Альтруизм (фр. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей.
Термин «А.» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию «эгоизм»; вслед за Контом это понятие активно использовалось Г. Спенсером. В 19 в. под влиянием утилитаризма А. понимался как ограничение личного интереса ради общего, а в некоторых интерпретациях именно общественного интереса. Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, А. шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своем существенном содержании принцип А. был воплощен в заповеди любви. Принципом А. не исчерпывается христианская заповедь милосердия, впервые встречающаяся в Пятикнижии и принятая в христианстве в качестве основополагающего нравственного закона. В новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе А., а содействие благу другого рассматривается как основа морали вообще. В эпоху Просвещения, в учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, А. Смита, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердера, И.В. Гёте и др., в 19 в. в учениях Л. Шопенгауэра и B.C. Соловьева благожелательности как принципу человеческих взаимоотношений, в которых благо другого является приоритетным к личному благу, придается исключительное значение.
В 19 и нач. 20 в. А. как нравственный принцип стал предметом критики христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что новоевропейский А. неприемлем как человекоугодие, при котором забываются Бог и обязанность человека угождать Богу и выполнять все его заповеди (К.Н. Леонтьев). Христианская критика А. была обусловлена тем, что концепция А. вырастает из традиций европейского гуманизма, из стремления понять добродетели человека секуляризованного, а нравственность — как выражение потребностей и интересов человека, включенного в отношения с др. людьми, в общественные связи. В качестве нравственного принципа А. отвергался и как «учение буржуазно-демократической морали» (Н.А. Бердяев), как абстрактный и формальный принцип. Однако Соловьев трактовал А. именновдухе заповеди любви, распространяя ее на отношение как к др. людям, так и к др. народам. В марксизме А. отвергался как иллюзия, как идеологическое средство, призванное оправдать капиталистическую эксплуатацию. Ф. Ницше отвергал А. как одно из выражений «морали рабов».
Во втор. пол. 20 в. философско-этическая проблематика, связанная с А., получила развитие в исследованиях помогающего, или шире — «просоциального», поведения, в которых А. анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности и т.д. Эта проблема переосмысливается также в контексте этики заботы (К. Гиллиган, Н. Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям социобиологии (Р. Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки А. и функциональную неопределенность того, что принято считать «личным интересом». Однако действительная проблема, отраженная в дилемме «А. — эгоизм», заключается в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как видно из определения А., речь идет о содействии не общему интересу, а именно интересу др. человека как возможно равного и непременно как ближнего, и уточняется, что А. необходимо отличать от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о благе другого, в особенности когда другой не может считаться в полной мере суверенным и судить о том, что составляет его действительный интерес.
Другие работы по теме:
Этика утилитаризма
Контрольная работа по дисциплине ЭТИКА БИЗНЕСА И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА «Этика утилитаризма» Этика утилитаризма Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является теория утилитаризма. Утилитари́зм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
Ценности и идеалы профессиональной социальной работы
Социальные ценности как общепризнанные поведенческие стандарты, их основа и уровни. Философские ценности и идеалы. Моральные качества социального работника: гуманность и альтруизм. Этический кодекс и его принципы. Личные и профессиональные ценности.
Истинное сознание и сознание неистинное
Актуальность проблемы сознания человека. Научное понятие сознания и его классификация. Определение и структура сознания. Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм. Истинно нравственная сфера сознания.
Эволюционная этика
Эволюционный подход в этике был разработан английским философом Гербертом Спенсером (1820-1903) как приложение более общего и синтетического эволюционного метода к этике.
Русский космизм Н. Ф. Федорова
Русский космизм Н. Ф. Федорова Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.
Мировоззрение. Смысл человеческой жизни
Мировоззрение. Смысл человеческой жизни Каждый человек задается мыслью, для чего я живу на Земле? И пытается понять в чем смысл человеческой жизни. Многие тысячи лет человечество пыталось дать ответ на вопрос в чем смысл жизни?
Концепция эволюционной этики
С О Д Е Р Ж А Н И Е В В Е Д Е Н И Е 2 ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКИ 4 1. Исторические корни эволюционной этики. 4 2. Отправная точка - животный мир. 7 3. Поиск эволюционного субстрата морали. 9
О греческих ласках и ласках Кофрея
Греческие ласки и ласки Кофрея - основные виды ласк, предназначенные для разжигания страсти в половых органах как мужчин, так и женщин перед совокуплением.
О половом альтруизме
Альтруизм должен быть принципиальным стремлением каждого из супругов. Древнеиндийский трактат «Ветки персика» прямо требовал от мужчины обеспечивать при каждом половом акте максимальное наслаждение женам.
О «практике Карренца»
О вреде пролонгированного полового акта в свое время много писали. Однако, жизнь показывает, что многие мужчины без каких-либо осложнений практикуют его на протяжении всей половой жизни.
Мальчики и девочки: 11 различий
Наука утверждает: никаких фактов в пользу того, что женские мозги устроены принципиально иначе, чем мужские, ей не известно, тем не менее очевидно, что мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне.
10 законов богатства
Самая большая разница между богатыми не в размере банковского счёта или той собственностью, которой они владеют, а в их убеждениях. Люди достигают не того, на что они способны, а того, чего, по их мнению, они могут достичь.
Биологическое и социальное в человеке
Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека.
Понятие об альтруистической мотивации
Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица иди социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями.
Как избегать конфликтогенов
Конфликтогенами принято называть слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликт», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».
Защитные формы альтруизма
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Факультет психологии Кафедра общей психологии Реферат на тему: "Защитные формы альтруизма"
Психология альтруизма и жизненного успеха
Альтруизм как обостренное чувство совести в системе личности. Анализ представлений о любви в юношеском возрасте. Психологические особенности альтруизма личности, их роль в учебно-воспитательном процессе студентов социально-психологического факультета.
Самоуважение и уважение к другим
Методы и способы формирования у подростков позитивной Я-концепции и развития эмпатии в межличностных отношениях. Упражнение для определения понятия самоуважения. Определение позитивных качеств. Формирование уважения к окружающим как цель занятия.
Теория международных отношений
Работа по теории международных отношений студента группы № 219 Левашова Ильи. Прежде, чем говорить о нормах человеческого поведения, необходимо уяснить себе вопрос о том, существуют ли биологически запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека. Вопрос этот очень сложный и запутанный.
Краткое содержание Посмертные записки Пиквикского клуба Чарлз Диккенс
Пиквикский клуб — ассоциация, включающая в себя Корреспондентское общество, членами которого являются путешествующие по прилегающим к Лондону графствам Сэмюел Пиквик, Треси Тампен, Огастес Снодграс, Натэниел Уинкль. Взяв на себя обязанность информировать клуб «о своих изысканиях, наблюдениях над людьми и нравами», воссоздавая «картины местной жизни или пробужденные ими мысли», члены П. к. предоставляют автору обильный материал для расцвеченного комизмом очерка повседневности, в гуще которой развертываются эксцентрические приключения персонажей.
Раскольников в системе образов романа Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между Добром и Злом — эта проблема стояла и будет стоять перед человечеством всегда. В романах Федора Михайловича Достоевского этот поединок разворачивается в душах отдельных людей. Полярность божеского и дьявольского начал, бурное столкновение света и тьмы раскрываются в самой глубине бытия.
Этология и социобиология
Становление, содержание, предмет и методы этологии как полевой дисциплины зоологии, изучающей поведение животных. Современное представление о развитии их психики. Социобиология как междисциплинарная наука об основах социального поведения живых существ.