Кафедра философии и социологии СЛИ Старший преподаватель философии Захарова Л.И.
УДК-006
Сыктывкар 2001г.
Роль схемы в процессе реализации государственного стандарта.
Государственный общеобразовательный стандарт способствует формированию системных знаний, так как нередко знания бывают систематичными, но не системными, т.е. разрозненными, изолированными, несистематизированными. Наличие системных знаний предполагает и сформированность умственной самостоятельности студентов, так как осмыслить - это значит сделать познаваемый объект предметом мысли и реально осознать его сущность, внутренние и внешние связи. Условием успешного овладения системой знаний является соблюдение принципа системного подхода, характеризующего следующими чертами:
• Познание анализируемого предмета как целостности через анализ свойств элементов, его составляющих, и наоборот, анализ свойств элементов, исходя из характеристики системы;
• Фиксация предмета анализа в действии, в непрерывном изменении;
• Рассмотрение каждого компонента предмета анализа, каждой его подсистемы, как системы, а самого анализируемого предмета как подсистемы системного образования более высокого уровня иерархичности. В преподавании системный подход решает следующие строго взаимосвязанные задачи:
- осознание преподавателем своей системы деятельности по реализации стандарта, ведущей к систематизации знаний;
- выделение и отбор критериев для анализа измерения сформированности умственной самостоятельности студентов. На мой взгляд, наиболее эффективным приемом, позволяющим решить вышеуказанные задачи, является использование схемы, которая играет роль операционной основы, выступает и как прием преподавания, и как прием учебного познания. Такой подход к характеристике схемы дает возможность использовать ее и на уровне первоначального усвоения знаний, и на уровне овладения тематическими знаниями и на завершающем уровне создания системы знаний, т.е. на различных уровнях формирования системных знаний.
Поясним смысл сказанного, исходя из практического опыта. Разработка системы деятельности преподавателя по реализации государственного стандарта, представляющего сплав знаний и умений, осуществляется по формуле: цель - средства - показатели умственной самостоятельности на основе соблюдения принципа системного подхода.
Возникновение первоначального образовательного уровня проходит в процессе лекционной работы преподавателя со студентами. На этом этапе рассматриваются основные философские идеи, учения, дается количественная и качественная характеристика сторон, свойств, особенностей философских понятий. Механизм обобщения осуществляет схема, которая позволяет найти такие понятия в стандарте, которые связаны наибольшим числом связей с другими понятиями. Например, таким понятием при изучении являются: бытие, движение, пространство, время. Итак, схема помогает студенту в усвоении первоначальных знаний по предмету, формируя понимание понятий, как определенное целостное образование, как систему.
Но стандарт предусматривает не только понимание отдельных понятий, но и требует от студентов умения находить, сравнивать, обобщать в явлениях и процессах существенные признаки, обосновывать причинно-следственные связи. Например, стандарт требует установления и выявления более глубоких связей по следующим темам: «Сознание и познание»; «Человек и природа» и т.д., поэтому и в формировании тематического общеобразовательного уровня ведущая роль принадлежит схеме, которая делает развитие умственной самостоятельности студентов осознанным, планируемым процессом. Выполнение заданий при подготовке к семинару типа: 1) составьте схему по следующему тексту с пояснением, 2) составьте схему с пояснением по следующим понятиям, обеспечивает более глубокое осознание студентами изучаемого материала по темам, так как схема остается по-прежнему операционной основой, помогающей установлению способа связей этих понятий на уровне микроструктуры. Следовательно, схема в данном случае играет направляющую роль в выявлении субординационных отношений между понятиями микроструктуры по темам.
Велика роль схемы и в выявлении способа связей понятий, идей с внешней средой на уровне макроструктуры. Это происходит при формировании итогового образовательного уровня, который является высшим уровнем мыслительной деятельности студента. На этом уровне восстанавливаются системообразующие понятия, при помощи которых формируются представления о материальном единстве мира, происходит осознание их иерархии. Приведенная в качестве образца схема по теме «Диалектика, ее принципы и содержание» еще раз подтверждает, что она является важнейшим приемом раскрытия системного подхода в процессе реализации стандарта и формирования умственной деятельности студентов.
