Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.
Среди функций СМИ обычно выделяют следующие:
— информационную (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях);
— комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
— познавательно-просветительную (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);
— функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства); — гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, по и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).
Кроме того, в некоторых работах, посвященных массовой коммуникации, вводится понятие так называемой генеральной функции, «которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности»
Средства массовой информации объединяются и как особый тип коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определенному количественно получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты, теле- или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо отметить и такую особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность социокультурной ситуацией, с одной стороны, и способность (в определенных пределах) вызывать изменение этой ситуации— с другой.
Различия между средствами массовой информации основаны, прежде всего, на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографий, "рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения,' способ верстки и т. д. Применительно к радио можно говорить, о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации: «Слово и изображение — две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова — в способности абстрагироваться от конкретного. На протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же прежде всего — зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую роль в передаче информации несет слово, в других — изображение. Вероятно, только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение "не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка».
Периодическая печать, наиболее традиционная разновидность massmedia, лишенная многих преимуществ телевидения (иллюзия «живого» общения, наличие «картинки», использование паралингвистических средств, широкие возможности для формирования «журналистского имиджа» — вплоть до манеры держаться и внешнего вида), остается тем не менее и сегодня важнейшим средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на разные стороны жизни социума.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Диагностика деятельности предприятия
Место экономического анализа в системе управления предприятием, организация аналитической работы, оценка потенциала предприятия. Показатели рентабельности, факторный анализ. Результаты технического и социального развития. Использование трудовых ресурсов.
Массовое сознание,как категория,его структура
Массовое сознание МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ - термин, используемый в социальной философии для обозначения шаблонного, деперсонализированного сознания рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии.
Мероприятия паблик рилейшнз
Мероприятия паблик рилейшнз (формирование благоприятного общественного мнения) - комплекс мероприятий, направленных на создание хорошего отношения широких слоев общественности к организации-рекламодателю.
Public Interest в России
Некоммерческая социальная реклама формирует позитивное отношение к рекламе в целом и укрепляет репутацию рекламных фирм и агентств, а также средств массовой информации.
Охота к перемене СМИ
Как вести переговоры с рекламными агентами средств массовой информации. Общий принцип. Формуляр для представителей рекламных отделов печатных сми.
О проблемах защиты деловой репутации
Целью представленного доклада является последовательное выявление проблем защиты деловой репутации от распространения в СМИ не соответствующих действительности порочащих сведений.
Власть и личность 2
Власть и личность Власть и дисциплина в руках массовой личности Власть, тем более авторитарная власть, в руках массовой личности - опасна. Требование дисциплины, исходящее от массовой личности - обычно имеет эгоистичный характер ("Помолчи! Не мешайся!") и давит самостоятельность. Смотри Массовая личность
Пресс-релиз
Пресс-релиз – это информационное сообщение для средств массовой информации, задачей которого является привлечение внимания к некому событию (произошедшему или предстоящему) с целью максимального освещения данного события в СМИ.
Либертарная теория печати
ЛИБЕРТАРНАЯ (ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ) ТЕОРИЯ ПЕЧАТИ – главная цель средств массовой информации (согласно этой теории) – помогать найти истину и способствовать разрешению политических и социальных проблем, представляя все факты и мнения как основу для нахождения их решения. Существенное условие для этого – свобода от контроля и давления правительства.
Массовые коммуникации и медиапланирование 2
Тесты для 5 курса студентов, обучающихся по специальности «Реклама»: Массовые коммуникации и медиапланирование 1. Какой из видов коммуникации характеризуется неличным общением в присутствии каких-либо посредников?
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Массовая культура
Смешение культуры и политики. Массовая культура - культура масс, культура, для потребления народом; это создание не народа, а коммерческой индустрии культуры.
Бражник Мегера
Введение 1 Общая характеристика 2 Классификация Список литературы Введение Бра́жник Меге́ра[2] — род (Euchloron Boisduval, 1875) и вид (Euchloron megaera (Linnaeus, 1758)) африканских ночных бабочек из семейства бражников (Sphingidae Latreille, 1802) с толстым брюшком и толстыми заостренными антеннами.
Белоглазый нырок
Введение 1 Общая характеристика 2 Распространение 3 Образ жизни 3.1 Голос 3.2 Размножение Список литературы Введение Белоглазый нырок[1] (лат. Aythya nyroca) — птица семейства утиных. Своё название нырок получил за цвет глаз — радужина глаз у селезней желтовато-белая (издали кажется белой).
Малый баклан
Введение 1 Общая характеристика 2 Распространение 3 Образ жизни 3.1 Питание 3.2 Размножение Список литературы Введение Малый баклан[1] (лат. Phalacrocorax pygmaeus) — птица из семейства баклановых.
Наш ответ Чемберлену
Введение 1 История 2 В культуре и искусстве 2.1 «Наш ответ Чемберлену» у Н. Островского 2.2 У Ильфа и Петрова 2.3 «Ответ Чемберлену» в современной массовой культуре
Чирок-клоктун
Введение 1 Общая характеристика 2 Распространение 3 Образ жизни 3.1 Размножение Список литературы Чирок-клоктун Введение Чирок-клоктун[1] (Anas formosa) — птица семейства утиных.
Донецкое городище
Введение 1 История исследования 2 Общая характеристика памятника 3 Исторические факты Введение Донецкое городище — летописный древнерусский город Донец VIII—XIII вв. н. э., упоминаемый в Ипатьевской летописи 1185 году и «Слове о полку Игореве». Ныне городище, расположенное на высоком мысу правого берега р.
Атлантический тупик
План Введение 1 Общая характеристика 2 Распространение 3 Образ жизни 4 Изображения Список литературы Введение Атлантический ту́пик[1] (Fratercula arctica) — птица семейства чистиковых.
Конфликт в Кодорском ущелье 2001
Конфликт в Кодорском ущелье (2001) Конфли́кт в Кодо́рском уще́лье (2001) — нападение грузинских партизан и чеченских добровольцев на Абхазию в октябре 2001 года. Конфликт был в значительной степени проигнорирован мировыми средствами массовой информации, так как они были сосредоточены на вторжении США в Афганистан.
Рыжая цапля
Введение 1 Общая характеристика 2 Распространение 3 Образ жизни 3.1 Питание 3.2 Размножение Список литературы Введение Рыжая цапля[1] (лат. Ardea purpurea) — птица из семейства цаплевых.
Информатика и ЭВМ в психологи
Информатика и ЭВМ в психологи (Информационно-коммуникационные технологии и психология) Опорный конспект Составитель: декан факультета дистанционного обучения Канакаев Ермек Мукушевич
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Понятие и виды средств массовой информации
Понятие, критерии, особенности использования и виды средств массовой информации. Анализ гарантий свободы массовой информации. Специальные правила регистрации и освобождение от них для средств массовой информации. Сущность форм выражения информации.
Сайт - иное СМИ: коллизии права
Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об отнесении сетевых информационных ресурсов (сайтов) к разновидности средств массовой информации. Освобождение от регистрации средства массовой информации.
Соль-Илецк
План Введение 1 Географическое положение 2 История 3 Экономика 4 Известные уроженцы 5 Персоналии 6 Средства массовой информации Список литературы Введение