.
Творческая работа по курсу «Русская философская культура ХХ века»
Татарникова Ю.
РУДН
Любое рассмотрение творчества Василия Кандинского непременно оказывается связанным с его отказом от предметного, фигуративного в живописи. С его живописных «импровизаций» и «композиций» началась история абстрактного искусства. Книга «О духовном в искусстве», написанная им в 1911 году, ставшая первым теоретическим обоснованием абстракционизма, перевернула все устоявшиеся представления.
Работа Кандинского «Текст художника. Ступени» была создана в 1918 году и представляет собой автобиографическую повесть. В ней художник затрагивает множество волновавших его тем: от детских воспоминаний о Москве до будущего философии. Однако все же основой всех размышлений становится раскрытие внутреннего мира художника. Если Кандинский говорит о тетушке, то потому что ей он обязан «зарождением моей любви к музыке, сказке, позже к русской литературе и к глубокой сущности русского народа»[1]. Воспоминания о красоте Мюнхена, родной Москвы и окружающей их природы оказываются связанными с размышлениями о слабости сил художника и искусства в целом по сравнению с природой.
После долгих лет сомнений, Кандинский приходит к выводу, что «цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики, а значит, и одинаково сильны»[2]
. И именно эта мысль открыла для Кандинского различные миры малого, существующего незаметно. Так ожила для него точка в покое и в движении (т.е. линия). Так сделал он первый шаг к абстрактному искусству.
По мере развития абстрактное искусство приобретало все новые и новые формы, аспекты, отношения, словом, свою собственную теорию.
Рассмотрение этой теории, представленной Кандинским в «Ступенях», привело меня к выводу о сходстве основных ее моментов с аспектами классической философской теории. В своей работе я попытаюсь остановиться на наиболее важных, на мой взгляд, положениях.
Абстракция и время
Переход к абстрактной живописи не был для Кандинского внезапным, ему предшествовал длительный период восхищения классикой, изучения классики, попыток ей подражать. Многие художественные приемы, разгаданные Кандинским у классиков художественного искусства, стали частью его собственной теории и практики живописи. Одним из таких основных приемов стала возможность передачи времени на полотне, осуществленная Рембрандтом, и так поразившая Кандинского. Основное разделение светлого и темного на две большие части, растворение и слияние тонов второго порядка, открыли для Кандинского «сверхчеловеческую силу краски». Картина оказывается будто бы разделена, и приходится постигать сначала одну, а потом другую ее часть, что и создает эффект длительности. С философской же точки зрения, внутреннее время оказывается присущим картине. Это необходимо наделяет ее собственным автономным существованием. Таким образом, живописное полотно, даже если это просто пейзаж, перестает быть всего лишь удвоением уже существующего.
Абстракция и музыка
Творческое мышление Кандинского изначально и неразрывно было связано с музыкой. С детства любимая Москва, та самая, которую он никак не мог полно выразить на холсте, отразилась точнейшим образом, по его собственному признанию, в опере Вагнера «Лоэнгрин». Музыка понималась Кандинским как средство выражения душевной жизни художника: ведь она не расходует своих средств на воспроизведение явлений природы. Тяга к музыке отчетливо проявилась в тех названиях, которые давал художник своим произведениям: «импровизация», «композиция». Он не раз говорил о своей мечте о звучности, о полноте «хора красок». Возможно, это могло бы стать подходящей трактовкой его искусства: Кандинский просто рисовал музыку.
Абстракция и соучастие
Несколько лет занимался Кандинский поиском средств для «введения» зрителя в картину. Он стремился к тому, чтобы «зритель вращался в ней, и самозабвенно растворялся». Этому очень помогала способность не замечать предмет в картине, как бы проглядывать его. Развивая дальше свою теорию, Кандинский пришел к выводу, что предметность вредна его произведениям, и именно беспредметность дает возможность зрителю соучаствовать, погружаться в картину, воспринимать, чувствовать ее настроение.
