Реферат: Проблема человека в философских системах - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Проблема человека в философских системах

Рефераты по философии » Проблема человека в философских системах

1. Проблема человека в философии.


-Тема чело­века является для философии традиционной, неустранимой из нее.


-Раздел философии, в котором изучается данная пробле­матика, называется философской антропологией.Основными для нее являются вопросы о сущности человека, его природе и смысле существования.


-Конечно же, человек изучается и во многих других науках - истории, социологии, физиологии, анатомии, психологии и т.д. Что же касается философии, то она в отличие от этих наук стремится постичь человека как целостное существо. Она исследует человека, взятого в един­стве всех его творческих сил и проявлений разнообразной ду­ховно-практической деятельности, как существо многомер­ное, многолико-единое. Философия рассматривает человека и с точки зрения его «погруженности» в мир внешний - при­роду, общество, историю, и с точки зрения наличия у него соб­ственного мира - внутреннего, духовного.

-Осмысление человека традиционно присутствует и в формах вненаучного познания - в религии и искусстве, в мифологии, в народной мудрости. Разумеется, человек здесь постигается несколько иными, специфическими средствами.


В истории философской мысли сложилась антропологичес­кая традиция - нацеленность философии на человека как на уникальное и сложнейшее явление мироздания. Проблема че­ловека была обозначена уже в философии Древнего мира. В ту эпоху был распространен космоцентризм как тип философско­го мышления и образ мира. Все существующее рассматривалось как единый, гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился его органической частью, его «малой Вселенной». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам.


Философия Древнего Востока.


1. Человек несвободен и зависит от мира природы (Так, буддизме подчеркивалось, что жизнь человека - всегда страдание, и это является законом его существования. Вот почему идеальное существование челове­ка - это жить в согласии с этим миром, в чем и должна состо­ять подлинная мудрость).

2. Человек – главная проблема в ДВ философии.


Философия Античности.


1. Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенно­го от Космоса) человека принято связывать с именем знамени­того греческого философа Сократа. Он призывал человека за­ниматься углубленным познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск са­мого себя в мире - в этом и должен состоять, по убеждению Сократа, подлинный смысл жизни человека.

2. Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Каждый человек способен избирать собствен­ную траекторию «полета», т.е. жизненный путь, творить свою судьбу.

3. Как правило, в древней философии рассматривались отдель­ные стороны (аспекты) проблемы человека. Аристотель особое внимание обра­тил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой.


Философия Средних веков.


1. Человек – часть миропорядка, установленного Богом.

2. Идея спасения человеческой души, её бессмертие.

3. Идея равенства людей перед Богом.


Философия Эпохи Возрождения.

1. Представление об отсутствии границ в развитии человека.

2. Критика религиозных теорий о человеке.

3. Идея «человекобога». Человек-творец сам подобен Богу.


Философия Нового времени.


1. Рационализм:

А) Человек – существо разумное (Декарт – «думающая вещь»).

Б) С помощью разума человек познаёт мир.

В) Знание человека – это залог прогресса общества.


2. Немецкая классическая философия.

А) Представление о человеке как о субъекте духовной деятельности.

Б) Человек – носитель разума и создатель культуры.


3. Марксистская философия.

А) Акцент на социальную и экономическую сущность человека.

Б) Проблема несвободы человека (в капитализме личность ограничена).


Русская философия.


Два основных подхода к проблеме человека:

1.Материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.).

А) Идея свободы и независимости личности (зависит от социального строя).

Б) Идеи западников и славянофилов.

2. Концепции представителей религиозной философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.).

А) Проблема судьбы и предназначения человека.

Б) В человеке 2 начала – Бог и Дьявол. Их борьба.


Основные концепции человека:


1. Биологизаторские (З.Фрейд).

А) Основа человека – его природные, биологические качества.

Б) Человек зависит от:

- Бессознательного (влечения, инстинкты).

- Норм культуры (ограничивают человека).

В) Поведение людей обусловлено генетическими данными.


2. Социологизаторские.

А) Отрицание или недооценка биологического начала в человеке.

Б) Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого (создание новой коммунистической личности).

В) Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических).


3. Спиритуализм.

А) Признаёт сущностью мира духовное первоначало и рассматривает материальное как творение духа (Бога) и противоположно по своему содержанию материализму.

Б) Человек – продукт духовного, божественного провидения.


2.Человек, индивид, личность.


Многообразие определений понятия человек:


1. Человек – это каждый из людей; высшее из земных созданий, одарённое разумом, волей и словесной речью (Словарь В.И. Даля).


2. Человек – это общественное существо, обладающее сознанием и разумом. Субъект общественно-исторической деятельности и культуры.


3. Человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способное создавать орудия труда и изменять окружающую действительность.


Прежде всего, под человеком в философии принято понимать представителя вида «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек - это существо разумное и универ­сально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.


Биологические признаки человека:

- Человек рождается, стареет и умирает.

- Человеку свойственны инстинкты (какие?).

- Биологически запрограммированные досоциальные формы поведения людей.

- Развитие определяется набором генов, обменом веществ, гормонами.


Социальные признаки человека:

- Человек изменяет окружающую среду.

- Изменяет мир по законам нравственности и красоты.

- Действует не только по потребностям, но и исходя из воли, фантазии.

- Способен действовать универсально.

-Человек свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. осмысленно к ней относится.


1. При изучении отдельного человека («Петр», «Павел» ит.д.) в философии и иных науках (педагогика, психология и др.) применяется понятие индивид, которое обозначает единицу, «атом» человеческого рода.


2.Под индивидуальностью же понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду и позволяющие ему быть самим собой.


3. Ведя речь о личности, философия имеет в виду социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и вза­имодействия с обществом, вхождения в мир культуры.

1. Обозначает человека как социальное существо.

2. Формируется в процессе социализации1.

3. Несёт на себе отпечаток культуры конкретной исторической эпохи.

4. Обладает потребностями2 и интересами3.

А) - биологические (по­требности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.),

- социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.).

- духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).


Б) Классификация А. Маслоу.


В) Психологи различают также потребности подлин­ные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные).


5. Обладает духовным миром:

духовные потребности в познании окружающе­го мира.

знания о природе, обществе, человеке, самом се­бе;

убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую де­ятельность во всех ее проявлениях и сферах;

способность к тем или иным формам социаль­ной деятельности;

чувства и эмоции, в которых выражаются отно­шения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит пе­ред собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения челове­ка к миру и самому себе, придающие смысл его де­ятельности, отражающие его идеалы.


3.Проблема смысла жизни4.


Философское понятие смысла жизни человека харак­теризует его как существо, стремящееся к полноте своего су­ществования.


Это понятие раскрывает и исследует самое сокровенное в его бытии - цели и идеалы, само значение его существования.


Вопрос о смысле жизни человека - это вопрос об основном содержании его духовно-практической деятель­ности. Это, по Достоевскому, вопрос о том, для чего человеку жить и к чему стремиться.

Осознание смысла своей жизни че­ловеком есть осознание пути жизни и того дела, которое на­полняет эту жизнь достойным человека содержанием.


Тема смысла жизни человека неизменно присутствует во всех эпохах истории философской мысли.

1. Философы Древне­го мира смысл жизни видели, например, в служении человека государству и его правителю, как это полагал Конфуций.


Дру­гие философы (например, Сократ) находили смысл жизни че­ловека в его познании и самопознании, стремлении к знанию.


Некоторые философы призывали человека стремиться к на­слаждениям и удовольствиям, к собственному счастью, что делал Эпикур.


А в индийском буддизме человеку вообще пред­лагалось отрешиться от жизненных проблем и сосредоточить­ся на своем внутреннем мире. В древней философии, таким образом, сложились разные представления о том, для чего че­ловеку жить и к чему стремиться.

2. Религиозная философия Средних веков предложила свой от­вет на смысложизненный вопрос.

- Она считала, что вся жизнь человека должна быть наполнена стремлением к Богу и служе­нием ему.

- Человек призван к смирению и покорности, а это воз­можно лишь через подчинение тела духу, духовному началу.

- Смысл жизни человека - это несение им креста, долга перед дру­гими людьми и даже жертвы, как это сделал Иисус Христос.

3. Философия Нового времени.

- Сделала акцент на том, что жизнь человека должна быть наполнена активной деятельностью, ведь человек - существо разумное, способное не только к познанию, но и к обретению власти над внешним миром - природой и обществом.

- Руководствуясь своими интересами, он призван устроить общественную жизнь более разумной и справедливой, свободной от угнетения, несправедливости, эксплуатации человека человеком.

- Такая смысложизненная установка нашла свое выражение в творчестве просветителей XVIII века (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.), в классическом марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс).


4. В экзистенциальной философии XX века (А Камю, ЖЛ. Сартр и др.).

- Подчеркивалось, что смысл своей жизни человек утвер­ждает сам, страстно желая быть свободным. Постоянно быть в пути, в поиске - таков удел человека.

- «Чтобы быть, - писал Сартр, - человек должен сам себя выбрать, ни изнутри, ни из­вне к нему не приходит ничего такого, чтобы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчайших деталей».


5. Тема смысла жизни и призвания человека является непре­ходящей и для русской философии. Причем в смысложизненной проблеме отечественная философия стремилась открыть и постигнуть, прежде всего, нравственное содержание, которое касается отношения человека к человеку, к обществу в целом.


- Л.Н. Толстой. Разум и совесть требуют от челове­ка жить для других, а не для себя. Жизнь для других - это жизнь «блаженная и бесконечная», это «радостная деятель­ность жизни» и путь к бессмертию как бесконечности своего существования. Жизнь представляет собой великий дар, кото­рый дается всем людям, но каждый человек призван нести свою долю ответственности за жизнь. Тому, кто любит жизнь и дру­гих людей, смерть не страшна.

- Нравственное содержание смысла жизни человека выделял и русский религиозный философ B.C. Соловьев. По его убежде­нию, смысл жизни человека состоит прежде всего в служении добру. Само же добро - это созидание жизни во всех ее прояв­лениях, любовь ко всему живому.

- Большое внимание теме смысла жизни и призвания челове­ка уделял и Н.А. Бердяев. Он рассматривал человека как суще­ство свободное и творческое, призванное преображать мир и придавать ему стройность и красоту: «Человек призван произ­водить работу над материей этого мира, подчинять ее духу».


Схема. Иерархия смыслов жизни человека (снизу вверх):

-вселенная

-живые существа

-человечество в целом

-государство

-регион (республика, штат)

-город, посёлок

-общественная организация

-работа

-семья

-личность

По мере развития цивилизации представления о высших смыслах существования человечества сильно изменяются. С расширением кругозора и ростом технических возможностей смысл жизни представляется всё более масштабным: от процветания рода, племени он переходит к процветанию страны, к процветанию человечества, цивилизации, а оно невозможно без процветания (по меньшей мере, сохранения) биосферы. Далее следуют космические масштабы: сохранение Земли от столкновений с астероидами и кометами, Солнца — от превращения в белого гиганта и красного карлика, Млечного пути (нашей галактики) — от столкновения с галактикой Андромеды.


В философии как специфической системе знания есть раздел, в котором окружающий человека мир рассматривается с точки зрения его значения для человека, т.е. ценности. Этот раздел называется аксиологией («теория ценностей»), основы которой были сформулированы еще в древней философской мысли. В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире и смысле своего существования.


Деятельное отношение чело­века к миру существует в различных формах:


1. Познавательное отношение, т.е. поиск и обретение знаний, на­чиная от самых простейших (обыденное знание) и заканчивая теориями и научными картинами мира.

2. Практичес­кое отношение, т.е. стремление преобразовать мир в соответ­ствии со своими потребностями и интересами.

3. Художественно-эстетическое отношение, что предполагает восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любова­ние и восхищение этим миром, воплощение прекрасного в сво­ей практической деятельности.

4. Нравственное отношение, т.е. следование человека моральным канонам и императивам (повелениям общества, собственной совести) или же вопреки морали и совести.

5. Ценностное отношение к миру. По своему содержанию оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, рас­крытие роли материальных и духовных явлений, предметов и процессов в жизнедеятельности человека.


В аксиологии исходными и базовыми являются понятия «ценностное отношение» и «ценность» (благо).

Ценностное отношение - это особого рода связь (взаимо­действие) субъекта и объекта, в рамках которого происходят выявление, переживание и осмысление социокультурного значения объекта (предмет, явление, процесс и т.д.) для бытия субъекта.

Ценностное отношение имеет два полюса - объект как носитель ценности и субъект как носитель оценки. Это отношение существует в разных формах познания - в мифо­логии и религии, в искусстве, философии и морали, в обыден­ном познании.


Под ценностью в аксиологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека.


1. Первая группа (выделение по субъекту-носителю) - это цен­ности индивидуальные (личностные), групповые и общечело­веческие.

2. Вторая группа ценностей (выделение по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социаль­ные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок).

3. Третья группа (выделение ценностей по способу их существования) - ценности материальные («предметно воплощен­ные») и духовные («идеальные»).

4. Четвертая группа (выделение по длительности существо­вания) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имею­щие значение во все времена).

5. Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаментальные («высшие») ценности, без которых невоз­можна сама жизнь человека. К высшим ценностям относятся свобода, здоровье, безопасность человека и т.п.

1 Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздей­ствия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.


2 Потребность – это постоянное противоре­чие между наличной ситуацией и необходимыми ус­ловиями жизни и развития человека

3 Интерес – это осознанная потреб­ность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, име­ющих для них важное общественное значение, при­тягательность.

4 Смысл жизни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.