)
«Должная справедливость», «долг», «чувство долга», «справедливость», «добропорядочность», «честность», «правильность», «принцип», «значение», «смысл» – одна из основополагающих категорий китайской философии, в особенности конфуцианства.
Высшая школа и продвижение к науке
Вышая школа и продвижение к науке. Участие студента в исследовании - одино из наиболее эффективных методов для обучения высоко - квалифицированных специалистов пособных к принятию участия в быстро развивающемся научной и технологической революции.
Проблема насилия и эволюции в политике
Людям всегда, во все времена их сознательной истории было свойственно задаваться вопросом, нравственны ли, справедливы ли те или иные их поступки и действия. Правыми оказывались во многих случаях именно те, кто судил «по совести, по справедливости», кто подобно В. Г. Белинскому «не хотел счастья и даром», если не мог быть спокойным насчет каждого из своих братьев по человечеству.
Сочинения на свободную тему - честно хочется прожить. .. 5
В современном мире существует масса проблем касающихся всего человечества. С каждым годом таких проблем становится все больше и больше. Порой из за житейской суеты мы не замечаем или не придаем должного значения вопросам добра и зла войны и мира бесп.
Идеалы научного знания
В соответствии с классическими представлениями о науке она не должна содержать "никакой примеси заблуждений". Сейчас истинность не рассматривается как необходимый атрибут всех познавательных результатов, претендующих на научность.
Отзыв о рассказе Э. По «Лягушонок»
Этот небольшой рассказ посвящен необычной истории. Маленьким королевством управлял жестокий и глупый король, который считал себя остроумным человеком.
Памятник славной личности и ее творцу
Традиция человечества - устанавливать памятники в честь славных личностей. Среди миллионов известных писателей, музыкантов, ученых, удостоенных этой чести, высечено в камне или в металле всего единицы литературных героев. Среди них - Шерлок Холмс из цикла рассказов Артура Конан Дойля. Он возвышается возле лондонской станции метро «Бейкер-стрит», где на одноименной улице 221-дома Б, как написал А.
Гуманизм в романе Диккенса Приключения Оливера Твиста
Роман Ч. Диккенса о приключениях мальчика, в которого отняли даже имя матери, - это произведение высокого гуманистического смысла. Писатель принуждает по-новому посмотреть на общепринятые понятия о порядочности, респектабельности, которыми так гордились его современники. Безусловно, внешние проявления красивого воспитания важны, но что за этими манерами, что за белым жилетом? Ч.
Стихотворение Державина Властителям и судиям
Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более – в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы.
Характеристика Айвенго и Ричарда Львиное Сердце
В романе В. Скотта ярко и разносторонне изображенные образы благородных и отважных рыцарей — Айвенго и Ричарда Львиное Сердце. Оба они — доблестные воины с горячими сердцами, всегда готовые выступить на защиту справедливости независимо от того, кто попал в беду — бедный или богатый, знатный дворянин или бесславный раб.
Толстой Разговор о науке
Лев Николаевич Толстой Разговор о науке Толстой Лев Николаевич Разговор о науке Толстой Лев Николаевич Разговор о науке (1875‑‑1876 гг.).
Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки
Автор: Фонвизин Д.И. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» - проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни.
Проблематика произведений Солженицина
Автор: Солженицын А.И. В своём творчестве, а в частности в произведениях «Один день Ивана Денисовича», Солженицын затрагивает различные проблемы: проблема уважения, проблема сострадания, проблема отношений между человеком и государством, а точнее между личностью и обществом, проблема отношения к труду, проблема справедливости и несправедливости.
Миф о Прометее и его отражение в трагедии Эсхила
Эсхил с давних времен заслуженно считается «отцом трагедии». В самом деле, по количеству и монументальности своих произведений он является самым гениальным из поэтов-трагиков. 'Одним из величайших его открытий явилось введение в действие второго актера.
Писатель Андрей Платонов и его герой
Андрей Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало. Платонов писал в своих статьях, рассказах, повестях, романах обо всем.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Бируни
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни - среднеазиатский ученый-энциклопедист.
Ликлайдер, Джозеф Карл Робнетт
Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер (англ. Joseph Carl Robnett Licklider, 11 марта 1915(19150311) — 26 июня 1990), известный в научной и ИТ-среде как J.C.R. или «Лик» («Lick») — выдающийся американский ученый, работавший в области информационных технологий. Ликлайдер — одна из наиболее значимых фигур в науке об ИТ и в истории ИТ.
Анахронизм 2
Анахрони́зм (от греч. ανά — против и χρόνος — время) — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Пальмиери, Маттео
Маттео Пальмие́ри (итал. Matteo Palmieri; 1406—1475) — итальянский гуманист, родился в семье флорентийских аптекарей. Закончил Флорентийский университет. Известен как политический деятель. С 1432 по 1475 г. занимал во Флоренции более пятидесяти различных должностей, дважды избирался на высший пост гонфалоньера правосудия (1452, 1468).
Исторический факт
В исторической науке выделено два типа исторических фактов : собственно исторический факт и научно-исторический факт. Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.
Принципы и функции права 2
Введение Тема права очень актуальна в наши дни, так как знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для соблюдения всеми членами общества. Оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов , органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями.