Плахова А.В.
1. Процессы, получившие развитие в России в последнее десятилетие ХХ века, отмечены, в частности, глубоким социальным расслоением и формированием ранее неведомых обществу структур, в числе которых обращают на себя внимание такие, которые обычно в западной социологии рассматриваются как "элитарные". Формируются экономические, политические, профессиональные и прочие элиты, что вызывает необходимость научного анализа названного процесса, его особенностей и закономерностей как в целом - на общетеоретическом уровне, так и конкретно - в условиях современной России. Решение этой важной научной задачи существенно осложняется неразработанностью в мировой социологической литературе самого понятия "элита", хотя на темы, связанные с этим понятием, написан целый ряд работ известных авторов, среди которых В. Парето, Ч. Миллс, Г. Моска, К. Мангейм, М. Московичи и др. Среди отечественных исследователей вопросам социальной элитарности посвятили свои сочинения Г. К. Ашин, Н.С. Пряжников и др.
2. Определенные перспективы в разработке комплекса научных проблем, встающих при рассмотрении сущности и природы социальной элитарности, по нашему убеждению, открывает обращение к феномену социального символизма. Именно последний в процессах формирования и утверждения элитарных структур общества играет едва ли не ведущую роль. Для того чтобы ее осмыслить, необходио подойти к интересующей нас проблеме с функциональной точки зрения. Именно символика, совершенно определенная по содержанию и форме, позволяет элитам самоутвердиться, приобрести в глазах общества особое значение, что собственно и отличает ее от остальной "массы". Принятая, легитимированная в данном обществе (культуре) система символизма позволяет элите выделиться в особую социальную группу и обозначить свое особое положение, свои исключительные права, привелегии и пр.
3. Рассмотрим общие вопросы формирования элитарных структур в обществе посредством и при помощи символических атрибутов на примере "властвующей элиты" (темин Ч. Р. Миллса) как наиболее показательной в интересующем нас отношении. К символам власти относятся адекватные каждой культуре общественные отношения, приобретающие в данном случае дополнительное значение, которое и является символическим. Иначе говоря, в рассматриваемой ситуации иерархические отношения приобретают знаковую форму, в частности, "повелительности - покорности". Именно такими становятся речь, позы, манеры поведения и т. д. субъекта власти и подчиненных ей. Этот феномен, отличающийся непременностью и играющий в отношениях господства - подчинения исключительно важную роль, можно назвать символической демонстрацией власти. Опыт показывает, что такая - символическая - демонстрация является вообще условием властной иерархии. Особую - предметную группу образуют одежда, знаки отличия, интерьер, свита и пр. Также относительно самостоятельную группу символов властных отношений составляют культурные ценности и ценностные ориентации, теряющие как и предыдущие атрибуты в ситуации господства- подчинения свое непосредственное значение и приобретающие новый дополнительный символический смысл. При этом обращает на себя внимание монопольный характер элитарных ценностей, Они также становятся безраздельно собственностью властвующей элиты. Особенностью элитарной дифференциации общества является ее отмежевание от "остальных", что также фиксируется соответствующеий символикой, которую можно назвать условно рейтинговой. В роли символов здесь могут выступать наличие службы охраны, транспорт, престижные клубы и т.п. Сюда же относятся права и обязанности, имеющие соответственно символическое значение.
4. В соответствии с основным законом символических отношений в обществе - законом их культурной обусловленности необходимо констатировать неразрывную связь элитарной символики с существующей культурой. Так, взятая нами в качестве примера рассмотрения властвующая элита в условиях царской России и православной культуры выделяла себя и социально самоутверждалась посредством только ей свойственной символической системы - в нее входили, в частности, такие символы как геральдика, богатые ювелирные украшения, драгоценности, наличие окружения слуг ("двор"), "выезд", обращение "господин" ("госпожа") и др. В условиях советской социалистической культуры в нашей стране несколько десятилетий функционировала иная символическая система - ее непременные составляющие "звезда", образ Ленина, должностной транспорт и др. служили средством выделения новой элиты, в частности, героев труда и ратных героев.
5. Из сказанного видно, что разработка проблем элитарного символизма должна осуществляться в наше время в двух взаимосвязанных направлениях: общетеоретическом и социо-культурологическом. При этом исследования именно во втором направлении позволяют раскрыть содержательую и смысловую сторону социальной символики в ее связи с элитарной дифференциацией (структурой) конкретно-исторического сообщества.
Другие работы по теме:
Михайловский Николай Константинович
По мнению Михайловского, объективный метод исследования в социологии себя не оправдывает. Человек как разумное существо несет с собой новую силу. Человек пытается изменить действительность в соответствии со своими целями и идеалами.
Методология социологии
Методология как научно-теоретический анализ исследовательских процессов. Проблематика коллективного и индивидуального объяснений социального феномена. Основная методологическая проблема социальных наук.
Ковалевский Максим Максимович
Ковалевский Максим Максимович - социолог, историк, правовед, общественный деятель. Находился под влиянием позитивизма Конта и Спенсера, развивал концепцию социального прогресса.
Значение социологических идей О. Конта
Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно привести слова американского социолога А. Боскова о том, что О. Конт дал социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нужно признать, что одного этого уже достаточно, чтобы считать его основоположником и одним из классиков мировой социологии.
Нормативный и описательный подходы cоциологии
Существует два основных подхода к определению политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философ ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют на понимание и структурирование всех сфер социального и гуманитарного знания.
по Основам социологии и политологии 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИИ и ПОЛИТОЛОГИИ» 3 курс 1 семестр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Понимающая социология Макса Вебера
Основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Разрабатывал концепцию идеальных типов (определенных образов-схем, используемых как наиболее удобный способ упорядочивания эмпирического материала). Эта концепция служила обоснованием научного плюрализма в социологии.
Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии
!1 Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Социальная мобильность
Последние выступают важнейшим элементом социальной структуры, а стратификация отражает ее качества. Отсюда следует, что проблема образовательной стратификации теснейшим образом связана с результатом социально-экономических перемен, характерных для перехода общества к рыночным отношениям
а по дисциплине
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, используемых источников по теме. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Валерий Брюсов – поэт русского символизма
Валерий Яковлевич Брюсов - поэт и теоретик русского символизма. Будучи человеком большой культуры, он создал учение о художественном познании мира. По его мнению, произведения - это запечатленные мгновения прозрения и вдохновения.
Русская литература конца 19 - начала 20 века
Автор: Разное Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой.
Акмеисты
Зарождение движения акмеистов. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузьмин, Городецкий.
Расово-антропологическая школа
Введение 1 Идеи расово-антропологической школы 2 Представители расово-антропологической школы 3 Критика расово-антропологической школы Список литературы
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Рембо, Жан Николя Артюр
План Введение 1 Биография 2 Рембо в современной культуре 3 Библиография Введение Жан Николя́ Артю́р Рембо́ (фр. Jean Nicolas Arthur Rimbaud [aʁtyʁ ʁɛ̃ˈbo]; 1854—1891) — французский поэт, один из основоположников символизма, представитель группы «пруклятых поэтов».
Давыдов Юрий Николаевич
Давыдов Юрий Николаевич (р. 1929) — специалист по социальной философии, западноевропейской философии, социологии искусства; доктор филос. наук, проф.
Теофиль-Александр Стейнлен
Стейнлен, Теофиль-Александр (Steinlen, Thophile Alexandre) (1859–1923), французский художник, представитель символизма, мастер жанровой и социально-критической графики.
Белый Андрей
Русский поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма.