Операционализм, операциональный эмпиризм, философская концепция операциональной перестройки языка науки. Операционализм возник в связи с важнейшими открытиями в физике в начале 20 в., поставившими вопросы о природе физических понятий, об их отношении к эксперименту, о таких определениях понятий, которые гарантировали бы эти понятия от пересмотра при появлении новых экспериментальных фактов.
Концепция Операционализма была впервые намечена английским физиком Н. Кэмпбеллом . В работах П. У. Бриджмена 1920-х гг. Операционализм оформляется как идейное течение, претендующее на роль философско-методологические основы теоретического естествознания и общественных наук. Начав с философской критики традиционного взгляда на формулы размерности как на выражение "субстанциальных свойств" физических величин и опираясь на установленную им зависимость размерностей от операций измерения , Бриджмен перенёс идею операционального определения понятий в методологию науки и в теорию познания в качестве общего принципа: "непогрешимое" определение понятий достигается не в терминах свойств, а в терминах операций опыта. Например, понятие длины, определяемое через абстракцию как общее свойство равных отрезков, - неоперациональное, "плохое"; оно превращает в реальность свойство, которое не верифицируется в опыте; напротив, метрическое понятие длины - операциональное, "хорошее"; опыт даёт нам только числовую оценку отрезка, которая может быть вычислена решением уравнения или определена измерением.
Предметные и смысловые значения понятий, согласно Операционализму, должны устанавливаться только на основе верификации фраз, содержащих соответствующие понятия, или путём уточнения ответов на вопросы. Во всех этих случаях с понятием соотносят некоторые экспериментальные, в частности измерительные, или мысленные (вербальные), в частности вычислительные ("карандашно-бумажные"), операции, фактическое выполнение которых, или мысленное их прослеживание, позволяет "шаг за шагом" выявить смысл понятия и т. о. гарантировать его непустоту.
Подчёркнутая Операционализмот идея связи значения понятия с совокупностью действий, в системе которых формируется это значение, характерна для повседневной практики и сама по себе не является новой. Известным аналогом операциональных определений в научной практике могут служить конструктивные, или алгоритмические, определения математики (в арифметике - правила вычислений, в геометрии - правила построений и т.п.). Указав на важность этой связи для теоретического естествознания, Операционализм поставил перед ним задачу конструктивной перестройки в духе той, которая произошла в математике в связи с уточнением понятия алгоритма. При этом сведение к операциональному уровню рассматривается операционалистами как единственно правильный подход к оценке и построению естественнонаучной теорий.
Предложенное самим Бриджменом субъективистское толкование операционального подхода, приводящее по существу к отрицанию объективного содержания - пусть даже и операционально определённых - понятий, оказалось, однако, в противоречии с собственной задачей Операционализма по уточнению научных понятий, поскольку вопрос об их точности теряет смысл при игнорировании объективных границ точности. Теряет смысл и первостепенный для Операционализма вопрос об опытной основе знания, когда недооценивают, как это делают операционалисты, самостоятельную, "руководящую" по отношению к опыту, роль абстракций и абстрактного мышления, в особенности же, когда игнорируют вопрос о "непостороннем" характере тех или иных данных опыта - наблюдений, экспериментов и прочее - по отношению к абстрактным понятиям и моделям, образующим связующее звено в сети операциональных описаний. Многие естественнонаучные теории (классическая механика, общая относительности теория и др.) обязаны своим появлением не операциональному уточнению известных понятий и соответствующих им данных опыта (например, путём более точных измерений), а "устранению" тех, вообще говоря, вполне осмысленных представлений опыта, которые противоречат принципиально новым понятиям и моделям этих теорий. Например, одним из доводов в пользу геоцентрической системы Птолемея служил повседневный опыт и соответствующие ему понятия о движении небесных тел, но, как заметил Коперник, это был опыт "посторонний" для гелиоцентрической модели Вселенной. Таким же посторонним стал "наш повседневный" опыт плоского (евклидова) пространства для эйнштейновской теории тяготения.
Операциональный эмпиризм оказал значительное влияние на методологию теоретического естествознания, в особенности на методологию физики (А. Эддингтон, Великобритания; Ф. Франк, Г. Маргенау, США, и др.) и психологии (её бихевиористского направления - Дж. К. Пратт, Б. Скиннер, С. Стивенс, США, и др.). Абсолютизация операционального анализа привела многих сторонников Операционализма к своего рода "операциональному догматизму".
Другие работы по теме:
Генезис развития региональной экономики.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Фактор пространства в истории экономической мысли. Проблемы экономического пространства привлекали внимание еще античных философов (Аристотель, Платон), создателей социальных утопий (Т. Мор, Т. Компанелла, Ш. Фурье, Р. Оуэн), а в XVII — XVIII столетиях постоянно входили в структуру создававшихся экономических теорий.
Методология и методы экономической теории
Методология как общий подход к изучению экономических явлений, основанный на особых принципах построения и способах познания. Основные функции и методы экономической теории. Сущность трудовой деятельности людей. Экономические модели, принципы и законы.
Развитие идей субъективного идеализма В ХХ-ХХ1 вв.
Субъективный идеализм имеет много разновидностей. Классический субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Мах) исходит из представления о мире как совокупности ощущений. С течением времени проблема достоверности ощущений отходит на второй план, а на первый план в качестве демиурга внутреннего мира человека выходят знаковые системы, прежде всего — язык. Человек при помощи языка творит и внешний, и внутренний мир (включая сами ощущения).
Субъект и объект познания 2
Содержание Введение………………………………………………………………….3 1. Субъект познания………………………………………………….…...7 2. Объект познания………………………………………………………12 Заключение………………………………………………………………15
Проблема творчества в истории философии
План Введение Глава 1. Проблема творчества в истории философии и психологии §1.1. Проблема творчества в истории философии §1.2. Проблема творчества в зарубежной психологии Х1Х-ХХ веков
Научное и вненаучное мышление: скользящая граница
Все то, что мешает прогрессу свободы, подлежит радикальной критике. Это относится, в частности, и к разным формам вненаучного постижения мира: начиная от мифологии и религии и кончая отжившими метафизическим системами.
Эпистемология XX-го века
Локковская теория абстракции проблем языковых выражений и структур в процессе познания. Формирование совокупности философских учений - эпистемологии XX века. Понятие операционализма, общей семантики ("антропологической" теории знаков) и структурализма.
Философия науки: становление и основные этапы развития
Основные этапы развития философии науки. Анализ и выявление идей и концепций, выдвинутых крупнейшими представителями философии науки, соответствующих этапу позитивизма и постпозитивизма. Основоположники позитивизма - О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер.
Глоссарий специальных терминов и понятий по философии
Толкование основных философских терминов и понятий, расположенных в алфавитном порядке. Основные философские течения, учения и направления античности, средневековья и современности, формы религий и религиозные мировозрения, кризисные явления в обществе.
История философии
815-877гг Эригена Иоанн Скот Средневековый философ, по происхождению ирландец, жил во Франции. На основании неоплатоницизма создал свое мистическое учение, в основном иложенное в сочинении «О разделении природы». Бытие Эригена разделяет на четыре природы:
Философы
Эригена Иоанн Скот, Чжан Цзай, Абеляр Пьер, Альберт Великий, Дунс Скотт Иоанн.
Социология культуры: теоретический аспект
Культурологическая реконструкция отечественной социологии от 60-х к нынешнему времени. Вчера отечественной культурологии. Толкование культурно-символических кодов [57]: русский характер и советский простой человек.
Философия, ее роль в жизни человека и общества
план Философия, ее роль в жизни человека и общества Философское осмысление мира, его основные типы и способы Предмет и структура философского знания Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества
Истина как центральная проблема познания
Представление об истине и ее критериях в истории философии: классическая, когерентная, прагматическая, семантическая концепции. Основные характеристики истины: объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность. Истина, заблуждение и ложь.
Американский прагматизм
Прагматизм как философская школа, которая была влиятельна в США в начале XX ст. Изменчивость истины и ее концептуальная относительность. Чарльз Пирс как основоположник прагматизма. Примирение антискептицизма и фаллибилизма. Основные принципы прагматизма.
Прагматизм и неопрагматизм
Прагматизм - философское учение о целесообразной деятельности в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности. Теоретики прагматизма: Ч.С. Пирс - отец научной философии СШ", У. Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Мид. Неопрагматизм Ричарда Рорти.
Основные этапы и направления в развитии социологии в США
Сущность и содержание прикладной социологии в ранний период, история и основные этапы ее становления, ученые, внесшие свой вклад в данный процесс. Научная организация труда. Эмпирические социологические исследования в ранний и средний периоды развития.
Технологические подходы к обучению
Содержание обучения охватывает не только учебный материал, подлежащий усвоению, но и то, что и на каком уровне, каким образом, усвоено, т.е. включает в себя технологии и формы организации учебной деятельности, методы обучения и диагностику его результато
Об имморализме в психологии
Первое или “понятийное” рассмотрение вопроса. Второе или “историческое” приближение к проблеме. Массовая поп-психологическая литература как материальный носитель имморализма.
Позитивизм как методология современной психологии
Содержание, основатель, цель и характеристика позитивизма как методологии современной психологии. Его влияние на бихевиоризм и возникновение операционализма. Многозначность подходов к оценке роли данного научного направления в истории психологии.
Проблема возникновения сознания
Изучение этапов развития (труд, язык), структуры, функций и свойств (ясность, содержание, непрерывность) сознания. Рассмотрение теорий души со времен Гераклика до наших дней. Характеристика стадий психологического развития человеческой психики.
Экономическая теория
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры управления народным хозяйством Факультета послевузовского профессионального образования (Аспирантура) Международной академии предпринимательства 11 января 2008 г протокол №2
Берлинский университет имени Гумбольдта
Берлинский Университет им. Гумбольта - крупнейший европейский научный центр в XIX веке: история, факультеты, центральные институты и междисциплинарные центры; собрания, знаменитые люди: ректоры, профессора, студенты; зарождение философских теорий.
Государственная политика регулирования территориального развития
Содержание Задание 2 3 Задание 1 1. Каково место региональной диагностики в исследованиях проблем регионального развития. Под мониторингом региональных ситуаций и региональных проблем здесь и далее понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем.
Теория размещения городов
Город как объект исследования, его экономико–географическое положение. Теоретические разработки о пространственной организации хозяйства. Иерархия городов, учение Леша, правило Ципфа, модель центральных мест Кристаллера, основы градостроительства.
Номинализм
Согласно этой философии существуют только особи. Все группировки, все классы, все объединения являются артефактами, созданными человеческим разумом. Это в равной степени относится и к видам, и к высшим таксонам.