Вдохновение
По убеждению Кандинского, вдохновением не только можно, но и нужно управлять. Неизбежной почвой для произведений большой внутренней сложности и глубины является необходимое длительное напряжение, усилие над самим собой. Талант возносит художника на высоты со стремительностью и силой, но лишь возносит, но не правит. Художник в состоянии вызвать в себе эти подъемы, быть может, только частично и случайно, в то время как сознательность и расчет – основные элементы его работы.
Творчество
Как и большинство творцов, Кандинский придает значение не только результату творчества, но и его процессу. Он даже поэтизирует этот процесс: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собою создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, ─ оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся, в конце концов в симфонию, имя которой ─ музыка сфер»[3]
.
Итак, создание произведения есть мироздание.
Форма и содержание
Что же касается этой важной философской категории, то здесь Кандинский занимает однозначную позицию: без совершенного содержания невозможна совершенная форма, дух определяет материю. Центр тяжести искусства оказывается лежащим не в области формального, но исключительно во внутреннем содержании, повелительно подчиняющем себе формальное. «Дух времени» творится самими художниками, они свободны от всяческих влияний.
Беспредметная живопись как новая форма
Одним из важных факторов при рассмотрении беспредметной живописи становится правильная расстановка акцентов. Во-первых, беспредметная живопись отнюдь не является отрицанием всей предыдущей славной истории искусства. Она не стремится уничтожить существующие формы. Абстрактное искусство выражает требование внутренней жизни произведения. Это и является созданием новой атмосферы творчества.
Абстрактное искусство – абсолютное искусство
Закончить данное рассмотрение отдельных положений теории абстрактного искусства Кандинского я бы хотела его собственными словами, на мой взгляд, наиболее точно отражающими суть его идей: «Думается, что будущая философия, помимо сущности вещей, займется с особой внимательностью их духом. Тогда еще более сгустится атмосфера, необходимая человеку для способности его воспринимать дух вещей, переживать этот дух, хотя бы и бессознательно, так же как сейчас и переживается еще и нынче бессознательно внешнее вещей, что и объясняет собою наслаждение предметным искусством. Эта атмосфера являет собою необходимое условие для переживания человеком сначала духовной сущности в материальных вещах, а позже духовной сущности и в отвлеченных вещах»[4]
.
Новая способность, рожденная духом, сделает возможным наслаждение абстрактным, а значит абсолютным искусством. Человеку просто необходимо время, чтобы дойти до этой ступени развития, родить в себе эту способность.
Список литературы
[1] Кандинский В.В. Текст художника. Ступени. СПб.: Азбука- классика, 2005. С. 20.
[2]
Там же. С. 23.
[3]
Там же. С. 43.
[4]
Там же. С. 58-59.
Другие работы по теме:
Шукшин в. м. - Нравственные проблемы в рассказах в. шукшина.
Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Пи сатель как бы “рисует” картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить в жизни любого человека. Все рассказы написаны простым “народным” языком, возможно, поэтому они так легко читаются.
Сочинения на свободную тему - Кот василий деловое описание 2
Василий это персидский кот наших соседей. Он очень важный потому что у него есть настоящий паспорт и родословная. Длинная серая шерсть. Василия к зиме приобретает голубоватый оттенок становится густой и длинной и превращает кота в настоящего красавц.
тема: «Новые направления и тенденции современного искусства»
Модернизм, как буржуазное искусство кризисной поры, начался в первом десятилетии ХХ века, и активизировался в 20-е годы и в разных своих ипостасях, которое продолжается до сего времени, принимая форму различных авангардистских и неоавангардистских направлений
Светлана баллада
«Светлана» («Раз в крещенский вечерок // Девушки гадали…») — известная баллада Василия Андреевича Жуковского. История создания и публикации Напечатана впервые в журнале «Вестник Европы», 1813, № 1 и 2, с подзаголовком: «Ал. Ан. Пр…вой». Посвящена А. А. Протасовой (сестре возлюбленной поэта М. А. Протасовой-Мойер), в качестве свадебного подарка ей (на свадьбу с А.
