Вайшешика-сутры (санскр.), собрание сутр философской школы вайшешика, датируемое примерно 2 в. В комментарии Чандрананды (9 в.) текст Вайшешика-сутр делится на 10 разделов, из которых первые семь содержат по две главы.
Раздел I посвящен шести категориям вайшешики, это субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карма), общее (саманья), особенное (вишеша) и присущность (самавая). Первые три вначале получают определения через перечисление их видов (субстанций – 9, качеств – 17, движений – 5), а затем как субстанция – локус («местопребывание») качеств, действий и их «присущная причина»; качество – то, что локализуется в субстанции, само не обладает качествами и не является причиной соединений и разъединений, движение – то, что локализуется лишь в одной субстанции, не обладает качествами и является независимой причиной соединений и разъединений. Субстанции, качества и движения относятся к общему и особенному. Только общее – бытие как таковое (бхава), общее и особенное – субстанциальность, качественность и т.д. (особенное по отношению к бытию и общее – по отношению к «подчиненным» им разновидностям); только особенное – неразложимые далее элементы классов. Существование (сатта) – «источник применения атрибута „есть“ к субстанциям, качествам и действиям», онтологически инаковый, однако, по отношению к ним. Предметы раздела II: качества субстанций, выводные знаки (линга) существования объектов, время, феномен сомнения и звук, который методом исключения может быть отнесен только к качествам. В разделе III обосновывается существование субстанциального Атмана, различаются виды некорректных аргументов умозаключения, выводится наличие ума-манаса как внутренней ментальной способности; составитель Вайшешика-сутр полемизирует с тремя оппонентами: другими вайшешиками, отрицающими возможность логического выведения Атмана, материалистами, отрицающими его отличие от тела, и ведантистами, отрицающими его множественность. В разделе IV рассматривается природа атомов, условия и способы восприятия субстанций и качеств, состав органического тела (которое, по Вайшешика-сутрам, состоит только из земли). В разделе V классифицируются движения и вводится понятие «невидимого» (адришта), ответственного прежде всего за движения ненаблюдаемые, в том числе соединение Атмана с умом-манасом, в результате которого происходит перевоплощение (сансара) – непоявление нового тела есть «освобождение» (мокша). Раздел VI посвящен дхарме, определяемой как сумма праведных действий, гарантирующая «возвышение» (абхъюдая). В разделе VII продолжается рассмотрение качеств (длинное и короткое, малое и великое и т.д.), характеристик общего и особенного. Здесь же ведется полемика с мимансаками, настаивающими на «природной» связи между словом и его объектом, и обосновывается конвенциональный характер их связи. Наконец, определяется шестая категория – присущность, которая порождает идею «это – здесь» в соотношении причины и следствия. В разделе VIII исследуются условия познания всех вещей через шесть категорий, элементарные суждения и императивы, значение термина «объект» (артха). В разделе IX классифицируются четыре вида несуществования (асат): небытие вещи до ее появления, после ее разрушения, по отношению к другой вещи и небытие фантомных объектов (сын бесплодной женщины, рога зайца и т.п.); исследуется природа перцептивного и выводного познания. Предметы раздела Х – удовольствие и страдание, понятие причины (карана) и вновь «возвышение» как цель человеческого существования.
Вайшешика-сутры неоднократно комментировались. Второе по значимости истолкование после Вритти Чандарнанды принадлежало философу 15 в. Шанкара Мишре (до последней четверти 20 в. оно считалось нормативным).
Другие работы по теме:
Дзэн-буддизм
Непосредственное проявление сознания, исторической природы. Учение полного отрицания, отсутствие опоры в сознании. Совершенствовании сознания.
Философские школы
Направления и основные идеи. Джайнизм. Конфуций. Вайшешика – система древнеиндийской философии. Йога.
Школа тяньтай
Своё название эта школа по имени горного монастыря, где когда-то жил её патриарх. Основателем школы считается Чжи И (538-597 гг.), хоть он и не разрабатывал сами идеи, но написал множество трудов и развил концепции, переданные ему учителем.
Философия Китая
Самая ранняя и наиболее распространенная и по сей день классификация направлений китайской философии представлена в трактате "О шести школах" историка
Философия Древней Индии 6
Текст Древняя Индия. История Индии началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд, наибольший расцвет которой произошёл в III тысячелетии до н. э. Одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. В 20-е гг.
