Отличие философии от риторики
А. Кудлай
Бытует мнение,
что философ это тот, кто мыслит и излагает свои мысли убедительно. Думают, что
убедить можно в чем угодно. А если это так, то цена любого философского
представления ничтожна, и от этой активности можно и должно отвлечься и
заняться действительно значимыми вещами… Однако, мнение это неверно, потому что
в нем философии приписывается определение не философии, а риторики, т.е.
искусства убеждать словом и говорить красиво и зажигательно. Оратор это тот,
кто убеждает слушателей, и делается это обычно в политических целях. В чем именно
ритор будет убеждать зависит от его политического выбора, но это всегда связано
с манипуляцией слушателями, и потому не имеет отношения к предмету, взятому для
самой речи, но только к цели этой речи, которая совершенно внешняя по отношению
к природе того предмета. Философия же определяется изначально относительно
своего предмета, т.е. истинного знания о вещах. Она по
своей сути не может не интересоваться этой природой описываемой вещи, но
всецело зависит от последней, в своем идеале. Цель философии, по определению,
эпистемологическая, тогда как цель риторики политическая. Философ говорит в
поисках истинного знания и разделения его со слушателями, тогда как оратор
говорит для манипулирования слушателями в своих целях. Философ телеологически связан
с предметом своей речи, тогда как оратор не связан с тем, но связан со своим
собственным, внешним по отношению к тому предмету, желанием, исполнения которого
ожидает при помощи завороженных слушателей.
Почему
же тогда допускают эту ошибку, путая философию с риторикой? Наверно дело здесь
в том, что и философ и оратор оба умеют говорить убедительно, однако убеждают
они совсем по-разному. Речи обоих могут быть стройны и красивы, но строятся они
по разным принципам, и красоты их отличаются, как красота прекрасной действительно
женщины от красоты только лишь красиво одетой и косметически прикрашенной.
Еще
Аристотель замечал, что риторика, приложенная к хорошей цели, может быть весьма
полезна и в политическом смысле, и в образовательном, и в преподнесении
настоящего знания. Он предлагал философам использовать риторику для
убедитильной передачи непосвященным (реагирующим скорее на внешние эффекты
людям) настоящего знания, которое для них с непривычки очень нелегко различать.
Однако Аристотель никогда не путал предмета философии и риторики и не смешивал
онтологических ценностей этих двух дисциплин (искусств). Если ритор (знаток
только лишь риторики) невежествен в самом предмете своей речи, он может
убеждать другого невежду думать правильно, неправильно или сомневаться в том
предмете, в зависимости от того, угадал ли он правду, неугадал или
засомневался. Философ же может знать предмет (до гораздо большей степени, чем
ритор) и по своей самой природе всегда старается говорить правду о том, что он
знает, о границах своего знания и т.п. Философ может и ошибаться где-то, и
может ошибаться не раз, но если он увидит свою ошибку, он не будет ее повторять
из-за какой-то добавочной внешней цели, потому что основной его целью является
само знание, а не что-то еще. Философы поправляются сами, принимают поправки
других, если те посуществу, и не придерживаются теории на том только
основании, что она им приятна, привычна или принадлежит им самим. Философ
“любит истину” прежде всего, а не самого себя, какую-то теорию или еще что-то
внешенее. Оратор же просто любит говорить, а диспутирующий оратор любит еще и
выигрывать словестные перепалки, независимо от самой истины или неистины того
что он говорит. Что для оратора успех, то для философа может быть проклятием.
Первый может быть совершенно счастлив, если победил в диспуте, а философ может
устыдиться и глубоко страдать, если он победил, а потом выяснил, что ошибался. Даже
очень известные философы иногда меняют свою изначальную позицию и не боятся
признаться в своих ошибках публично, тогда как у политиков другие цели и
амбиции. Английский философ Флю, бывший долго символом атеистов, талантливый и
красивый аргумент которого против теодосии те любили использовать и обсуждать,
заявил об изменении своей метафизической позиции год назад, вызвав большой
переполох среди своих почитателей. Истина важнее славы или похвалы для
философа. Ритор же живет славой и похвалой.
В
случае когда философ стремится к истине, как ему и подобает, к тому же
использует риторику, как дополнительное искусство преподнесения своего знания,
выигрывают оба искусства: философия и риторика, ибо последняя служит первой,
как это и должно быть. Вообще риторика преподавалась раньше наряду с
грамматикой для ясного выражения человеком своих мыслей, чтобы они были
понятны, однако, если мысль неверна, убедительность ее подачи может быть вредна
неопытным слушателям, т.к. они могут формировать неверные мнения, охваченные
гипнозом красивости пустой речи. Разумные будут здесь осторожны и сумеют
оценить и знания, и внешнюю красоту их подачи, уклонившись от удара ошибки,
иногда скрытой за внешней пригожестью.
Почему
же не все философы согласны между собой в некоторых вопросах? Философское
исследование глубоко и часто весьма сложно. Логика бывает сложна и недоступна
кому-то, но и интуиции определенных вещей не всем доступны. Продвинувшись в
своем исследовании в каком-то направлении, философ может не сделать успехов в
другом направлении. Бывает философа удручает неуспех его исследования, бывает
он использует сурогат чужой теории, кажущейся ему наилучшей, хотя и не
полностью удовлетворительной на данный момент. Однако философы часто пребывают
в общении, которое продуктивно для них и в котором они находят многие общие
точки, что не всегда видно непрофессионалам. Беседы специалистов-философов
часто походят на беседы математиков или других специалистов, которых не
понимают непосвященные. Последним часто кажется, что разговор идет не о чем и
совершенно непонятен, но это лишь иллюзия. Как есть большие успехи в науках,
так есть они и в философии. Как приложимы к жизни результаты других наук, так
очень приложимы к ней и достижения философской мысли, которая очень влияет на
жизнь глубочайшим образом. Последнее однако составляет тему другой статьи.
Другие работы по теме:
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
История философии
Тестовые задания по теме «История философии» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания История философии Философия древности Философия Средних веков
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Бесконечность в философии
Бесконечность в философии-понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная Бесконечность, выражаемая в законах науки, количественная Бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Бурачек Степан Анисимович
Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
Философия Финляндии
Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан.
Философия Канады
В 19 в. философские течения в Канаде складывались под влиянием французского и англо-американского источников, причём основным источником французского влияния остаётся католическая философия неотомизма.
Философия Кубы
В колониальный период развитие философии на Кубе было тесно связано с развитием философии в Испании. До 18 в. безраздельно господствовала схоластика, распространявшаяся различными религиозными орденами.
Тредьяковский Василий Кириллович
Воззрения Тредьяковского на русское стихосложение обусловили его длительную полемику с М.В.Ломоносовым. Автор трактата "Слово о премудрости, благоразумии и добродетели".
Батищев Генрих Степанович
С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности.
Мерзляков А.Ф. - основные правила краткой риторики
Пуляевского Михаила специальность 060400 Группа №11 Мерзляков А.Ф. Основные Правила Краткой риторики. § 1. Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших мыслей и чувствования, расположенное в некотором определенном
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
Анализ стихотворения Андрея Белого Отчаяние
Анализ стихотворения Андрея Белого "Отчаяние" Автор: Белый А. Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму».
Законы риторики
ТЕМА: . Закон - связь и взаимозависимость каких-либо явлений действительности; необходимое и устойчивое отношение между явлениями. (С.И.Ожегов.Словарь русского языка – М.: «Русский язык», 1989, с. 210.).
Вклад в развитие риторики
Вклад в развитие риторики, который внес своим трудом «Воспитание оратора» римский оратор, адвокат и педагог Квинтилиан очень велик. Труд Квинтилиана оказал огромное влияние на гуманистов эпохи Возрождения, создававших на его основе свои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном, другим непревзойденный римским оратором, Квинтилиан долгое время был самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни в Новое время.
Тривиум
Введение 1 Состав 1.1 Грамматика 1.2 Риторика 1.3 Логика Список литературы Введение Тривиум, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Редкин, Пётр Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Григо́рьевич Ре́дкин (16 октября (4 октября) 1808, Ромны Полтавской губернии — 19 марта (7 марта) 1891, Санкт-Петербург) — русский правовед, историк философии, ректор Санкт-Петербургского университета.
Фан Ван Хум
(вьетн. Phan Văn Hщm; 1902—1945) — деятель вьетнамского национально-освободительного движения, философ, журналист, писатель. Во второй половине 1920-х гг. один из ближайших соратников Нгуен Ан Ниня. В 1929 г. отправился на учёбу во Францию, где встал на позиции троцкизма. В 1930—1933 гг. учился на факультете философии Парижского университета.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Прокопий Газский
(греч. Προκόπιος ο Γαζαίος; ок. 475 — ок. 528) — христианский ритор, богослов и экзегет, глава Газской школы риторики[1]. Сочинения Прокопия Газского включены в 87-й том Patrologia Graeca.
Рюдигер, Андреас
Связать Андреас Рюдигер (нем. Johann Andreas Rьdiger; 1673—1731) — немецкий философ, ученик Хр. Томазия; читал лекции по философии в Галльском и Лейпцигском университете.
Аристотель
Аристотель (384-322 до н.э.) - греческий философ, "величайший мыслитель древности", древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.
Пауль Дойссен (Deussen)
Труд жизни Д. — «Всеобщая история философии» (1894—1917), в которой фактически впервые материал индийской философии был введен всерьез в общефилософский контекст.
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.
Поль Жане
Жане, Поль (Janet, Paul) (1823–1899), французский философ и историк, последователь В.Кузена.