Рассказ Срезал
Автор: Шукшин В.М. Василия Макаровича Шукшина, как художника, задевали любые жизненные проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, существующее в жизни человека, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Он никогда не искал материал для творчества специально, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим.
Рецензия на текст Василия Белова про пробуждение природы
Автор: Белов В. Василий Белов – известный талантливый прозаик. Все его рассказы поражают языком и очевидной талантливостью их автора, завораживают пленительной, медвяной чистотой, пахучей вязью истинно народной речи. Они наполнены любовью к родной природе, к русской сельщине, к отчей деревне.
Мой Суриков
Суриков... Вот произносишь это слово, и становится на душе тепло, приятно. Земляк! Красноярец! Суриков... Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не слышал эту фамилию.
Василий Васильевич Кандинский
Репина Людмила 11классВ Василий Васильевич Кандинский Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дошли до полной абстракции, сохранив, хотя и слабую, связь между живописным изображением и реальными объектами. Новации Брака И Пикассо довели до логического завершения другие художники. Если Леже и Делоне подошли к самому порогу абстракционного искусства, то в произведениях Василия Кандинского, Казимира Малевича и Питера Мондриана язык живописи становится последовательно беспредметным, безобразным и бесформенным.
В.В. Кандинский - абстракционист
История абстрактного искусства. Ранний и поздний (послевоенные годы) абстракционизм. Развитие абстрактного искусства В. Кандинского, его первые неизобразительные акварели. Типы абстрактных картин, которые легли в основу творчества В. Кандинского.
Декоративное искусство
Если тех привычных вещей, которых мы почти не замечаем, — чашек, стульев, платьев — коснутся волшебные руки художника-мастера, вещи «заговорят». Но на особом языке — языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.
Ушатый-Чулок, Василий Васильевич
Василий Васильевич Ушатый-Чулок (ум. 1549) — князь, окольничий, боярин и воевода на службе у Великих князей московских Василия III и Ивана Грозного, второй из пятерых сыновей Василия Федоровича Ушатого, внук первого князя Ушатого. Принадлежал к роду князей моложских, отрасли князей Ярославских, XIX колено от Рюрика.
Одоевский, Василий Семёнович
Васи́лий Семёнович Одо́евский (? — 1534) — князь, воевода, сын Семёна Юрьевича, брат Ивана и Петра. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдалённых потомков Рюрика.
Ноздроватый-Звенигородский, Василий Иванович
Князь Василий Иванович Ноздроватый-Звенигородский (возможно написание Ноздреватый) (умер 1512) – окольничий и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III, часто выполнял дипломатические поручения. Рюрикович в XVII колене, сын Ивана Александровича Большого, удельного Звенигородского князя из Звенигорода на Оке, отделившегося от верховского Карачевского княжества (не путать со Звенигородом на Москве-реке).
Ростовский, Дмитрий Владимирович
Князь Дмитрий Владимирович Ростовский (ум. 1518) — боярин и воевода на службе у Московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XIX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его отец Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его младший брат Александр, сыновья Пётр Бессчастный и Андрей также находились на службе у московских князей.
Курбский, Семён Фёдорович
Семён Фёдорович Курбский (умер 1527) — князь и воевода на службе у московскоих князей Ивана III и Василия III. Сын князя Фёдора Семёновича, внук первого князя Курбского, детей не имел.
Траханиот, Юрий Дмитриевич
(по прозвищу Малый) (2-я пол. XV — 1-я четв. XVI в.) — придворный и дипломат на службе у Великих князей Московских Ивана III и его сына Василия III, возможно, переводчик.
