Процесс познания, по мнению Канта, проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум.
1. Чувственное познание.
Кант признает существование внешнего предметного мира, который он называет «вещи-в-себе». Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления.
Предметом наглядного представления является явление, в нем две стороны: его содержание,, которая дается в опыте; его форма, которая приводит эти ощущения в определенный порядок.
Форма априорна, это означает, что она предшествует опыту и не зависит от него. Форма находится в нашей душе.
Существует две чистых формы чувственного наглядного представления:
— время;
— пространство.
Кант отрицает, что время и пространство являются объективными формами материального мира. По его мнению, в мире вещей-в-себе ни времени, ни пространства нет.
Согласно Канту, время и пространство — лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Это наложение — необходимое условие для познания, потому что вне времени и пространства мы ничего познать не можем. Но из-за этого между вещами-в-себе и явлениями лежит непреодолимая пропасть (трансцензус): мы можем знать только явления и ничего не можем знать о вещах-в-себе.
Эта позиция Канта называется дуалистической: вещи-в-себе существуют вне нас, но при этом они непознаваемы.
Субъективный характер времени и пространства объясняется тем, что всем людям во всех поколениях присущи якобы одни и те же представления о них.
Но наука XX в. опровергла кантовские аргументы:
— объективные формы времени и пространства изменяются и зависят от движения и материи;
— субъективные представления о времени и пространстве различны у людей разного возраста, образования и т. п.
Но хотя идея Канта об априоризме и ошибочна, в ней есть рациональное зерно. Индивидуальные формы сознания человека унаследованы, почерпнуты из социального опыта, выработаны исторически всеми, но никем в отдельности. По отношению к индивидуальному опыту априорными могут быть не только формы чувственного познания, но и формы работы рассудка — категории.
2. Рассудок является второй ступенью познания.
Если предмет нам дается посредством чувственности, то мыслится он посредством рассудка. А познание может совершиться лишь благодаря их синтезу. Орудием рассудочного познания являются категории. Разные явления накладываются на сеть категорий, придающих нашим знаниям уже не эмпирически-случайный, а необходимый, всеобщий научный характер.
Согласно Канту, рассудок не открывает законы природы, а диктует их природе. Познавательная способность и единство категорий, согласно Канту, имеют своим источником не объективное материальное единство мира, а трансцендентальное единство самосознания.
3. Разум — высшая ступень познавательного процесса.
Разум, по словам Канта, не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно — через рассудок.
Основные идеи разума, которые Кант называет принципами, выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок.
Кант различал воспринимаемые, человеком явления вещей и вещи, как они существуют
сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так,
как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены),
составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих
явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств
возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами
нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь,
вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе.
Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность
вещей — «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая,
самостоятельная реальность.
Согласно Канту, мы по-
знаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке
постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Следует сказать:
в рассуждениях Канта есть доля правды, так как познание и в самом деле
неисчерпаемо. Это бесконечный процесс все более и более глубокого
проникновения в объективную реальность, а она бесконечна. Но, по Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он
часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека
определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с
другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной,
сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные,
непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение
обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Отсюда Кант делает
вывод: свобода и есть и ее нет. Это верно. Такое противоречие Кант именует
антиномией свободы. Он говорит и об иных антиномиях, например об антиномии
конечного и бесконечного. В результате он приходит к выводу: Бог — «абсолютно
необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым, значит
быть вообще истинно нравственным.
Другие работы по теме:
Иммануил Кант 1724-1804
Кант во многом находился под влиянием идей И. Ньютона. Он считал, что чем всестороннее научные теории получают свое выражение с помощью математического аппарата, тем выше статус науки. Но по вопросу о сущности времени у Канта был свой взгляд, отличный и от концепции Ньютона, и от концепции Лейбница. Только "ранний" Кант примыкал к теории времени Ньютона.
Религиозное учение и этика Канта
Краткий очерк жизни и творчества великого немецкого философа Иммануила Канта, своеобразие и характеристика его основополагающих идей. Религиозное учение о назначении человека и его отражение в трудах Канта. Процесс познания, его этапы и влияющие факторы.
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь В первой главе необходимо определить предмет исследования, а именно - феномен лжи. Для определения лжи используются различные категории. В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс порождающий ложь.
Диалектика и ее исторические формы
Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи.
Философия Иммануила Канта 4
Письменное контрольное задание На тему Философия Иммануила Канта Оглавление Оглавление 2 Введение 3 1.Биография 4 2. Докритический период 6 3. Критический период 7
Философия Канта
Формирование немецкой классической философии, смещение центра исследования от объекта к субъекту. Коперниковский переворот и докритичный и критический период в творчестве Канта. Конструктивный критицизм и подход к теоретическому и практическому разуму.
