Титаренко Лариса
Белорусский государственный университет (Минск)
Динамика изменений базовых ценностей населения постсоветских стран – важный индикатор происходящих социокультурных перемен и наличного реформаторского потенциала постсоветского общества в целом. С этой точки зрения, анализ структуры ценностей белорусов и ее сравнение с ценностной структурой населения других постсоветских стран позволяет лучше понять как видимые различия в социально-политическом развитии каждой страны, так и различия в национальном менталитете и культурных традициях народов.
Опираясь на эмпирическую базу двух национальных опросов общественного мнения, проведенных в рамках общеевропейского исследования ценностей в 1990 и 2000 гг., автор выявил произошедший за период постсоветского развития Белоруссии сдвиг в массовых ценностных ориентациях населения от социализма в сторону традиционализма и консерватизма. Эти результаты значительно отличаются от российских, согласно которым россияне более склонны к либеральным ценностям, что позволяет говорить о наличии разных моделей в социокультурном развитии России и Беларуси на постсоветском пространстве.
Основные различия можно свести к следующим.
Во-первых, белорусы практически отбросили те ценности социалистического периода развития, которые были не свойственны народу и его менталитету на протяжении более длительного исторического времени, а были навязаны советской идеологической системой – излишнюю политизацию общественной жизни, голый рационализм, атеизм. На сегодня в обществе преобладает безразличие в отношении к радикальным политическим лидерам, царит общая политическая индифферентность. Политика вообще исчезла из фокуса массовых интересов.
Во-вторых, довольно отчетливо проявился рост массового интереса к религиозным проявлениям духовной жизни. Религиозный ренессанс выражается в смешанной христианско-языческой форме, которая позволяет совмещать веру в Бога или другую высшую силу с суевериями, не присущие традиционному христианскому сознанию.
В-третьих, по мере преодоления системного постсоветского кризиса в сознании белорусов упрочилась ценность семьи как наиболее важного института выживания в условиях социальной нестабильности.
В-четвертых, ценность труда и его справедливой оценки по-прежнему разделяется значительной частью населения. Поколенческие различия проявляются в том, что молодежь более других групп ориентирована на высокую оплату труда и личные достижения, а среднее поколение чаще рассматривает работу как свой долг по отношению к обществу и больше ценит коллектив. В то же время имеет место и другая тенденция, связанная с вытеснением трудовых ценностей ценностями досуга, которая проявляется именно среди представителей молодого поколения.
В целом, проведенный анализ динамики базовых ценностей свидетельствует о культурном метиссаже, эклектическом сосуществовании традиционных (семья, религия) и модернистских ценностей (демократия, свобода) в современном массовом сознании белорусов.
Список литературы
newsletter.iatp/
Другие работы по теме:
Русские фамилии нерусского происхождения
По всей вероятности, имя первого носителя фамилии Аблесимов происходит от арабского имени Аблязим/Аблесим (Абуль Азим), то есть «отец Азима». Имя Азим происходит от арабского слова со значением «великий» (один из многочисленных эпитетов Аллаха).
Подоходный налог с физических лиц
Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной (в денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года.
Молодежная субкультура 4
Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-экономических ценностей и отношений, в основе которой лежит политика перераспределения собственности и формирования рыночного уклада жизни сопровождается углублением социального неравенства.
Традиционные идеалы и ценности белорусского народа
Формирование системы ценностей белорусов под влиянием западно- и восточнославянской культур. Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Сопротивление внедрению чуждых установок.
Формирование семейной идентичности мужчины и женщины
Гендерная идентичность как специфический тип социальной идентичности индивида и группы. Особенности проявления социокультурной идентичности и самоидентификации белорусского населения по гендерному признаку. Формирование признаков семейной идентичности.
Базовые ценности современной молодежи
Характеристика основных базовых ценностей общества, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Эволюция базовых ценностей современной молодежи.
Трансформация политического сознания россиян
Дифференциация ценностей на одобряемые и отрицаемые. Политические ценности. Политическая установка. Уровень политического доверия к основному институту представительской демократи. Интерес к рациональному политическому участию.
Культурный фактор в маркетинге
Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На принятии маркетинговых решений могут сказаться следующие особенности культурного уклада.
Традиции белорусской культуры
Изучение особенностей культуры белорусов, относящихся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, предками которых были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей. Характеристика древних языческих обычаев и традиций белорусов.
Менталитет белорусского народа
Менталитет Менталитет, ментальность (фр. mentalitй от лат. mentalis - разумный), своеобразный тип мышления, мировидения отдельного человека или какого-либо сообщества. Отражается в специфических представлениях людей о пространстве и времени, природном и социальном окружении, представлениях о самом себе и представителей других групп населения.