Дмитрий Иванович Внук
(10 октября 1483— 14 февраля 1509) — сын Ивана Молодого и Елены Волошанки, внук Ивана III. Претендент на московский престол, в 1498 году был венчан на великое княжение своим дедом Иваном III, в связи с кончиной от болезни старшего сына и наследника Ивана III — Ивана Ивановича Молодого, так как в России с XV века уже установилось новое правило наследования престола, по которому уже не братья, а сыновья были преемниками великого княжения.
Василий Острожский
Василий Острожский (серб. Василије Острошки в миру — Стоян Йованович , серб. Стоян Јовановић; 28 декабря 1610 — 29 апреля 1671) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви. Память совершается 29 апреля (по юлианскому календарю).
Еропкин, Фёдор Степанович
(первая половина XV — начало XVI веков) – боярский сын, голова, дипломат и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XVIII колене, младший сын Степана Ивановича Еропкина и внук родоначальника Еропкиных Ивана Евстафьевича Еропки из рода князей Смоленских. Его старший брат Еропкин-Кляпик, Михаил Степанович также находился на дипломатической службе.
Одоевский, Иван Семёнович
Иван Семёнович Одоевский Сухорук - князь, воевода, сын Семёна Юрьевича, брат Василия и Петра. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдаленных потомков Рюрика.
Иван Васильевич Белёвский
— князь, воевода, сын Василия Михайловича, брат Андрея и Василия. Первоначально служил Великому князю Литовскому. Не ясно, когда произошел его переход на службу к Великому князю Московскому. Однако уже в 1490 году посол Ивана III к польскому королю Казимиру Михаил Еропкин передавал жалобы на разбой совершаемый в отношении князя Ивана, со стороны князей Дмитрия и Семёна Воротынских.
Телешов, Иван Иванович
(возможно написание Телешев) - дьяк, думный дьяк (1520), дипломат на службе у московских князей Ивана III и Василия III. Служба у Ивана III В 1500 г. был послан Иваном III литовскому князю Александру объявить, что Семён Стародубский и Василий Рыльский со своими вотчинами перешли под власть Московского князя и будут под его защитой.
Курбский, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Курбский (умер 1546) — князь и воевода на службе у московскоих князей Василия III и Ивана Грозного. Сын князя Михаила Фёдоровича Карамыша, отец князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного.
Романизм
Романизм (от Roma — Рим) — эклектическое течение в нидерландской живописи XVI в., появившееся благодаря расширению культурных связей с Италией[1]. Романизм стремился соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма.[2]
Ряполовский-Лобан, Пётр Семёнович
Пётр Семёнович Ряполовский-Лобан (ум. в 1524 г.) — князь, боярин на на службе у Великого князей московских Ивана III и Василия III. Из рода удельных князей Ряполовских, отделившихся от князей Стародубских, владеющих Стародубом на Клязьме. XVII колено от Рюрика.
Жареной, Фёдор
Фёдор Жареной (XVI век) — российский оппозиционер, крестовый дьяк великого князя Василия Иоанновича. Биография Служил митрополичьим дьяком во времена Василия III. Вместе с Иваном Беклемишевым и Вассианом Патрикеевым входил в кружок Максима Грека. С митрополитом Даниилом был в ссоре из-за финансовых разногласий.
Василий, книжник
ВАСИЛИЙ, автор повести об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского, читающейся в составе "Повести временных лет" под 1097 г.
Анна Васильевна
Дочь великого князя московского Василия Васильевича Темного, жена великого князя рязанского Василия Ивановича.
Анкудинов Тимошка
Самозванец, выдававший себя за Ивана Васильевича, сына царя Василия Шуйского.
Беклемишев Иван Никитич
Иван Беклемишев по прозванию Берсень (что значит — крыжовник) в разрядных книгах именуется “сыном боярским”. Он участвовал в великокняжеской Думе и был одним из выдающихся дипломатов и деятелей в царствование Ивана III и Василия III.
Василий Блаженный
Юродивый московский. Василий Блаженный родился в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству.
Кандинский В.В.
Художник-живописец, экспрессионист, создатель теории "абсолютной живописи", положившей начало абстрактной живописи.