План:
1) Французское Просвещение XVIII века и его основные черты.
2) Идея общественного прогресса.
3) Понятие цивилизации
4) Представления о государстве.Теория разделения властей.
1) Французское Просвещение и его основные черты.
18 столетие в истории Европы известно под названием "века Просвеще-
ния".В первую очередь,это был век Вольтера,Руссо,Дидро,Монтескье,Кон-
дорсэ,француских философов,развивавших цельную и достаточно стройную
философскую концепцию - концепцию Просвещения.
В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений,кото-
рые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветите-
лей на общество и общественное развитие.
* Важнейшим элементом,основной философии Просвещения было убеждение в
том,что все существующее в мире не только может,но и должно быть
объяснено на основе разума,т.е. рационалистически.Просветители явля-
лись прямыми наследниками "научной революции 17 столетия",связанной
с открытиями Ньютона,Декарта,Галилея.Смысл ее может быть прекрасно
передан знаменитой фразой Галилея:"Природа,синьор,насмехается на ре-
шениями и повелениями князей,императоров и монархов и по их требова-
нию не изменила бы ни на йоту свои законы и положения".Деятелям "на-
учной революции 17 в." было введено понятие научного закона как объ-
ективной и независимой от желания человека связи между явлениями
природы.Просветители распространили это понятие и на общество.По
мнению философов Просвещения,не только природа,но и общество должно
быть подвергнуто беспристрастному научному анализу,осмыслено рациона-
листически,с точки зрения действующих в обществе законов,
* Важнейшим законом развития общества философы - просветители считали
то,что оно развивается от менее развитых форм к более развитым,т.е.
по пути прогресса.Именно просветителями была введена в философский
оборот идея общественно - исторического прогресса,
* Рационализм в сочетании с идеей общественно - исторического прогрес-
са служил в теориях просветителей обоснованием для критического ана-
лиза существующей общественной действительности.Критерием разумности
существующих общественных институтов служило прежде всего их соот-
ветствие требованиям разума,естественным правам человека (к ним от-
носились независимость личности и признание свободы человека),идее
прогресса.Современный общественный порядок порицался просветителя-
ми.Они критиковали абсолютную власть монарха,сословный строй,ограни-
чение личных прав и свобод,религиозные суеверия и невежество.Просве-
тители сформулировали стройную концепцию реформ,охватывающих все
сферы общественной жизни,направленную на достижение так называемого
"общественного блага",общественного строя,при котором удовлетворяют-
ся потребности каждого члена общества,
* Осуществление этой программы реформ они связывали главным услови-
ем:Просвещением общества,распространение в различных его слоях науч-
ных знаний,норм морали,искоренение суеверий и невежества.Публикация
знаменитой "Энциклопедии" под руководством Дени Дидро рассматрива-
лась как первый шаг к просвещению общества,
* Особые требования предъявляли просветители к верховной власти.Они
по-разному трактовали вопрос о происхождении государства, но были
одинаково убеждены в необходимости установления власти просвещенных
правителей,которые на основе общих философских доктрин разрабатывают
программу конкретных политических действий и реформ.
Сказанного достаточно,чтобы понять,почему именно Просвещение стало
идейной основой Французской революции 18 века,направленной против
"старого порядка":абсолютизм короля,сословного строя,бесправия
кресть-
ян,революции,выдвинувшей знаменитый лозунг "свободы,равенства и братс-
тва".
Теперь разберем подробнее отдельные аспекты воззрений философов -
просветителей.
2) Идея общественного прогресса.
Идея общественно - исторического прогресса в определенном смысле бы-
ла ядром философии просвещения.
1Далее необходимо включить материал о:
а) понятий общественно-исторического прогресса у Кондорсэ,
б) критерии общественно-исторического прогресса у просветителей и
дать их оценку с точки зрения последующего исторического опыта и сов-
ременных представлений (см.вопрос о "понятии и критерии
общ.ист.прог.")
3) Понятие цивилизации.
Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие циви-
лизации.По их мнению,цивилизация представляла собой,с одной сторо-
ны,определенный этап в развитии человеческого общества,следующий за
дикостью и варварством,с другой ,- всю совокупность достижений челове-
ческого разума т их воплощений в общественной жизни различных народов.
Употребляя термин Цивилизация в первом его значении,они подчеркива-
ли,сто цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отлича-
ют:возникновение пашенного земледелия,появление государства и писанно-
го права,городов,письменности.
Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого ра-
зума,они имели в виду признание естественных прав человека,уважение
его прав и свобод,осознание верховной властью ответственности перед
обществом,открытия науки и философии.
4) Представления о государстве.Теория разделения властей.
Большое значение просветители придавали государству.Напомним,с поли-
тикой государства они связывали надежды на успех общественных преобра-
зований и достижение "общего блага".
В философии Просвещении развивались различные варианты теории об-
щественного договора.Многие просветители разделяли концепцию Дж.Локка
(необходимо подробно рассказать о ней - см.вопрос "теория общ.до-
гов.).Своеобразный вариант теории общественного договора разработал
Руссо (необходимо подробно рассказать о взглядах Руссо - "теория
о.д.")
В рамках общей концепции Локка развил свою знаменитую теорию разде-
ления властей Шарль Монтескье (1689-1755).В трактате "О духе законов"
он утверждал,что идеальный государственный строй должен быть построен
на основе принципа разделения властей,т.е. независимости в своих сфе-
рах трех ветвей власти - законодательной,исполнительной и судебной.По
его мнению,такое разделение властей устанавливает их равновесие,не да-
ет простора для злоупотребления ,гарантирует соблюдение норм "общего
блага".Законодательная власть,опирающаяся на народное представитель-
ство,уравновешивает исполнительную власть короля и при это обе они
признают независимость третьей,судебной,власти.
Теория разделения властей,восходящая к некоторым идеям Аристоте-
ля,является важнейшим элементом современной представительной демокра-
тии.
Основные понятия:
Просвещение,рационализм,теория разделения властей,общественный дого-
вор,"общее благо".
Вопросы и задания:
1) Дайте определение основным понятиям темы.
2) Какие представления лежали в основе философии Просвещения?
3) Почему философия Просвещения явилась идейной основой Французской
революции 18 века?
4) Какие представления Просвещения отвергаются современным обществоз-
нанием? Используйте материал предыдущих тем.
Другие работы по теме:
Цивилизация
В XIX веке цивилизация обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и была частью концепции европоцентризма.
Философия XVIII века
Введение 1 Предыстория 2 Список философов XVIII века Введение Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам.
Философия французского просвещения Общая характеристика и основные проблемы.
Философия французского просвещения: Общая характеристика и основные проблемы. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.
Дефиниции цивилизации в русскоязычных энциклопедиях и энциклопедических словарях
Понятие цивилизация появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке цивилизация обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и была частью концепции европоцентризма.
Философия Нового времени
Индуктивная логика. Философия Ф. Бэкона, Дж. Локка и Т. Гоббса. Материалистическое учение Рене Декарта. Идеалистический сенсуализм Беркли и Юма. Французские философы-просветители. Девиз "Знание – сила" стал отражением духа новой эпохи.
Философия эпохи Просвещения во Франции
Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы и отличительные черты. Анализ концепций человека и общества в трудах выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Описание социально-философского значения французского Просвещения.
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Музыкальная культура эпохи просвещения
Классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) – стиль в искусстве XVII – XVIII вв. Название «классицизм» происходит от обращения к классической древности как высшей норме эстетического совершенства.
Товароведение книжных товаров
080402.51 « ». « - ». « », « », « », « » . . . 1. - « XIX XX . , , , , , ), , , .
Жан Жак Руссо – мысли и афоризмы эпохи просвещения
В книге «Об общественном договоре» Руссо воспел тот период в истории человечества, когда ещё не существовало частной собственности, все люди были равны и жили, по его мнению, более счастливо, чем сейчас.
Конфликт поколений в романе Отцы и дети
Конфликт поколений в романе "Отцы и дети" Автор: Тургенев И.С. В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Д. И. Фонвизин широко известен как автор комедии "Недоросль", как отличный сатирик. Комедия "Недоросль" была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. В своем произведении он затронул самую важную проблему того времени.
Французские просветители XVIII века
Во Франции просветители не имели большого влияния. Их уделом было своего рода отщепенство, порождавшее политический радикализм и мессианские настроения (представление об особой роли, предназначении).
Классицизм в 18 веке
Новый, просветительский К. сосуществует на протяжении 18 в. с просветительским реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением.
Вишняков, Иван Яковлевич
Введение 1 Биография и творчество 2 Иллюстрации Список литературы Введение Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в (1699—1761) — русский портретист XVIII века, представитель стиля рококо.
Нордизм
нордицизм (нем. Nord — север) — разновидность расизма; псевдонаучная[1][2] теория, в основе которой лежит утверждение о превосходстве северной (нордической) расы над другими расами человечества. Основоположниками считаются французские социологи Жозеф Артюр де Гобино и Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж).
Ривьер дю Сюд
(фр. Riviиres du Sud, «южные реки») — бывшая французская колония в Западной Африке на территории, примерно соответствующей прибрежным районам современного государства Гвинея.
Опришки
Введение 1 См.также Список литературы Введение Опри́шки (укр. опришки, от лат. oppressor - уничтожитель, нарушитель) — народное повстанческое движение, существовавшее с XVI по XVIII века в Галиции, Прикарпатье, Закарпатье и Покутье, было направлено против крепостного права и крупных землевладельцев.[1]
Всякая всячина
«Вся́кая вся́чина» — российский сатирический журнал, выходивший во второй половине XVIII века, в период правления Екатерины II. Издавался с 1769 года.
Шекинское ханство
Введение 1 История Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах№ • Мугань Чухур-Саад • Шабран • Ширван
Приказ Казанского Дворца
Введение 1 Административная структура 1.1 Список руководителей Введение Приказ Казанского дворца (Казанский приказ) — один из центральных государственных органов России в середине XVI — начале XVIII вв. Образован в 50—60-е годы XVI века. Осуществлял административно-судебное и финансовое управление территориями главным образом на юго-востоке России: Мещёрой и Нижегородским уездом (до 1587 года), Казанью со Средним и Нижним Поволжьем и Башкирией (со времени присоединения и до начала XVIII века), городами бывшего Астраханского ханства (в XVII веке были в ведении Посольского приказа), Урала и Сибири (с 1599 по 1637).
Приписные крестьяне
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. [1] Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно.
Люксембург во Второй мировой войне
Люксембург подвергся нападению Германии 10 мая 1940. В августе 1942 Люксембург был включён в состав Германии, поэтому многие люксембуржцы были призваны на службу в вермахт.
Жедринские дворянский род
Жедринские — русский дворянский род. Их предок, Лука Лукич Жедринский, владел поместьями в середине XV века. Его правнук Григорий был убит при взятии Казани. Двое Жедринских убиты под Конотопом, а Степан Жедринский убит Стенькой Разиным, в 1671, под Симбирском. Род Жедринских внесен в VI часть родословной книги Орловской, Саратовской, Тульской и Пензенской губерний (Гербовник, V, 54).
Хаскала
Мозес Мендельсон (1729—1786) еврейско-немецкий философ. Основоположник «Хаскала». Его идеи оказали огромное влияние на развитие идей реформизма в иудаизме.
Вопросы к зачету по Истории Отечества
Вопросы для экзаменов и зачётов по истории Отечества История как наука. Древнейшие цивилизации. Понятие цивилизации. Образование Древнерусского государства: основные этапы, главные события.
Кикладская цивилизация
Введение 1 Хронология Список литературы Кикладская цивилизация Введение Кикладская цивилизация, археологическая культура бронзового века, распространённая в 3—2 тысячелетиях до н. э. на островах Киклады. Первые поселения человека на островах относятся ко времени среднего (Мавроспилия на Миконосе) и позднего неолита (Салиагос между Паросом и Антипаросом), то есть к 5—4 тысячелетиям до н. э.
Фирсов, Николай Николаевич
Николай Николаевич Фирсов (18 (30) сентября 1864(18640930), Казань — 7 апреля 1934, Москва) — русский историк, специалист по истории российского города, торговли и промышленности XVIII века, народных движений XVII—XVIII веков, революционного движения XIX века и др.
Альтести, Андрей Иванович
Андрей Иванович Альтести — государственный деятель Российской империи. Андрей Иванович Альтести родился в городе Рагуза в середине XVIII века. Во времена правления императрицы Екатерины II Альтести вступил в русскую службу в Коллегию иностранных дел. Андрей Иванович Альтести исполнял (вместе с Грибовским и Рибасом) обязанности секретаря практически всесильного в то время Платона Александровича Зубова и пользовался его полным доверием.
Конституция I года
Конституция I года (фр. Constitution de l'an I) — французская конституция, принятая Национальным конвентом 24 июня 1793 года. По сравнению с конституцией 1791 года, якобинская конституция только с большей силой настаивает на верховенстве нации и на праве сопротивления, даже возмущения, в случае нарушения правительством прав народа, и, подобно жирондистскому проекту, содержит в себе постановления об общественной помощи и общественном образовании.
Антропология как наука
Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией.