Реферат: Философия и Религия 7 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Философия и Религия 7

Рефераты по философии » Философия и Религия 7
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо

фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо

дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими [2, с.486]. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания  [1].

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "рели

гия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представле

нием, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, пони

мает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, по

нимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило

софии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную воз

можность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидог

матична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Призна

ком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» [1].

Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения (в филосо

фии опора на рационально-теоретическое зна

ние, в религии - на веру, вера в сверхъестест

венное - основа религиозного мировоззре

ния); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована ника

ким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в автори

тете и признает некие истины на веру, не требуя доказа

тельств); 3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «зем

ной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небес

ный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) [3, с.28].

Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои ут

верждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собствен

ные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определен

ные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам [2, с. 487].

Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации фило

софии: а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направ

ленности религиозности в обществе; 2) философизации религии: а) занятии филосо

фией

служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной ос

нове [4].

Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, ра

ционального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направле

ние - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепля

ется философской аргументацией [2, с.487].

Роль теистической философии в жизни общества: 1) положительная: а) раскрывает об

щечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает людей к зна

ниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная: а) формирует одностороннюю кар

тину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддержи

вает устаревшие обычаи, нормы, ценности [4, с. 233].