В философии сравнительный анализ качественных характеристик психики человека и психики животных подтверждает тезис об общественно-исторической, социально-преобразующей природе сознания и языка, как в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может ни возникнуть, ни функционировать вне общества. Известные науке случаи обнаружения человеческих детенышей, волей случая изолированных из общества и «воспитанных» в среде животных, свидетельствуют о невозможности формирования сознания вне общества, вне общения и обмена социальной информацией.
Таким образом, той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, является практическая деятельность людей, направленная на преобразование действительности. Чтобы регулировать отношения между людьми в ходе трудовой деятельности и в других типах взаимодействия, понадобились средства, созданные самими людьми. Тем самым люди создают «вторую природу», особую социальную среду жизни, — средства производства, общественные отношения, духовную культуру. Опыт этой созидательной деятельности отражается в сознании, обуславливая его последовательное развитие вместе с историческим обогащением самого этого опыта.
Так как люди осуществляют свою деятельность совместно, то каждое новое поколение усваивает уже сложившиеся в обществе представления, понятия, взгляды и т.д. Именно с появлением сознания человечество обретает средство закрепления и развития своего исторического и индивидуального опыта, в то время как у животных видовой опыт передается наследственно, а индивидуальный опыт утрачивается для последующих поколений. Сознание, таким образом, оказывается всеобщим, необходимым и универсальным способом организации и выражения отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе.
Проблема сознание в философии не только исторически возникает как общественное явление, но и становится возможным лишь как продукт совместной трудовой деятельности. Вплетенность действий каждого отдельного человека в совместную коллективную деятельность на каждом историческом этапе развития общества приводит к тому, что проблема сознание индивида приобретает надличностный, надиндивидуальный характер. Формируется общественное сознание – совокупность идей, концепций, учений, массовидных психологических процессов, имеющих свою собственную логику функционирования и развития, отличную от индивидуального сознания.
Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.
Другие работы по теме:
Предмет и основные проблемы философии науки
Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания.
Курс социальной философии
ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Это общество, законы его развития. одходы в анализе общества функциональный структурный динамический Основной вопрос социальной философии – отношение общественного сознания к общественному бытию:
Основные идеи марксистской философии
Основных идей философии Маркса. Общественное бытие - материальная жизнь общества. Производительные силы. Производственные отношения. Тип общества. Общественное сознание.
Понятие герменевтики
В собственно теоретико-познавательном смысле под герменевтикой имеется в виду истолкование, понимание текстов. Этот термин стал употребляться в философском смысле в раннем немецком романтизме.
Диалог
Диалог (греч. dialogos – беседа) – информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Бесконечность в философии
Бесконечность в философии-понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная Бесконечность, выражаемая в законах науки, количественная Бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений.
Позитивизм и материализм
Огромное влияние позитивистских и материалистических идей на русскую интеллигенцию 19 в. носило не столько философский, сколько идеологический характер. В сущности, это был очередной и закономерный этап развития западнической идеологии.
Алексеев Николай Николаевич
Алексеев Николай Николаевич- философ, правовед, участник евразийского движения. Эволюционировал от неокантианства через феноменологию к критическому реализму, полагая традиционные метафизические проблемы научно необъяснимыми.
Грот Николай Яковлевич
Попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям) была сделана Н.Я.Гротом в его "Реформе логики" и отчасти И.Ягодинским в его книге "Генетический метод в логике".
Философия Финляндии
Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан.
Философия Норвегии
Вследствие длительной политической зависимости Норвегии от Дании самостоятельное развитие норвежской философии началось во 2-й половине 18 в. 1-я половина 19 в. характеризуется интересом к проблемам истории, личности и свободы.
Э.Гуссерль. Философия как строгая наука
По Э. Гуссерлю, феноменология - это 'строго научная философия' о феноменах сознания как о чистых 'сущностях, образующих мир идеального бытия', о 'самоочевидных логических принципах'.
Батищев Генрих Степанович
С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности.
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. №696 представляются следующие рекомендации по изучению предмета «История и философия науки» и проведению экзамена по этой дисциплине
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Редкин, Пётр Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Григо́рьевич Ре́дкин (16 октября (4 октября) 1808, Ромны Полтавской губернии — 19 марта (7 марта) 1891, Санкт-Петербург) — русский правовед, историк философии, ректор Санкт-Петербургского университета.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Рейнгольд, Карл Леонгард
Карл Леонгард Рейнгольд (Карл-Леонард Рейнгольд, нем. Carl Leonhard Reinhold; 26 октября 1758, Вена — 10 апреля 1823, Киль) — немецкий философ. Учился у иезуитов в Вене, но, оставив духовный сан, бежал в Веймар, где издал «Briefe ьber die Kantsche Philosophie», много содействовавшие популярности кантовской философии.
Давыдов Юрий Николаевич
Давыдов Юрий Николаевич (р. 1929) — специалист по социальной философии, западноевропейской философии, социологии искусства; доктор филос. наук, проф.
Дэниел Клемент Деннет
Деннет (Dennett) Дэниел Клемент (р. 1942) — амер. философ-аналитик, разрабатывающий функционалистскую концепцию сознания.
Баадер, Франц Ксавер
Баадер, Франц Ксавер (Baader, Franz Xaver von) (1765–1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм.