ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Это общество, законы его развития.
Подходы в анализе общества
функциональный структурный динамический
Основной вопрос социальной философии – отношение общественного сознания к общественному бытию:
вопрос о первичности (вторичности)
вопрос о зависимости сознания и общественного бытия
вопрос о сущности человека, смысле его существования, стремлении к бесконечному познанию
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
Основные положения ИПИ:
Сознание определяет бытие людей
Сознание определяет социально-экономический строй общества
Решающую роль в истории играет отдельная личность
Причины:
Все философы до Маркса оставались идеалистами
Разделение труда на материальный и духовный
Материальная деятельность не давала возможности обнаружить в ней источники
Социально-экономические предпосылки МПИ:
Появление общественного труда
Появление единого рынка, инфраструктуры
Появление политической партии
Основные положения МПИ:
Общественное бытие определяет общественное сознание
Труд определяет социально-экономический строй общества
Решающую роль в истории играют массы индивидов
Единый закономерный исторический процесс – высшая ступень единого закономерного мирового процесса
Общественное бытие – бытие социальной формы материи, коллектива людей, как социальных материальных существ в их материальной деятельности и материальном отношении (материальная сторона жизни общества).
Общественное сознание – отражение общественного бытия в форме идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций и т. д. (духовная сторона жизни общества).
Структура бытия
человек как социальное труд производственные
материальное существо отношения
ручной труд
машинный труд
труд
СУЩНОСТЬ И СУЩНОСТНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА
Сущность – тождество вещи самой себе, отличие вещи от другой.
Человек – творческое, активное, преобразующее существо, творящее самого себя и свою сущность в процессе создания условий для своего существования в ходе совместной с другими индивидами деятельности.
Сущностные силы – силы, в которых проявляется сущность.
Способность – готовность человека к виду деятельности, к преобразованию природы и самого себя.
Потребность – нужда в чем-либо, обусловленная противоречием между наличным и необходимым его существованием.
Законы развития человеческой истории:
закон возрастающих способностей
закон возрастающих потребностей
преобладание способностей над потребностями
соотношение производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил
закон стоимости
Концепции:
Потребности:
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО СТРУКТУРА
Материальное производство – процесс взаимодействия человека с веществом природы, в котором человек придает веществу форму, пригодную для потребления, обмена и распределения.
Производительные силы – отношение индивидов к природе, единство личной (труд) и вещественной (средства производства) сторон.
Виды развития труда
гуманитарный технологический
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ СТРУКТУРА
Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.
Структура производственных отношений:
Диалектика производительных сил и производственных отношений выражается в законах соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Исторические общности людей – крупные объединения людей, исторически сложившиеся, со своими специфическими чертами.
родоплеменная общность
народность
нация
Социальные классы – большие группы людей, которые различаются по их месту в исторически определенной системе производства:
по отношению к средствам производства
по роли в организации производства
по доле и способу получения общественного богатства
Основные классы:
рабы - рабовладельцы
помещик – крепостной – крестьянин
капиталист – наемный рабочий
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
отражает общественное бытие в форме идей, взглядов, теорий, ошибок, чувств, интересов.
обыденное теоретическое
3 подхода к структуре общественного сознания:
по субъектам, носителям
общественное индивидуальное
по глубине отражения действительности
по объекту отражения
Законы развития общественного сознания:
зависимости общественного сознания от общественного бытия
относительной самостоятельности общественного сознания
обратного активного влияния общественного сознания на общественное бытие
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
Это развитие мира от низшего к высшему, от простого к сложному.
Концепции:
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ
Это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства материальных благ.
первобытнообщинное общество
рабовладельческое общество
феодализм
капитализм
коммунизм
Структура ОЭФ:
базис надстройка
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Это стадия общественного развития, следующая за варварством.
Цивилизация – ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребностей и распределения, формированием гражданского общества.
локальные цивилизации
западные, восточные, южные цивилизации
Современные цивилизации:
западно-христианская
православная христианская
исламская
индусская
дальневосточная с японской ветвью
Циклы цивилизации:
Критерии:
переход от макрокосма
обращение души к небесному царствованию
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»
Географический факультет
Кафедра философии
Работа на тему:
КУРС СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Студентки 3 курса 2 группы
Онучиной Ю.И.
Преподаватель
Чернова Т.Г.
Пермь 2010
Другие работы по теме:
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
История философии
Тестовые задания по теме «История философии» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания История философии Философия древности Философия Средних веков
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Бесконечность в философии
Бесконечность в философии-понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная Бесконечность, выражаемая в законах науки, количественная Бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Бурачек Степан Анисимович
Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
Зеньковский Василий Васильевич
Зеньковский Василий Васильевич- философ и психолог. От концепции всеединства Вл. Соловьева шел к построению метафизики человека и интуитивизму. Разработал концепцию психофизического взаимодействия.
Философия Финляндии
Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан.
Философия Канады
В 19 в. философские течения в Канаде складывались под влиянием французского и англо-американского источников, причём основным источником французского влияния остаётся католическая философия неотомизма.
Философия Кубы
В колониальный период развитие философии на Кубе было тесно связано с развитием философии в Испании. До 18 в. безраздельно господствовала схоластика, распространявшаяся различными религиозными орденами.
Философия Норвегии
Вследствие длительной политической зависимости Норвегии от Дании самостоятельное развитие норвежской философии началось во 2-й половине 18 в. 1-я половина 19 в. характеризуется интересом к проблемам истории, личности и свободы.
Батищев Генрих Степанович
С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности.
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
Культорология как тип социальной теории
1. Культурология как тип социальной теории Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние ( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Редкин, Пётр Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Григо́рьевич Ре́дкин (16 октября (4 октября) 1808, Ромны Полтавской губернии — 19 марта (7 марта) 1891, Санкт-Петербург) — русский правовед, историк философии, ректор Санкт-Петербургского университета.
Фан Ван Хум
(вьетн. Phan Văn Hщm; 1902—1945) — деятель вьетнамского национально-освободительного движения, философ, журналист, писатель. Во второй половине 1920-х гг. один из ближайших соратников Нгуен Ан Ниня. В 1929 г. отправился на учёбу во Францию, где встал на позиции троцкизма. В 1930—1933 гг. учился на факультете философии Парижского университета.
Рюдигер, Андреас
Связать Андреас Рюдигер (нем. Johann Andreas Rьdiger; 1673—1731) — немецкий философ, ученик Хр. Томазия; читал лекции по философии в Галльском и Лейпцигском университете.
Стэн, Ян Эрнестович
Ян Эрне́стович Стэн (латыш. Jānis Stens, 9 (22) марта 1899 — 20 июня 1937) — советский политический деятель, философ, специалист по диалектике, гносеологии, социальной философии.
Пауль Дойссен (Deussen)
Труд жизни Д. — «Всеобщая история философии» (1894—1917), в которой фактически впервые материал индийской философии был введен всерьез в общефилософский контекст.
Евгений Дюринг (During)
Евгений Дюринг (During) (1833–1921) – немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы: «Курс философии» (1875), «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875), «Логика и теория науки» (1878).
Давыдов Юрий Николаевич
Давыдов Юрий Николаевич (р. 1929) — специалист по социальной философии, западноевропейской философии, социологии искусства; доктор филос. наук, проф.
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.
Баадер, Франц Ксавер
Баадер, Франц Ксавер (Baader, Franz Xaver von) (1765–1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм.
Поль Жане
Жане, Поль (Janet, Paul) (1823–1899), французский философ и историк, последователь В.Кузена.