О позиции Ницше по отношению к гедонизму
Александр Кудлай
Ницше понимается обычно как своего рода
материалист, интенсивно сосредоточенный на творческой способности человека
преобразовывать материальный мир гением искусства и на разной степени
одаренности людей в этом. Гедонизм* же обычно связан с материалистической верой
в ограниченность человеческого существа во времени и пространстве, и поэтому оправданности
его стремления к чувственным наслаждениям во время его непродолжительных
контактов с объектами этого физического мира, в котором он только и живет.
Гедонизм не принимает никаких других ценностей, считая те фантастическими и
пустой тратой этого драгоценного времени, которое разумному надлежит
использовать для того чтобы быть счастливым в этих физических контактах.
Однако, несмотря на общую материалистическую базу, Ницше вдохновляет счастье от
эстетического творчества, а не чувственных контактов с материей, из которой,
как он считает жизнь и строится, но только строится двумя способами: активным и
пассивным.
Когда
человек соглашается на пассивность в физическом мире, он ведется, управляется и
строится внешним миром посредством механизма удовольствия, внедренного в
человека природой. Жизнь человека тогда лишена творчества, а сам он лишен гения
и принадлежит стаду, послушно двигаясь туда куда это стадо направляют
непонятные ему внешние силы, при этом он обычно ценит удовольствие и отсутствие
боли, и оценивает свою жизнь этим критерием: если сумел получить больше счастья
и меньше несчастья, значит состоялся в этой жизни. Ницше же никогда не был
соглашателем, а концентрировался на свободной воле и идеале творчества, делая
это основой своей аксиологии. Он поэтому выбирал активность творчества,
невзирая на страдание или счастье, которые прилагались в процессе. Более того,
Ницше не любил сладкое, видя в этом силки, расставленные природой для пассивных
людей, чтобы вообще не дать им возможности свободного творчества, базирующегося
на воле, а не на принципе наслаждения. Это приводило его к критике удовольствия
и людей, им мотивированных.
Считая,
что человек вышел из материи, он также считал, что тот находится в живом
процессе эволюции, борясь и преодолевая свою материальность и становясь при
этом сверхчеловеком , т.е. творческим гением, приказывающим природе, а
не исключительно следующим ее приказаниям. Ницше находил нематериальное счастье
в таком творческом взаимодействии с материей, и для него духовность человека
определялась именно этим. Это его духовное творческое счастье было ближе к юдаймонии**
Аристотеля, чем к гедонизму Эпикура, а сам харктер своей жизни Ницше строил
скорее по рекомендациям стоиков и аксиологии*** последних, если вообще по
рекоммендациям кого бы то ни было. Ницше охотнее обнимал страдание, чем
удовольствие, видя в первом стимулятор свободного творчества, которое он ценил
выше всего, а во втором скорее средство порабощения, против которого он больше
всего восставал.
Наибольшим преступлением он считал преступление против свободы* воли в
индивидууме, и на основании этой ценности он даже противостоял религии, в
которой усматривал еще одно средство такого порабощения личности и превращения
ее в стадную материальную единицу. Последнее должно дать понять, насколько же
он тем сильнее ненавидел гедонизм! Не стоит смешивать материализм Ницше с
материализмом Эпикура и его последователей, ибо те сливаются с материей
пасивно, а он всегда вырывался из материи посредством свободного творчества и
философского утверждения идеала его свободы от материи. Эта статья не ставит
своей целью обосновать или подтвердить логичность или законченность философии
Ницше, она только призвана показать основную особенность этой философии,
существенно противоположной гедонизму. Также хочется заметить, что его логика
по крайней мере не уступает логике гедонистов, хотя на мой взгляд всеже и не
является полной, и остается, как и логика гедонистов и утилитаристов, открытой
для критики. Так или иначе, читая Ницше у нас гораздо меньше шансов заснуть,
набрать лишний вес или приобрести нездоровые привычки, а также ценить какие бы
то ни было привычки вообще, так как воля, в противоположность желанию, никогда
не базируется на привычке, но скорее на деятельности интеллекта**.
_________________________________________________________________
* Здесь Ницше был последователем Фихте,
вся философия которого строилась на высшей ценности свободы духовного человека.
** Идея Канта, влияние которого на Ницше
здесь несомненно чувствуется.
Другие работы по теме:
Сверхчеловек по Ницше
Сущность сверхчеловека. Причины возникновения концепции. Роль сверхчеловека в жизни человека.Рациональное зерно в концепции сверхчеловека.
Ф. В. Ницше об эстетике
В конце 19 в. в европейской философско-эстетической мысли происходят процессы радикального пересмотра классических форм философствования. С отрицанием и пересмотром классических эстетических ценностей выступил Ф. Ницше.
Философия сверхчеловека по Ницше
Сверхчеловек по Ницше. В одной из своих работ “Так говорил Заратустра”, Ницше приводит весьма любопытный пример, суть которого в следующем. В некоем городе (название и время действия не суть важно, в первоисточнике не указываются) есть две высоких башни. Между ними натянут канат, высоко-высоко над улицами города.
Биография Ницше
Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах.
Философия жизни Ф.Ницше
В период последней четверти XIX в. возникло и постепенно усиливалось влиятельное течение, получившее название «философия жизни», основы которой были заложены Ф. Ницше и В. Дильтеем в Германии и А. Бергсоном во Франции.
Философия Ницше 5
Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной.[1] Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума.
Великие философы
Фридрих Вильгельм Ницше Фридрих Вильгельм Ницше — немецкий мыслитель, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений.
Биография Ф.Ницше и его вклад в этику
Поволжская академия Государственной службы имени П.А.Столыпина. Биография Ф.Ницше и его вклад в этику. Работу выполнил: Студент 1-го курса Очнойной формы обучения
Фридрих Ницше
Министерство образования Российской Федерации РЕФЕРАТ На тему: Фридерих Ницше и "философия жизни" Студент ____________________________
Кобылинский Лев Львович
Христианское мировоззрение Кобылинского не во всём сходится с традиционным христианством. Так, он утверждает, что великое множество личностей является результатом греха.
Атеизм и нигилизм
В "Веселой науке" Ницше замечает, что "величайшее из новых событий - что "Бог умер" и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия - начинает уже бросать на Европу свои первые тени...
Воля к власти в природе и человеке
Для разъяснения того, как воля к власти работает в природе, Ницше использует аналогию с атомистической моделью строения материи. Он считает возможным говорить о мельчайших количествах, или квантах, власти.
Последний философ
Не случайно сегодня наследие Ницше так соблазняет его толкователей от самых разных идеологий - от национал-социалистов до постмодернистов. Но все они берут от автора "Заратустры" только то, что им выгодно.
Переплетение интеллекта и чувств
Интеллигентный человек всегда неприкаян душой, так как, к сожалению, постоянно не вписывается ни в то время, в котором существует, ни в то окружение, с которым общается. Поэтому он и отыскивает в философии Ницше - нити переплетения.
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Конец легенды
Современные исследователи возвращают доброе имя Фридриху Ницше.
Сверхчеловек и порядок рангов
Ницше объясняет мировой порядок в терминах соперничества и борьбы различных типов воли к власти. Подобная типология, с его точки зрения, существенна идя решения вопроса о ценности того или иного достигнутого состояния.
Критика морали
Если в первый период творчества проблема культурных ценностей интересовала Ницше главным образом с эстетической точки зрения, то во второй период основное свое внимание он сосредоточивает на анализе этических норм и оценок.
Эстетика силы в философии Ницше
Эстетику Ницше принято связывать с ранними его работами, находя ее главным образом в "Рождении трагедии", "Философии в трагическую эпоху Греции" и др. Но при этом совершенно неоправданно забывают о поздних работах Ницше.
Проблемы религии в “философии жизни”
В первой половине XX в. “философия жизни” являлась крупным философским течением на Западе. Она оказала значительное влияние на умонастроения и мировоззрение европейской интеллигенции.
Политико-правовое учение Ф. Ницше
Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше, служебные орудия, средства, инструментарий культуры, которая, в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил.
8220 Нужны ли обществу сильные личности, подобные Чиполло 8221 по произведению Т. Манна 8220
Марио и волшебник В юношеские годы Томас Манн увлекался философией Ницше. Он переживал взлет, душевный пыл, читая книги этого немецкого философа, духовное и стилистическое влияние которого обозначилось уже в ранних произведениях Томаса Манна. В новелле “Марио и волшебник” писатель доказывает, что настоящее искусство должно быть вдохновенное “духом общественной обязанности и служения”, а сильная личность, которая не считается с чувствами других людей, испытает крах.
Печаль и радость в стихотворении Александра Блока Незнакомка
Стихотворение «Незнакомка» написано в 1906 году. К этому времени поэт поменял свое мировоззрение, и тема любви стала изображаться несколько иначе, чем раньше в его творчестве. В начале века Блок, как и многие поэты того времени, увлекся философией Ф. Ницше, которая трактует развитие истории и цивилизации в цикличности.
Если у человека есть зачем жить, он может выдержать любое как Ф. Ницше
“Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое "как" (Ф. Ницше) Автор: Сочинения на свободную тему Я абсолютно согласна с высказывание Ф. Ницше “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»” Автор поднимает одну из важнейших человеческих проблем - проблему смысла жизни.
Фридрих Ницше — Воля к власти
Эту книгу окутывает какая-то страшная тайна. По масштабам лжи и небылиц, нагроможденных вокруг «Воли к власти», эта книга удерживает пальму первенства, по крайней мере, в XX веке.
Фредерик Дилиус
Из всех композиторов, обращавшихся к творчеству Ницше, самым преданным его последователем был, вероятно, Фредерик Дилиус. Имя этого английского композитора у нас сегодня известно мало.
Ницше и Густав Малер
Выбирая сейчас то, что соотносится в симфонии Малера с произведениями Ницше, мы вынуждены искусственно вычленять отдельные элементы из того целого, в котором они реально существуют.
по Экономике, бухгалтерский учет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НЕФТЕЮГАНСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ СПО « ЗЛАТОУСТОВКИЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По специальности:
Жорж Батай
Батай (Bataille) Жорж (1897–1962) – французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера – «самый светлый ум во Франции».