Философские школы Древней Индии
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Философия Древнего Востока
Индийская философия как одна из наиболее древних в мире. Характеристика ведийского периода, направления эпического периода. Характеристика индийской философии разных периодов. Неортодоксальное направление. Развитие буддизма. Описание буддизма в России.
Буддизм тантрический
Направление буддизма, формирование которого относят к III в. Другие названия: ваджраяна (Алмазный путь, Алмазная колесница), мантраяна (Колесница тайных слов, Колесница мантр), гухья мантраяна (Тайный путь мантр), эзотерический буддизм.
Индийская философия
СОДЕРЖАНИЕ Разделы Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Индийская философия: фикция или реальность? . . . . . . . . Философия в Индии: традиции и тексты. . . . . . . . . . . . . . .
Связь философии и религии
Религиозные системы Индии. Литература упанишад. Основы древнеиндийской религиозной философии. Философия Ньяя. Вайшешика. Миманса.
Падартхадхармасанграха
Падартхадхармасанграха (санскр.– «Компендиум характеристик категорий»), комментарий к Вайшешика-сутрам, но фактически самостоятельный трактат, составленный в 6 в. Прашастападой.
Йога
Йога (санскр.– «сопряжение»), универсалия индийской культуры, означающая: 1) духовную практику в более широком смысле, разрабатываемую с различными вариациями и в разных направлениях всеми религиозными течениями Индии.
Мадхава
Мадхава (санскр.) = Видьяранья, индийский философ адвайта-веданты 14 в., министр царя южноиндийского государства Виджаянагар и, возможно, позднее – глава шанкаровского монастыря в Шрингери (Майсор).
Школы индийской философии
Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные и неортодоксальные.
Как постепенно развивались индийские философские системы
В Индии мы видим ряд школ, которые хотя и не одновременно возникли, но параллельно существуют и совместно процветают на протяжении ряда столетий. Причина этого, видимо, в том, что в Индии философия являлась составной частью жизни.
Это страшное слово: фригидность
Под фригидностью (от лат. frigidus – холодный ) понимают снижение полового влечения вплоть до полного безразличия и даже отвращения к близости. Уровень половой возбудимости у такой женщины крайне низок.
Буддизм
, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др.
Духкха
Духкха (санскр., пали– «страдание», «несчастье», «скорбь»), в индийской культуре, характеристика существования индивида, не достигшего истинного самопознания.
Религии Индии. Вечная мудрость Вед
Ведические писания. Четыре Веды. Тантрические писания. Упанишады. Веданта-сутры. Итихасы. Шесть систем Ведической философии. Основные школы философской мысли. Бхакти-йога. Ведическое общественное устройство. Деление общества на Варны. Ашрамы (уклады) жизн
Абхъюдая
Абхъюдая (санскр. abhyudaya – «подъем», «возвышение»), в индийской философии «успех» и «преуспеяние» (в том числе духовно-нравственное), результативное и для настоящей и для последующих жизней индивида, но все же далекое еще от «освобождения».
Алаявиджняна
Алаявиджняна (санскр.– «аккумулированное сознание»), в индийской философии, особый вид сознания, в котором хранятся «семена» всех предыдущих опытов.
Джайнизм
Общие положения джайнизма. Вардхамана. Этика джайнизма.
Время и вечность в апокалипсисе
Нижеследующий текст посвящен анализу 6-го стиха 10-й главы Откровения св. Иоанна Богослова, где звучит фраза столь же знаменитая, сколь и загадочная: времени уже не будет (или — времени больше не будет). Наша задача — проинтерпретировать эту фразу.
Йога 3
Йога Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.
Натьяшастра
Натьяшастра (санскр.– «наука о театральном искусстве»), ученый свод, обобщающий достижения древнеиндийских теоретиков театра, ок. 3–4 вв., приписываемый полулегендарному мудрецу Бхарате.
Философия Древней Индии 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «Белорусский государственный экономический университет» Кафедра философии Реферат на тему: «Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы философии Древней Индии».
Філософія Стародавньої Індії
Зародки філософського мислення в Індії сягають глибокої давнини (2500-2000 pp. до н.е.). Зміст цього мислення відображають Веди, Брахмани і Упанішади. Веди — стародавні пам'ятники індійської літератури, написані віршами і прозою. До складу Вед входять "саліхіти" — чотири збірники віршованих гімнів, молитов і заклинань, що частково перемежаються прозою.