«Великое единение», «Великое равенство» (да тун1
).
Одна из основных утопических социально-политических концепций конфуцианства.
Главный компонент бинома да тун – понятие «тун1
» («единение, объединение, совместимость, тождественность») в древнекитайских памятниках имеет разные значения. Например, в Чжоу ли (5–2 вв. до н.э.) – объединение из 10 тысяч территориальных единиц, «колодцев» (цзин6
,); в Мо-цзы (5–3 вв. до н.э.) тун1
определяется как «повторенность» (чун), «[едино]телесность» (ти1
), «совместимость» (хэ3
), «родственность» (лэй) – таким образом высвечивается общая идея сведения разных элементов в единое целое.
Словосочетание да тун впервые прозвучало в Шу цзине (8–5 вв. до н.э.) как обозначение результата разделения земли древним «совершенномудрым» правителем Юем на девять областей (ср. идею цзин тянь) и образования таким образом социально-политически, экономически и культурно иерархизированного множества территорий.
В другом месте Шу цзина да тун подразумевает такое положение в обществе, когда все инстанции, влияющие на принятие важного государственного решения, единодушны. Перечисление этих инстанций (государь, оракулы, сановники, служилые люди, народ) предполагает четкую социальную иерархию.
Собственно концепция да тун впервые была представлена в гл. 9 Ли юнь («Циркуляция правил благопристойности», «Действенность ритуала») конфуцианского трактата Ли цзи (5–2 вв. до н.э.), где устами Конфуция описываются два состояния общества: идеальное – да тун и приемлемое – сяо кан («малое процветание»).
Определение сущности да тун в двух фразах из девяти иероглифов – «Да дао чжи син е. Тянь ся вэй гун» – обычно принято толковать примерно следующим образом: «Когда действовало Великое дао (или: когда шли по Великому пути). Поднебесная принадлежала всем (была общей)». Сущность общества сяо кан определяется параллельной конструкцией из двух фраз: «Цзинь Да дао цзи инь. Тянь ся вэй цзя» («Ныне, когда Великое дао уже скрылось. Поднебесная принадлежит семьям»).
Этот параллелизм обычно толкуется как противопоставление идей всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира – с другой. Но в этом случае идея да тун входит в противоречие с установкой конфуцианства на жесткую социальную иерархию. Это заставляло уже средневековых китайских мыслителей (например, Чжу Си, 12 в.), а впоследствии китайских и зарубежных исследователей сомневаться в конфуцианском происхождении концепции да тун и искать ее корни в идеях даосизма, мо цзя, нун цзя и т.п.
По-видимому, тезис «Тянь ся вэй гун» – определение да тун – означает такое состояние Поднебесной, при котором все в ней гармонизировано как в едином здоровом организме с ненарушенной естественной иерархией органов и функций. Наличие организмического смысла у термина «да тун» подтверждает его определение в Люй-ши чунь цю (3 в. до н.э.): «[Когда] Небо, Земля и тьма вещей [подобны] телу (шэнь2
) одного человека, это называется да тун».
Понятие «гун2
», фигурирующее здесь в качестве определения Поднебесной, выражает идею централизованной социальной иерархии во главе со справедливым правителем – гуном. Справедливость, связанная с термином «гун2
», в социальном плане понималась как правильное единоначалие и отсутствие каких-либо бесконтрольных проявлений частных интересов (сы1
) и самостийных группировок (дан) (например, Чжуан-цзы, 33; Люй-ши чунь цю, I, 1, 14). Таким образом, гун2
может означать принадлежность не всем, а «главным»— князьям-гунам, репрезентантам всех уровней социальной иерархии, на вершине которой находится главный репрезентант – государь. В онтологическом плане подобная справедливость означала соответствие космическому порядку и его репрезентанту – дао.
Другие работы по теме:
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережковский Дмитрий Сергеевич - писатель, поэт, философ. Отправными для Мережковского были идеи Достоевского и Вл. Соловьева. Отстаивал концепцию "нового искусства", в котором мистическое содержание получает символическое выражение.
Кобылинский Лев Львович
Христианское мировоззрение Кобылинского не во всём сходится с традиционным христианством. Так, он утверждает, что великое множество личностей является результатом греха.
Израиль: Бахаи
Бахаисты проповедуют общечеловеческие ценности и духовное единение всех 6 млрд. обитателей планеты Земля. Как и положено, у бахаи есть свой предтеча по имени Баб и свой пророк Бахаулла. После смерти Баб долго не мог обрести покой.
Разное -
Вы бросали в нас цветами Незнакомого искусства, Непонятными словами Опьяняя наши чувства. Н. Гумилев Колокол смолк вдалеке, Но ароматом вечерних цветов
Лермонтов м. ю. - Природа в понимании мцыри2
Ни для кого не секрет что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Его здоровье настроение жизненные приоритеты во многом зависят от природы. Ни для кого не секрет что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой.
Тема личного счастья в романе Толстого Война и мир
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведение, в котором автор стремился представить жизнь во всем ее многообразии. Широкий охват исторических событий, глубочайший психологический анализ, гениальное проникновение в самые основы жизни и поведения человека, постижение дум и чаяний народа — все это ярко отразилось на страницах бессмертной эпопеи. «Войну и мир» можно назвать поэмой о счастье.