Мировоззрение
Знания и жизненный опыт как основа мировоззрения. Значения понятия "миф". Отношение мышления (человека) к бытию как основной вопрос философии. Основные разновидности материализма. Принципы диалектики: объективность, целостность, всеобщее развитие.
Главные темы философского учения Канта
Влияние философского наследия Канта на немецкий идеализм. Учение Канта о целесообразности в природе и отрицание применимости принципа механической причинности к организмам. Диалектика как необходимый момент познания. Разработка концепции "вещь в себе".
Проблема человека в философии
Концепция гармонии человека и природы в классической философии и три ее формы. Зарождение новой концепции человека и природы. Концепции дисгармонии. Русская философия 19 века о трагизме человеческого существования.
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Иммануил Кант и Рене Декарт
Реферат по Истории Астрономии и Геодезии Иммануил Кант и Рене Декарт Выполнили: Студенты ГФ – I – 1 Кукушкин А.С. Разумовский Д.А. Шестов А.А. Проверил:
Немецкая философия XIX в
Уникальность немецкой философии XIX в., ее заслуги перед мировой философией. Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за суть более чем 100 лет ей удалось:
Кроссворд по философии
Раздел философии, учение о бытии. Философское учение о природе ценностей. Процесс получения и обновления знаний. Мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Совокупность взглядов, оценок, принципов.
Веланский Данило Михайлович
Исходил из тождества бытия и мышления, критиковал агностицизм, развивал идеи о всеобщей взаимосвязи /борьба полярностей, триада/. Оказал влияние на М. Павлова и любомудров.
Кант Иммануил 2
Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Родился, учился и работал в Кенигсберге (ныне Калининград), где был в 1755—1770 доцентом, а в 1770—1796— профессором университета. Кант— основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма.
Философия Иммануила Канта 3
Философия Иммануила Канта Иммануил Кант (род. 22 апр. 1724, Кёнигсберг – ум. 12 фев. 1804, там же) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Всю жизнь прожил в Кенигсберге. Происходил из семьи ремесленника, в которой было двенадцать детей. Изучал математику и естественные науки, философию.
25
Бытие фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии
Трагедия Гете Фауст 2
Трагедия Гете Фауст В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», которая возвращает молодость и здоровье.
Взаимоотношение культурологии co смежными науками
Особенности культурологии как науки более понятны при рассмотрении ее взаимоотношений со смежными науками историей культуры, философий культуры, социологией культуры культурной и социальной антропологией.
Наука и техника в системе культуры
5.Наука и техника в системе культуры. Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания.
Кант
Выше упоминалась роль неокантианства, в частности, марбургской школы, для мыслящей молодежи начала десятых годов. О причинах популярности в этой среде Марбургской школы специально говорит в «Охранной грамоте» Пастернак.
Кант, Иммануил
Введение 1 Биография 1.1 Этапы творчества 2 Философия 2.1 Теория познания 2.2 О человеке 2.3 Нравственное учение и проблема религии 2.4 Этика Иммануила Канта
Рационализм философия
Введение 1 Формальная и субстантивная рациональность 2 История философского рационализма 2.1 Сократ (ок. 470—399 до н. э.) 2.2 Рационализм и эмпиризм
Аншюц, Генрих Иоганн Иммануил
Введение 1 Биография 2 Семья 2.1 Первый брак 2.2 Второй брак Список литературы Введение Генрих Иоганн Иммануил Аншюц (нем. Heinrich Johann Immanuel Anschьtz; 1785 - 1865) — выдающийся немецко-австрийский актёр, один из актёров - основоположников сценического реализма в немецкоязычных театрах, родоначальник знаменитой актёрской династии Аншюц[1][2].
XVIII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Общество, культура 4 Значимые люди Введение Восемнадцатый (XVIII) век длился с 1701 по 1800 годы по григорианскому календарю.
Методология истории
План Введение 1 Методы исторического исследования Список литературы Введение Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды и методы исторического познания).
Философия XVII века
План Введение 1 Европа 2 Список философов XVII века 5 Внешние ссылки Введение Философия XVII века в Западном мире рассматривается в основном как начало философии Нового времени, и оступление от средневекового подхода, в особенности от схоластического.
Ювелирный камень аданит
Аданит - это очень редкий ювелирный камень, незаслуженно забытый. Но сейчас наступила эпоха возвращения прелести Аданита.