Цель христианской жизни святитель Григорий Нисский ясно изложил в своем труде «Жизнь Моисея Цель христианской жизни состоит в постоянном стремлении к Богу. Путь восхождения состоит из трех ступеней. Святитель Григорий говорит, что для того чтобы достигнуть богопознания человек должен пройти все три ступени, и результат их прохождения не зависит от их последовательности.
Что же это за ступени? Первая ступень - очищение (κάθαρσις). Святитель Григорий считает, что эта ступень ясно описана в книге «Исход», в той части, где Моисей поднимается на гору и входит в темное и влажное облако. Прежде чем подняться на гору, Моисей снимает обувь - это толкуется как снятие «одежд кожаных», то есть страстей, грехов, которые человек получил от Бога при изгнании из рая. Вспомним, что перед крещением оглашенный должен стоять непрепоясанным, непокровенным, без обуви.
Посредством очищения человек одерживает победу над страстями и избавляется от всего того, что не от Бога. «Святой Григорий пользуется универсальным языком монашества: все, что не от Бога, суть страсти, ограничивающие нашу свободу, в конечном счете - разновидности нашей смертности. Идея очищения души и тела от греховных страстей - отнюдь не то же самое, что и стоическая идея освобождения от всего излишнего. Рассуждения стоиков основаны на соображениях здравого смысла и, хотя по сути своей недурны, ни к чему не приводят, оставляя нас наслаждаться сомнительным субъективным благополучием»1. Более же глубокий смысл имеет учение святителя Григория: человек может войти в Царствие Небесное только тогда, когда очистит себя, свою душу и тело от грехов.
Вторая ступень дает освобожденному от страстей разуму – естественное видение. Обладая таким видением, человек созерцает творение и лучше его использует. Таким образом, как говорит прот. Иоанн Мейендорф: «Такой взгляд на вещи показывает, что христианский путь - это не путь эскапизма, не способ избежать действительности. Напротив, это путь к лучшему, более глубокому познанию мира, к видению его таким, каков он есть, без фантазий и предрассудков, и, следовательно, это путь к правильной естественной жизни»2. Человек призывается не только существовать в этом мире, но изучать его, обретать радость жизни, преображать этот мир.
И наконец мы подошли к третьей ступени, ступени боговидения. Эта ступень приводит человека к тому, что святитель Григорий называет обожением. «Исходная идея Григория состоит в том, что видеть Бога никак, ни в каком смысле нельзя, ибо Бог - вне всякого видения. Поэтому в нашем стремлении увидеть Бога мы "выходим из себя", наш разум уже не нужен нам, мы оставляем его позади и выходим "вовне". Это переживание настолько необычайно, что, говоря о нем, Григорий употребляет такое выражение, как "трезвое опьянение", уподобляя его тому, что произошло с апостолами в Пятидесятницу. То, что всем окружающим показалось опьянением, на самом деле было свидетельством Духа Святого. Это же ощущение описывается словом "любовь", "эрос", и это также предполагает "выход из себя" и отдачу себя Другому»3.
Как мы говорили ранее, святитель Григорий утверждает, что все три ступени являются необходимым условием богопознания, но нет никакой четкой их очередности. Однако нельзя забывать, что богопознание невозможно без осознания того, что Бог абсолютно непознаваем и непостижим: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1, 18). В осознании этой невозможности постижения Бога и проявляется истинное знание.
Святитель Григорий толкует такой отрицательный характер богопознания темным облаком, в которое входит Моисей. Когда человек приближается к Божеству, то на смену свету приходит тьма.
Это слово учит нас тому, что в первый раз ведение благочестия есть свет для тех, в ком оно появляется. То, что мы представляем в уме противоположное благочестию является тьмою, а когда мы отходим от этой тьмы, то являемся причастниками света. Ум же, чем больше углубляется в познание истинного постижимого, тем ближе к тому, чтобы увидеть несозерцаемость Божественного естества.