День матери в Беларуси
Text Graphics Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский колледж» ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: ДЕНЬ матери в Беларуси
Хинди руси бхай бхай
Хи́нди ру́си бхай бхай (на хинди — «индийцы и русские — братья», часто последние слова неточно передаются как пхай пхай ) — лозунг советско-индийской дружбы в 1950—1980-е годы, официально пропагандировавшийся обеими сторонами. Провозглашён Н. С. Хрущёвым на митинге в Бангалоре 26 ноября 1955 года.[1]
Полтинник
Введение 1 История 1.1 Древнерусский период 1.2 Реформа Алексея Михайловича 1.3 Реформа Петра I 1.4 Серебряный полтинник 1.5 Золотая полтина 1.6 Медная полтина
Советское время
— период власти коммунистов, большевиков (1917—1991). Впервые советы, как органы государственного и местного управления, были сформированы в России либеральными революционными организациями (весь спектр политических сил, кроме монархистов) в период с апреля 1917 и действовали с ведома Временного правительства страны.
Восстание Кастуся Калиновского
Массовое участие в восстание приняла шляхта, которая добивалась возрождения Речи Посполитой в границах 1772 г., что и было его причиной. Наиболее решительно настроенная часть шляхты связывала осуществление своих целей с подготовкой и проведением вооруженного восстания против самодержавия при поддержке крестьян.
Смольный институт
Содержание 1 Институт благородных девиц 2 Воспитанницы Института благородных девиц 3 1917 год 4 Резиденция партийного руководства 5 Постсоветский период
Этногенез белорусов 2
Введение 1 Концепции этногенеза 1.1 «Польская» и «великорусская» концепции 1.2 «Племенные» концепции 1.3 «Древнерусская» концепция 1.4 «Балтская» концепция
Национальный менталитет белорусов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра политологии НАУЧНАЯ РАБОТА по дисциплине:
Могилёвский белорусский комитет
, он же Белорусский Национальный Комитет — белорусская националистическая организация. История создания 31 марта 1917 года по инициативе М. Кохановича в квартире присяжного поверенного И. Реута состоялось организационное собрание кружка могилёвских белорусов-националистов.
Белорусская национал-социалистическая партия
Введение 1 История 1.1 1933 год 1.2 ВОВ Введение Белору́сская национа́л-социалисти́ческая па́ртия (БСНП) (белор. Беларуская Нацыянал-Сацыялістычная Партыя) — белорусская националистическая организация, действовавшая в период с 1933 по 1943.
Белнацком
БЕЛНАЦКОМ (Белорусский национальный комиссариат) ― отдел Наркомата (нарком И. В. Сталин) по делам национальностей РСФСР в 1918—1919. Создан в Петрограде (с марта 1918 в Москве) согласно декрету СНК РСФСР от 31.1 (13.2).1918[1]. Комиссар А. Г. Червяков (до мая 1918). Имел отделы агитационно-политический, культурно-просветительский, беженский, издательский и др., отделения в Петрограде, Смоленске и Витебске; спецпредставителей — эмиссаров в Орле, Калуге, Орше, Самаре, Саратове, Симбирске, Тамбове.
Белорусские секции РКП б
План Введение 1 Состав 2 Цели и практическая работа секций Введение Белорусские секции РКП(б) ― большевистские организации, существовавшие в 1918—1919 как части местных партийных организаций в Казани, Москве, Петрограде, Саратове, Тамбове.
Рижский договор 1921
Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921).
Белорусская социалистическая громада
Белору́сская социалисти́ческая громада́ (белор. Беларуская сацыялістычная грамада; ) — левая политическая партия начала XX века, ставившая вместе с требованиями социалистических преобразований вопрос о национально-культурной автономии (позднее — собственной государственности) для белорусов.
Западная Белоруссия
Западная Украина и Западная Белоруссия на политико-административной карте СССР на 3 марта 1940 года За́падная Белоруссия — часть Белоруссии, находившаяся после Советско-польской войны, согласно Рижскому договору (1921), в составе Польши до польского похода РККА в сентябре 1939 года.
Поляки в Казахстане
План Введение 1 История 1.1 Переселенцы конца XIX — начала XX веков 1.2 Депортация поляков после 1945 2 Расселение 4 Источники Введение Поляки в Казахстане — одна из национальных общин республики Казахстан. Часть мировой польской диаспоры, именуемой Полония. Перепись населения Казахстана 1999 года показала наличие в стране 40 тыс. польских жителей (0,3 % населения республики).
Народы Украины, Белоруссии и Молдавии
Экономическое и политическое развитие, естественные и исторические особенности Украины отразились на характере роста, составе и географии её населения.