Реферат: Формы и методы научного познания - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Формы и методы научного познания

Рефераты по философии » Формы и методы научного познания
Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “qnosis” - знание и “loqos”- понятие,  учение и означает “понятие о знании”, “учение о знании”. Как одна из дисциплин, изучающая познавательную деятельность человека,  она имеет свою   специфику.

Гносеология или теория познания - это раздел философии, в котором изучается природа познания и ее возможности, отношения знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Теория познания начала разрабатываться со времен Гераклита, Платона и Аристотеля, хотя сам термин “гносеология” введен в философию сравнительно недавно (в 1854г.) шотландским философом Дж. Фулером.

Гносеология как часть философии изучает сегодня всеобщее в познании, то есть то всеобщее в познавательной деятельностью, что не определяется видом деятельности. Наряду с познавательными сторонами субъектно-объектных отношений предметом гносеологии могут выступать:

v       специфика научного познания,

v       специфика обыденного повседневного знания, 

v       специфика вненаучных видов познавательной деятельности человека и др.

Основными категориями и понятиями гносеологии являются: познание и практика, субъект и объект познания, материальное и духовное, рациональное и иррациональное, эмпирическое и теоретическое познание, творчество и интуиция, вера, заблуждение, метод, факт, гипотеза, теория, принцип, научная проблема  и другие.

Впрочем, все эти категории и понятия в гносеологии объединены вокруг категории “истина”  как центральной.

Основными гносеологическими принципами являются:

ü       принцип познаваемости мира;

ü       принцип отражения;

ü       принцип определяющей роли практики.

Принцип познаваемости означает признание  способности  человека получать истинные знания об объекте познания. Принцип отражения указывает, что познание есть процесс отражения в сознании человека объективного мира. Согласно принципу определяющей роли практики,  целью познания и критерием истинности знания является практика. Все принципы находятся в диалектической взаимосвязи.

Процесс познания невозможен без объекта и субъекта.

Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность человека.

Субъектом в гносеологии выступает социально сформированный человек (группа людей, общество, человечество в целом), который обладает культурой, языком, опытом, знаниями,  методологией и методами  познавательной деятельности. Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) - материально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других.

В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируются и воплощаются в различных своих формах. Типология  (классификация) форм знания остается сложной, а порой и дискуссионной проблемой для разных философских направлений в гносеологии.

Основными формами являются:

§       Обыденная;

§       Игровая;

§       Мифологическая,

§       Художественно-образная,

§       Философская,

§       Научная,

§       Религиозная.

Особенности научного познания

Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности.