В процессе жизни человек сталкивается с различными проблемами; он чувствовал холод, и это заставляло его строить жилище, он хотел есть и это заставляло его возделывать поля и т.п. Все такие акты обладают общей структурой. В них входит некое изобретение, устройство с помощью человек надежно. По своей воле и с пользой для себя получает то, чего нет в природе, и в чем он нуждается. Подобное устройство зачастую подразумевает создание какого-нибудь предмета, приспособления, орудия, чье простое действие с неизменностью дает нам то, в чем мы нуждаемся.
Действия такого рода изменяют или преобразуют обстоятельства, природу и в результате возникает то, чего до сих пор не было. Это и есть технические действия, свойственные исключительно человеку. А совокупность таких актов не что иное, как техника, которую можно определить, как преобразование человеком природы с целью удовлетворения потребностей. Последние - это категорические требования, предъявляемые человеку природой. Итак, техника – реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой и человеком возникает некий посредник – сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной. Техника – это преобразование природы, той природы, которая делает нас нуждающимися.
Технические действия вовсе не предполагают целью непосредственное удовлетворение потребностей, которые природа или обстоятельства заставляют испытывать человека. Наоборот, цель технических действий – преобразование обстоятельств, ведущих к значительному сокращению роли случая, уничтожению потребностей и усилий, с которыми связано их удовлетворение. Если животное, как существо нетехническое, всегда должно мириться во всем, что ему предзадано, то человек, благодаря техническому дару, всегда находит в своем окружение все необходимое. Человек творит новые, благоприятные обстоятельства и выделяет из себя сверхприроду, приспосабливая природу как таковую к собственным нуждам. Техника противоположна приспособлению субъекта к среде, представляя собой приспособление среды к субъекту.
Этот бунт противоречия своего окружения, это неудовлетворение миром и состоянием человеческого удела. Вот почему его присутствие в мире всегда связано с изменением природы.
Напрасны любые усилия изучать технику как самостоятельное образование.
Подведем итог.
1) Нет человека без техники.
2) Техника крайне изменчива и нестабильна, поскольку всецело зависит от представлений, которые в каждую историческую эпоху складывались у нас относительно благосостояния. В эпоху Платона китайская техника во многом превосходила греческую.
3) Еще один вопрос: обладала техника прошлых эпох чем – то общим, т.е. была ли у ее разновидностей некая сквозная ветвь, развитие которой и давало новые открытия? Тогда уже можно было говорить о безусловном техническом прогрессе.
Как уже было сказано, к техническим действиям относятся не те действия, где мы прикладываем усилия, чтобы непосредственно удовлетворить наши нужды – элементарные или избыточные, технические действия, наоборот, такие где мы, во-первых, прикладываем усилия, чтобы что-то изобрести, и, во-вторых, стремимся выполнять план деятельности который позволяет:
1. Прежде всего обеспечить удовлетворение элементарных потребностей.
2. Добиться этого минимальной ценой.
3. Создать новые возможности, производя вещи и давая жизнь явлениям, отсутствующим в человеческих обстоятельствах.
Два решающих признака любой техники:
1. Она уменьшает, а за частую сводит на нет усилия, обуславливающие обстоятельства.
2. Добивается этого, изменяя своим воздействием обстоятельства так, что они принимают новые формы, облегчают жизнь.
Таким образом, техника – это усилие ради сбережения усилий. Иными словами, это действие, которое мы предпринимаем, чтобы полностью или частично избежать забот и дел.
Вопросы техники перерастают в вопрос о бытии человека в мире. Человеческое существование, пребывание в мире вовсе не означает насильного присутствия, человек – онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы, т.е. ей трансцендентна. Жить означает иметь дело с миром, обращаться к миру, действовать в нем, заботиться о нем. Жизнь тождественна деятельному производству, активному творчеству. Оно не мыслимо без технических изобретений и создание мира технических средств. Реализация человека человеком своего бытия в мире невозможна без сбережения человеком своих усилий, которое осуществляется человеком благодаря технике и в технике. Миссия техники – освобождение человека от его слитности с природой, от затраты усилий на мир технических средств.
Ортега выделял три стадии технических революций исходя из принципа отношения человека и техники:
1. Техника случая.
2. Техника ремесла.
3. Техника человека-техника.
Техникой случая является техника, где в роли человека-техника выступает случайность, способствующая изобретению. Такова первобытная техника и техника доисторического человека. Основные принципы, признаки этого периода:
1. Набор технических актов первобытного человека весьма ограничен, мало того, объем таких действий настолько незначителен, что не может быть и речи о выделении их в особое образовании, отличных от совокупности естественных или природных актов, безусловно занимает в жизни дикаря несравнимо важное место.
2. Простота и скудность первобытной техники приводит к тому, что связанные с ней действия могут выполняться всеми членами общины, т.е. все разводят огонь, мастерят луки и т.д. Техника не выделяется из всевозможных занятий.
3. Неосознанным обычно остается и самый очевидный и характерный технический момент – произведение открытий. Первобытный человек еще не ведает о своей способности изобретать и на этом этапе открытие не представляет собой результат целенаправленного поиска.
Перейдем ко второй стадии технической революции – ремесленной технике. Эта техника Древней Греции доимператорского Рима и Средневековья. Вот перечень некоторых признаков:
1. Набор технических актов необыкновенно расширился. Однако – это очень важно – он еще не настолько богат, чтобы в случае внезапного исчезновения, кризиса или застоя основных технических видов общества оказался под угрозой. Да и различие между жизнью, которую ведет человек на данной стадии благодаря имеющейся у него технике, и жизнью, которую вел бы без нее, далеко не столь радикальны, чтобы в случае краха всех технических типов человек уже не смог вернуться к первобытному строю.
2. Метод усвоения весьма мало способствует пониманию техники как общей или неограниченной в своем росте функции. На данном этапе факты открытий так и не способствуют сколько-нибудь иному пониманию техники как таковой. Так или иначе, все скудные изобретения той или иной поры, имеющие фундаментальное значение, должны были неизбежно патетически возвышаться над повседневностью биологических навыков.
И, наконец, третья стадия. На этой стадии человек получает достаточно четкое представление, что он известен способностью, абсолютно отлично от тех жестких и неизменных задатков, которые заставляют его природу существовать. Теперь он видит, что техника – это не случай, но также и неопределенный, ограниченный выполнением каких-то конкретных действий тип человека.
Другие работы по теме:
Философская концепция Маркса
Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистической философии. В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, тде господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения.
Наука как феномен культуры
Наука масштабно используется в развитии техники и технологий, в организации и осуществлении производства материальных благ и всей материальной культуры. Научные рекомендации находят воплощение в освоении природы, в государственном управлении, обосновании прав и свобод личности, смысла жизни, в решении многих других задач.
Курс социальной философии
ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Это общество, законы его развития. одходы в анализе общества функциональный структурный динамический Основной вопрос социальной философии – отношение общественного сознания к общественному бытию:
Основные идеи марксистской философии
К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс 1820-1895). Главная работа Маркса-капитал", одна из работ Энгельса - "Анти-йоринг". Существует 3 группы основных идей философии Маркса:
Основные идеи марксистской философии
Основных идей философии Маркса. Общественное бытие - материальная жизнь общества. Производительные силы. Производственные отношения. Тип общества. Общественное сознание.
Материалистическое понимание истории в марксизме
Трактовка в марксистской литературе исторического материализма как распространения философского материализма на понимание общественного развития. Категории "общественно-экономическая формация", "общественные отношения", "историческая закономерность".
Понятие герменевтики
В собственно теоретико-познавательном смысле под герменевтикой имеется в виду истолкование, понимание текстов. Этот термин стал употребляться в философском смысле в раннем немецком романтизме.
Религиозное понимание техники
67645.0.1287434051.doc Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и о судьбе культуры. В XIX век – век маловерия, единственной сильной верой цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие. Человек жаждал чуда для веры.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Моспи-экзаменационное исследование
Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена Психолого-педагогический факультет Практическая работа по курсу: “
Психологическая диагностика как наука
Исторические корни современной психодиагностики. Предмет психодиагностики как научного знания. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.
Что такое счастье?
Счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Я считаю, что счастья как такового быть в реальном мире, в повседневной жизни, не может. Человек, считающий себя счастливым - это тот человек, который по определению не должен иметь никаких проблем.
Сравнительный анализ политической культуры
Сергей Мельников, группа М1-42 Сравнительный анализ политической культуры Человек, его роль о обществе и государстве. Доминирующие представления о динамике общественного развития.
: Измерения в телекоммуникациях
Соответственно повысилась и роль измерительной техники на сетях связи. Измерительные технологии в сетях современных телекоммуникаций должны сыграть конструктивную роль, т. е помочь в настройке и оптимизации сетей связи, поиске неисправностей, для разрешения конфликтных ситуаций
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 1
Учиться необходимо! Каждому человеку нужны знания в повседневной жизни. Надо уметь читать, писать, считать. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. Нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира.
Современны ли сейчас понятия доброта , милосердие , отзывчивость
Пожалуй, я начну с понятия слова «милосердие». Милосердие - готовность помочь, пожертвовать собой ради других, бескорыстно делать добро. Для меня милосердие - это прежде всего то качество, которое необходимо всем нам и которого сейчас очень не хватает. Милосердие часто отождествляют с верой в Бога, но лично я считаю, что это не одно и то же.
Сочинение на тему 8220 Что такое счастье 8221
У каждого человека понимание о счастье самое разнообразное. Также в зависимости от возраста понятие счастья меняется. Дети считают счастьем то, что родители их балуют, покупают разнообразные вещи, которые им только хотелось бы. Понимают их и всегда выслушают. Подростки хотят самоутвердиться, хотят быть нужными в этом мире и это для них является счастьем.
Что такое свобода
Сочинение-рассуждение с элементами цитирования Человек всегда во все времена стремилась к свободе. Только понимание свободы у всех разное. Я думаю, что свобода - это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, поскольку в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.
Цитатная характеристика Скалозуба и Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. СКАЛОЗУБ «Куда как мил! И весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах; Он слова умного не выговорил сроду, - Мне все равно, что за него, что в воду» Софья
Зачем нужно любить читать
Автор: Сочинения на свободную тему Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.
Самые уязвимые в нашем мире- это дети
Автор: Сочинения на свободную тему Детство -это самая светлая и яркая часть жизни человека.Приходя в этот мир слабое и беззащитное дитя может, рассчитывать лишь на помощь и заботу взрослых.Ребенок начинает познавать окружающую действительность в зависимости от того, как ему это преподносят. Каким вырастет малыш, во многом зависит от того, как относятся к этой жизни его родители.Какие ценности преобладают в семье, что занимает приоритетное положение - материальное или духовное -показатель того, чему отдаст предпочтение в будущем теперешний ребенок.Дети очень мягкий и податливый материал,что же мешает воспитать гармонично развитую личность, а что помогает этому процессу? Мне кажется, прежде всего поведение самих родителей.Кто из них думает о душе маленького человека,когда на глазах у него затевает скандал с соседкой или начинает осуждать друзей,знакомых, кто заботится о том ,какие шрамы
Причины февральской революции
Происходит рост недовольства народных масс как в тылу, так и нафронте. Это обусловлено несколькими причинами: 1. Ухудшается материальное положение народа: правительством устанав-ливаются низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что при-водит к ее сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия.
Причины февральской революции
Происходит рост недовольства народных масс как в тылу, так и нафронте. Это обусловлено несколькими причинами: 1. Ухудшается материальное положение народа: правительством устанав-ливаются низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что при-водит к ее сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия.
Что значит быть успешным человеком
Я думаю, что успешным человеком можно считать того, кто добился поставленных перед собой целей и остался доволен своими достижениями. Для каждого успех может значить совершенно разные вещи. Это не только деньги. Можно быть богатым, но при этом хотеть чего-то ещё: интересную работу, признание, определённое положение в обществе… Успех – это и моральное, и материальное удовлетворение, когда ты добился того положения в жизни, которое считаешь подходящим для себя.
Джек Лондон
Джек Лондон (Jack London) (1876г. - 1916г.) - американский прозаик, новеллист, публицист.