Такое понимание богопознания основывается не только на отрицательном (апофатическом) богословии, которое помогает нам понять, чем Бог НЕ является. «Апофатический подход характерен и для платонизма, но в нем непостижимость Бога рассматривается как следствие несовершенства нашего разума»4. Святитель Григорий говорит, что Бог непостижим по Своей природе. Никто не может Его видеть, ни полностью свободный от страстей разум, ни даже ангелы. Для того чтобы видеть и понимать, надо хотя бы частично обладать, а так как человек – тварь, то он не может овладеть Богом. Бог творит, действует и тем самым открывает Себя Сам. Моисей вошел во тьму для того чтобы «увидеть» Бога, увидеть Его через Его действия.
Мы должны знать, что нас отделяют от Бога два вещи: первая - это наша падшая природа, а вторая непостижимость Божества. Наше падение – в страстях, и победить их мы можем путем очищения. Этот путь помогает нам преодолеть первое препятствие, отделяющее нас от Бога. Но наш путь – это путь нашей жизни, так как непостижимость Бога непреодолима.
Однако здесь может возникнуть такой вопрос: не впадет ли наша душа в отчаяние, осознав полную невозможность видеть непосредственно то, ради чего она стремится пройти этот путь и не откажется ли она от всего ею достигнутого? Не вернется ли она во власть страстей, отвергнув благую цель? Святитель Григорий утверждает, что такого быть не может: «...Душа, отрешившаяся от земного пристрастия, делается несущейся горе и скорою в этом движении выспрь, воспаряя от дольнего в высоту. И как свыше ничто не пресекает ее стремления (естество добра к себе привлекает возводящие к нему взоры), то, конечно, непрестанно становится она выше и выше себя самой, по вожделению небесного, как говорит апостол, простираясь вперед (Флп. 3, 13), и будет всегда совершать парение к высшему»5. «…Также и Моисей, нимало не останавливаясь в восхождении... и не престает возвышаться, потому что и на высоте находит всегда ступень, которая выше достигнутой им»6.
Святитель Григорий дает этому такое объяснение:
«Мне кажется, что чувствовать это свойственно душе, которая исполнена каким-то пламенеющим любовью расположением к прекрасному по естеству и которую от видимой ею красоты надежда влечет всегда к красоте высшей, непрестанно приобретаемым всегда возжигая в ней вожделение сокровенного. Почему сильный любитель красоты, непрестанно видимое им принимая за изображение вожделеваемого, желает насытиться видением отличительных черт Первообраза? Сие-то и выражает это дерзновенное и преступающее пределы вожделения прошение насладиться красотою не при помощи каких-либо зерцал или в образах, но лицом к лицу»7.
Истинное содержание любви - в постоянном ожидании большего. Моисей увидел уже настолько много, что захотел большего. Он увидел образ и потом уже всегда мечтал о Первообразе. Именно поэтому он уже не мог сбиться с пути и его воля, с этого момента, навсегда совпадала с волей Бога, Свобода Моисея - в его постоянном восхождении по пути добродетели, к ее Цели.
1 Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие.
2 Там же
3 Там же
4 Там же
5 Жизнь Моисея
6 Там же
7 Там же
Другие работы по теме:
Лексика
Лексикология изучает вопросы происхождения и формирования лексики современного русского языка определяет место слова в лексической системе, а также в системе функциональных стилей современного русского.
Школа хуаянь
Основателем школы хуаянь считается Фа-цзан (643-712), который оставил после себя множество трудов (считается, что он написал их больше сотни). Философ находился под покровительством императрицы Ву и сумел систематизировать буддийское учение.
Космоцентризм ранней древнегреческой философии
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется.
Структура философии
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) —учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях.
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Кроссворд по философии
Министерство образования Российской Федерации филиал ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Волжском Кафедра СГН Семестровая работа: Кроссворд по философии Выполнила студентка
Кожевников Владимир Александрович
При помощи многочисленных цитат из буддийской литературы Кожевников дает яркое изображение буддийского абсолютного отрицания мира, их учения о том, что всякое космическое бытие есть зло, что источник личного существования - себялюбие.
Козлов Алексей Александрович
Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм.
Формы и методы научного познания
Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “qnosis” - знание и “loqos”- понятие, учение и означает “понятие о знании”, “учение о знании”. Как одна из дисциплин, изучающая познавательную деятельность человека, она имеет свою специфику.
Кроссворд по философии
Раздел философии, учение о бытии. Философское учение о природе ценностей. Процесс получения и обновления знаний. Мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Совокупность взглядов, оценок, принципов.