Трагедия любви в рассказе Бунина Кавказ
Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
Патриотизм русского народа в романе Толстого Война и мир
Роман «Война и мир» — великое произведение русской и мировой литературы, грандиозная эпопея, героем которого является русский народ, проявивший невиданный героизм и патриотизм в борьбе за свободу и независимость своей родины в войне 1812 года.
Читая Слово о полку Игореве
Читая "Слово о полку Игореве". Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,
Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена мини-сочинение
Автор: Сочинения на свободную тему Любовь,в моем понимании,это великое, святое чувство, которое может испытывать человек, наивысшая награда, данная нам Богом. А в одном из предположений И.А. Бунина : любовь - это, когда хочется того, чего нет и не бывает, с чем я тоже абсолютно согласна.
Взгляды Чацкого и Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Народная война в изображении Л. Н. Толстого
Автор: Толстой Л.Н. (По роману “Война и мир”) Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война объединила все общество, всех русских людей в общем порыве. Именно так изображает в своем романе-эпопее эту эпоху Л.
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Рюноскэ Акутагава. Паутинка
Однажды утром Будда бродил в одиночестве по берегу райского пруда. Он остановился в раздумье и вдруг увидел все, что творилось на дне Лотосового пруда, доходившего до самых недр преисподней. Там, внизу, толпилось великое множество грешников.
Корделин, Альфред
Введение 1 Биография 2 Память Список литературы Введение Альфред Корделин (фин. Alfred Kordelin, 6 ноября 1868(18681106), Раума, Великое княжество Финляндское — 7 ноября 1917, Моммила, Хаусъярви, Великое княжество Финляндское) — финский предприниматель и меценат.
Большое Зимбабве
Большое Зимбабве Большое Зимбабве Великое Зимбабве ) — название, данное каменным руинам древнего южноафриканского города, расположенного в государстве Зимбабве.
Великое княжество Русское
Введение 1 Великое княжение Русское 2 «Великое княжество Русское» в Гадячском договоре Список литературы Введение Вели́кое кня́жество Ру́сское — государствообразующий проект князя Свидригайла Ольгердовича и рутенской знати, имевший место быть во время борьбы за престол в Литовско-Русском государстве в середине XV века.
Великое пробуждение
Великое пробуждение (англ. Great Awakening) — религиозное движение, охватившее Новую Англию во 2-й четверти XVIII века. В континентальной Европе ему соответствует квиетизм, на Британских островах — евангелизм и методизм.
Сломанные оковы гимн
«Zdrobite cătuşe» («Сломанные оковы») — гимн Румынии в 1948-1953 годах. Объявлен гимном сразу же после свержения монархии. Автор текста — Аурел Баранга, автор музыки — Матей Сокор. Новый гимн подчеркивал, насколько большую роль отводил коммунистический режим рабочему классу.
Дмитрий Иванович Внук
(10 октября 1483— 14 февраля 1509) — сын Ивана Молодого и Елены Волошанки, внук Ивана III. Претендент на московский престол, в 1498 году был венчан на великое княжение своим дедом Иваном III, в связи с кончиной от болезни старшего сына и наследника Ивана III — Ивана Ивановича Молодого, так как в России с XV века уже установилось новое правило наследования престола, по которому уже не братья, а сыновья были преемниками великого княжения.
Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург 1730-е
Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург — историческое событие 1730-1732 годов, которое было инициировано Анной Иоанновной. Это событие стало результатом политических перемен, связанных с новыми порядками и методами Петра II. Переезд был политическим ходом, который позволил оставить в Москве противников нового политического курса и продемонстрировал внутренним и внешним политическим силам единение политики Анны Иоанновны с курсом, намеченным Петром I.
Ардаланское ханство
Ардаланское ханство - одно из курдских феодальных государств, расположенное на границе Османской империи и Ирана. С XVI века великое государство. Династия Арделан
Багашвили, Спартак Леванович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды и премии 4 Источники Введение Спарта́к Лева́нович Багашви́ли (1914—1977), грузинский советский актёр. Народный артист Грузинской ССР (1963). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Великое Аляскинское землетрясение
Великое Аляскинское землетрясение — сильнейшее землетрясение в истории США и второе, после Вальдивского, в истории наблюдений, его магнитуда составила 9,1-9,2.
Великое княжество Познанское
Великое княжество Познанское (также Великое герцогство Познанское Познанское великое княжество , как вариант Познаньское; нем. GroЯherzogtum Posen; польск. Wielkie Księstwo Poznańskie) — герцогство, в польских источниках княжество, созданное по решению Венского конгресса 1814—1815 на основе западных территорий Варшавского герцогства, ранее известных как Великая Польша (Великопольша).
Великое княжество Краковское
План Введение 1 История 2 Административное деление Список литературы Введение Великое княжество Краковское (нем. GroЯherzogtum Krakau, польск. Wielkie Księstwo Krakowskie) — автономное образование в составе Австро-Венгрии на месте аннексированного Вольного города Кракова[1]. В настоящее время вся территория княжества принадлежит Польше.
Дмитрий Донской
Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) - великий князь владимирский и московский. сын вел. князя Ивана II Ивановича Красного.
Андрей Ярославич
Третий сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Летописи впервые упоминают его имя под 1238 г., как одного из числа князей, спасшихся от татарского меча.
Федор Александрович Эмин
Федор Эмин родился в 1735 году в Польше. В России он прославился как замечательный журналист и автор приключенческих романов.