В процессе функционирования и развития общества довольно важную роль играет социальный институт образования. Поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлого. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которой как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.
Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина "неформальное образование", то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. Далее, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Социология как наука
Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.
Теория социальной структуры и её место в системе социологического знания
Теория социальной структуры и её место в системе социологического знания Предмет, объект, цель и задачи учебного курса. Структура курса и логика рассмотрения основных проблем. Опыт преподавания дисциплины в отечественных и зарубежных вузах. Актуальность проблем социальной структуры на современном этапе развития российского общества.
Метод анализа информации
Анализ документов. Критерии отбора документов для изучения. Процедура формализованного анализа документов.
Катастрофа как объект социологического анализа
Методология анализа катастроф и их классификация по различным признакам. Качественные скачкообразные переходы и катастрофические потрясения в ходе развития человеческих сообществ. Кризисные и катастрофные процессы в качестве нелинейных объектов.
Методика и методология социологических исследований
СЕМИНАР 1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ. Любая самостоятельная наука изучает объективную и субъективную реальность, используя определенную методологию и методику, с помощью которых познает мир, добывает новую информацию о сущности явлений. Становление и развитие социологии связано с изучением общества, получением научной информации о жизни общества.
Значение социологических идей О. Конта
Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно привести слова американского социолога А. Боскова о том, что О. Конт дал социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нужно признать, что одного этого уже достаточно, чтобы считать его основоположником и одним из классиков мировой социологии.
Основные положения социологии Э.Дюркгейма
-Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.
Социологическое знание. Основные понятия
Социологическое знание. Основные понятия Социология - наука об обществе, об основных законах общественной жизни. Объект социологии - социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
Функции социологического исследования
Функции социологических исследований Исследования имеют огромное значение для специалиста по связям с общественностью, так как позволяют отслеживать процесс работы на всём протяжении проводимой кампании, начиная от сбора информации на этапе прогнозирования и заканчивая оценкой эффективности проведённых мероприятий.
Структура и функции социологии 2
Структура и функции социологии Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы ина уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий.
Социология труда
Министерство высшего и профессионального образования Уральский государственный экономический университет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По социологии труда
Программа к социсследованию
Московская гуманитарно-социальная академия факультет Международные Отношения кафедра истории Программа социологического исследования Размещение рекламы косметики
Глава 1.Три типа социологического дискурса исторический очерк.
Лекции по методологии социологических исследований 1. Социологические доктрины Является ли социология «словесным образом» общества? Характерные черты социологических доктрин: мировоззренческая установка, личностное начало, уникальность, метафоричность концептуального лексикона, критический амелиоризм, рациональный активизм, романтизм.
Современная семья характеристики и типология
Программа социологического исследования Современная семья характеристики и типология Обоснование проблемы исследования. Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”.
Социология как наука 14
Лекция 1. Социология как наука. Социология и ее место в системе современных наук. Предмет и объект социологии. Возникновение социологии как науки. Структура социологического знания.
Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социология как наука. Объект и предмет социологии. Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
«Паритет»
Целью курсовой работы является изучение особенностей социологического исследования су и его роль в развитии фирмы
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
Генерал-губернатор Папуа Новой Гвинеи
Генера́л-губерна́тор Па́пуа — Но́вой Гвине́и — фактический глава государства Папуа — Новая Гвинея. Он представляет формального главу государства — королеву Папуа — Новой Гвинеи Елизавету II (Missis Kwin на ток-писине).
Генерал-губернатор Маврикия
(англ. Governor-General of Mauritius) — фактический глава государства Маврикий с 1968 по 1992 годы. Представлял формального главу государства — монарха Великобритании.
Серый кардинал
Введение 1 Происхождение понятия 2 Примеры в истории Введение Се́рый кардина́л — так называют влиятельных людей (особенно в политике), действующих негласно и обычно не занимающих формальных должностей с такими полномочиями.
Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург
В 1712 году столица России (до 1918 года)[1] была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. В ходе Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю. Там был основан первый в России город, построенный по европейским канонам. В него была перенесена столица, так как этот город был ближе к Европе и производил лучшее впечатление на иностранцев.
Александров Александр Данилович
Основатель современной школы геометрии в целом. Основные труды Александрова относятся к геометрии, где он открыл методы изучения метрических свойств фигур, породившие новый объект исследования — нерегулярные метрические многообразия