Философия Бернардино Телезио и Томазо Кампанеллы
Более поздним представителем натурфилософии является Бернардино Телезио (1509-1588). С его именем связывают такие направления, как сенсуализм или гилозоизм (учение о "живой материи"), оказавшие большое влияние на Томазо Кампанеллу (1568-1639).
Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии
!1 Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Дзен
Дзен можно назвать внутренним искусством и дизайном жителей Востока. Корни его были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришёл в Китай из Индии в 6 веке (592г). Впоследствии, в 12 столетии, учение дзен проникло и в Японию.
Джайнизм
Оформление этого учения связано с именем Махавиры Джины (6 в до нэ) считается последним из 24 тиртханов (тех кто смог освободиться от кармы). Родившись в семье кшатрия он в 30 лет ушел из дома. Через несколько лет он прозрел и стал проповедовать свое учение. Вначале последователями были лишь аскеты, отказавшиеся от всего материального включая одежду - ради достижения мокши.
Павел Самосатский
Павел Самосатский, епископ Антиохийский (260–272), о ранних годах которого известно лишь то, что он был низкого происхождения. Он стал патриархом Антиохийским в 260, и приблизительно в то же время выдвинул свое учение.
Кунда Хаджи Кишиев
Своей жизнью и деятельностью Кунта-Хаджи Кишиев – философ, живший в середине 19 века - заслужил себе имя эвлии – святого. За что чеченский народ удостоил его столь высокого признания?
Толстой Течение воды
Лев Николаевич Толстой Течение воды Толстой Лев Николаевич Течение воды Лев Николаевич Толстой Течение воды Однажды ученики Конфуцы застали его у реки. Учитель сидел на берегу и пристально смотрел на воду, как она бежала. Ученики удивились и спросили: "Учитель, какая польза смотреть на то, как текут воды? Это дело самое обыкновенное, оно всегда было и будет".
Толстой О Гоголе
Лев Николаевич Толстой О Гоголе Толстой Лев Николаевич О Гоголе Л.Н.Толстой О ГОГОЛЕ Гоголь ‑ огромный талант, прекрасное сердце и небольшой, несмелый, робкий ум.
Истребитель коммунистов бронепоезд
Введение 1 Состав 2 Вооружение 3 Бои Введение Локомотив бронепоезда Nr2. 1941г, Ижорск, присоединение к Бронепоезду № 7 «Балтиец». Учение химической атаки
Иоганн Рюйсбрук
Введение 1 Биография 2 Учение 3 Сочинения 4 Наследие 5 Публикации на русском языке 6 Библиография Введение Иоганн Рюйсбрук или Ян ван Рёйсбрук, прозв. Удивительный или Восхитительный (нидерл. Jan van Ruysbroek; 1293—1381) — фламандский мистик.
Белый лотос
Введение 1 Учение 2 Практики Введение Белый лотос (кит. 白蓮教, пиньинь bбiliбnjiаo, палл. Байляньцзяо) — название для нескольких иногда реальных, иногда мифических буддийских или даосских тайных обществ и сект, существовавших в разные исторические эпохи.
Национальный дух
Национальный дух (также народный дух , нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё.
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
Конфуций
(Кун-цзы) (55-479 гг. до нашей эры) – это китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысяч лет. Учение Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-вана и Неба как источника магической силы «дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество).
Понятие артикля у французских грамматистов
В статье Ивона «» изложены различные точки зрения ведущих грамматистов Франции о понятии артикля и его функциях. Автор рассматривает такую проблему как функция артикля. Главные идеи статьи разделены на следующие функции артикля: актуализация существительного и определение существительного.
Апулей
Апулей (Apuleius) Люций (ок. 125 — ок. 180) — римcкий ритор, писатель, философ-платоник. Учился в Карфагене, затем в Афинах и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и др. таинства.
Авраам Абулафия
Абулафия, Авраам (1240 – после 1291), каббалист, родился в Сарагосе (Испания).
Акоста, Уриель
Акоста, Уриель, Коста, Уриель да (Acosta, Uriel) (1590–1647), еврейский писатель, противник традиционного иудаизма.