Положение стандарта: «Человек, общество, культура» требует систематизации и углубления знаний студентов, поэтому вновь обращаемся к схеме, которая выполняет роль связующего звена между системой знаний, изложенных в стандарте и практическим овладением этой системой. Таким образом, схема, с одной стороны, формирует умственную самостоятельность студентов, так как приучает их осуществлять анализ свойств, сторон предмета, объекта в непрерывном изменении, исходя из характеристики системы. С другой стороны, схема четко определяет рамки, границы этой сформированности, помогая преподавателю решить проблему выделения критериев для определения уровня сформированности умственной самостоятельности обучаемых.
Мною установлено, что широкое применение схемы, как приема учебного познания на занятиях во-первых, содействует рациональному запоминанию и обобщению материала, во-вторых, способствует приведению знаний студентов в определенную систему, что важно по философии, в-третьих, побуждает обучаемых к творческой самостоятельной работе, повышает активность студентов при проведении практических занятий, увеличивает число студентов, получивших на экзамене «4» и «5».
Таким образом, ценность схемы как приема раскрытия изучаемого материала заключается в ее практической направленности: переносить знания в новые условия, обосновывать переходы от одной составной части к другой.
Обобщая сказанное, можно сказать, что схемы, основанные на соблюдении принципа системного подхода, являются залогом успешного создания не только системы знаний студентов, определяемых государственным общеобразовательным стандартом, но и системы собственной деятельности преподавателя, т.е. схема выступает как прием творческого самовыражения преподавателя. Именно об этом писал В. Сухомлинский: «В выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя».
Подпись Дата
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Броуновская экономика
Лекция по экономике №1 Броуновская экономика Философия хозяйства является основой современной экономики. философия хозяйства зародилась давно и берет начало от Сократа и Платона, но в современном этапе экономического развития в начале прошлого века для большинства экономистов открыл Булгаков С.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Почему философию принято называть теоретическим мировоззрением
3. Как Вы думаете, ? Вряд ли можно спорить с тем, что философские взгляды играют важную роль в мировоззрении людей. Значительность этой роли нередко побуждает к тому, чтобы саму философию понять и определить с помощью отсылки к мировоззрению. Представить её, как теоретическую форму мировоззрения или как его теоретическое ядро.
Марксистская философия 3
Марксистская философия Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия и религия сходства и отличия
Философия и наука: сходства и отличия Перечислим аспекты, подтверждающие сходство философии и науки: 1) выражение знания в теоретической форме; 2) общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности; 3) кумулятивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов); 4) постепенный переход от предметной к проблемной ориентации; 5) одновременное возникновение; 6) институционное оформление в XVΙΙ веке.
Древне-восточная философия, сходство и различие
Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.
История философии
Тестовые задания по теме «История философии» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания История философии Философия древности Философия Средних веков
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Аналитическая философия
Аналитическая философия, направление современной буржуазной, главным образом англо-американской, философии, которое сводит философию к анализу языковых и понятийных средств познания.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Философия Дании
Для развития датской философии характерны переработка идей, заимствованных из Германии и Англии, отсутствие склонности к систематическим построениям, тяготение к этической и психологической проблематике.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Философия и Религия 7
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо
Русская философия XIX века 2
Text Text - человек есть соединение материального и духовного - жизнь человека возможна в коллективе - история движется по божественному
Предмет философии и ее функции
Предмет философии и ее функции Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
Лавров Петр Лаврович
Лавров Петр Лаврович - философ и социолог, революционер, теоретик народничества.
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. №696 представляются следующие рекомендации по изучению предмета «История и философия науки» и проведению экзамена по этой дисциплине
Античная философия в I.IV вв. н. э
Философия Античная философия в I.IV вв. н. э Реферат 2007 Координаты: электронная почта acher@wiseowl Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl
Корректировка некоторых афоризмов
Философия начинается там, где кончается проявление эмоций в форме видимых реакций, где вся энергия эмоций направляется на работу мозга, осмысляющего породившую эмоции ситуацию.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
Килби (Kilby) Джек
КИЛБИ (Kilby) Джек, американский инженер-электронщик, создатель первой в мире интегральной схемы.
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.