В конце 19 в. в европейской философско-эстетической мысли происходят процессы радикального пересмотра классических форм философствования. С отрицанием и пересмотром классических эстетических ценностей выступил Ф. Ницше. Он подготовил крушение традиционной трансцендентной эстетической концепции и в значительной мере повлиял на становление постклассической философии и эстетики. В эстетике Ницше разрабатывалась теория аполлонического и дионисийского искусства. В сочинении «Рождение трагедии из духа музыки»(1872) он решает антиномию аполлонического и дионисийского как два противоположных, но неразрывно связанных друг с другом начала, лежащих в основе всякого культурного явления.
Выход за пределы индивидуалистической замкнутости является истинным творчеством. Наиболее истинными формами искусства являются не те, которые создают иллюзию, а те, которые позволяют заглянуть в бездны мироздания. Эстетические и философские концепции Ницше нашли широкое применение в теории и практике эстетики модернизма конца 19 – начала 20 вв. Эстетика Ф. Ницше привлекала русских символистов. Вслед за ним, они воспринимали мир как эстетический феномен, созданный художником-теургом.
В формировании эстетических взглядов Ф. Ницше можно выделить три следующих друг за другом этапа:
Активное освоение культуры прошлого (литературы, истории, философии, музыки, сопровождающееся романтическим поклонением античности).
Критика основ западноевропейской культуры.
Период написания «Заратустры», учение о «сверхчеловеке» (Начиная с 1881 г.).
В течение каждого из этих периодов Ницше испытывал разные по своему содержанию переживания, и с каждым периодом философ накапливал бесценный опыт, совершенствуя вместе с тем свое учение и рассматривая все новые и новые взгляды на жизнь.
В Лейпциге Ницше прочел книгу «Мир как воля и представление», и «заболел» Шопенгауэром. Вслед за Шопенгауэром Ницше воспринимает жизнь как жестокую и слепую иррациональность, боль и разрушение. Способность противостоять страданию можно обрести только в мире искусства. В «Рождении трагедии» (1872) он пытается найти в античной трагедии мощный источник пьянящей радости жизни, мужественное приятие жизненных ценностей. Трагическое искусство умеет возвышенно сказать «Да!» жизни. Ницше переворачивает романтический образ греческой культуры. Не классическая Греция Сократа, Платона и Аристотеля, а досократики и трагики IV в. до н. э. – вот «настоящая» Греция. Тайну греческого мира Ницше связывает с цветением «дионисийского духа», инстинктивной силой здоровья, буйством творческой и чувственной страстью в полной гармонии с природой.
Ницше называет Сократа и Платона «псевдогреками», «антигреками». Философ перечеркнул представление об аскетичной рациональности культуры классической Греции. Ему удалось доказать, что эта культура является пересечением двух векторов – аполлонийского и дионисийского. Аполлон – олицетворение разума, чувства меры. Дионис – воля, огромная страсть, активность.
По мнению Ницше, упадок греческой культуры как раз начинается с Сократа и его последователей – Платона и Аристотеля. Очень велико было воздействие на Ницше А. Шопенгауэра. Сама тема аполлонического в искусстве генетически связана с тем, что можно охарактеризовать в терминах А. Шопенгауэра – миром явления, миром как представлением. Этот принцип Шопенгауэр именовал принципом индивидуальности и множественности мира.
Ясно, почему Ницше так был увлечен Шопенгауэром. Ведь с раннего детства им полюбилась музыка. Его кумирами стали Моцарт, Гайдн, Шуберт, Бетховен, Бах. В современной же музыке Берлиоза или Листа он не находил ничего, что способно было взволновать человека. Тех людей, которые презирали музыку, Ницше, рассматривал как «бездуховных тварей». В своем наследии Ницше оставил не только философские работы. Подобно великому композитору Р. Вагнеру, который писал и литературу философского характера, Ницше, писал музыку.
Одно из ранних произведений Ницше-философа – «Рождение трагедии из духа музыки».Оно было посвящено Р. Вагнеру. Она была написана за период с 1869-го по 1871 год. Первоначально автор колебался с самим названием работы: «Греческая веселость», «Опера и греческая трагедия» (видимо, такое название пришло в голову Ницше из-за написанной Р. Вагнером работы «Опера и драма»), «Происхождение и стиль трагедии».
Это произведение пронизано музыкой. Все, что бы Ницше ни рассматривал в своей работе, все соприкасается с искусством, с музыкой. Написав данное произведение, Ницше не только отдал дань музыке, но и отдал дань знакомству с Р. Вагнером.
«Мы не знаем другого периода искусства, -говорил Ницше, - в котором так называемое образование и действительное искусство были бы столь чужды друг другу и стояли бы в столь бы враждебных отношениях, как это наблюдается в настоящее время. Нам понятно, почему такое расслабленное образование ненавидит истинное искусство: оно видит в нем свою гибель».
Мысль о вечном возвращении настолько глубоко захватила Ницше, что он создал величественную дифирамбическую поэму "Так говорил Заратустра". Он писал ее в феврале и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале 1884 г. в Сильсе. Через год Ницше создал четвертую часть поэмы, столь лично-интимную, что вышла она всего в 40 экземплярах за счет автора для близких друзей.
"Заратустра" занимает исключительное место в творчестве Ницше. Именно с этой книги в его умонастроении происходит резкий поворот к самоосознанию в себе человека-рока. Эта необыкновенная музыкально-философская книга вообще не укладывается в привычные каноны анализа. Ее органическая музыкальность требует не столько осмысления, сколько сопереживания.
"Заратустра" практически не переводима с немецкого на другие языки, как не переводим, например, волшебник языка Гоголь. Необычайная игра слов, россыпи неологизмов, сплошная эквилибристика звуковых сочетаний, ритмичность, требующая не молчаливого чтения, а декламации. Неповторимое произведение, аналог которому вряд ли найдется в мировой литературе. Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий на Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гёте, Вагнера и т.д., и т.п. На многие шедевры этих авторов Ницше дает пародии с одной-единственной целью: показать, что человек - это еще бесформенная масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания. Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в иное, высшее качество - появится сверхчеловек. Ницше закончил первую часть "Заратустры" словами: "Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек".
Список литературы
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; к генеалогии морали. под ред. А. Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока. - Мн.:Беларусь,1992.
Ницше Ф., З.Фрейд, Э. Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр. Сумерки богов /Под ред. А.Яколева:перевод.-М:Политиздат,1989.
Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. «Этика», изд. « Гардарики », Москва 2002 г.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat/
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Этика Аристотеля 2
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования <<Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва>>
Сверхчеловек по Ницше
Сущность сверхчеловека. Причины возникновения концепции. Роль сверхчеловека в жизни человека.Рациональное зерно в концепции сверхчеловека.
Философия сверхчеловека по Ницше
Сверхчеловек по Ницше. В одной из своих работ “Так говорил Заратустра”, Ницше приводит весьма любопытный пример, суть которого в следующем. В некоем городе (название и время действия не суть важно, в первоисточнике не указываются) есть две высоких башни. Между ними натянут канат, высоко-высоко над улицами города.
Биография Ницше
Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах.
Философия Ницше 5
Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной.[1] Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума.
Биография Ф.Ницше и его вклад в этику
Поволжская академия Государственной службы имени П.А.Столыпина. Биография Ф.Ницше и его вклад в этику. Работу выполнил: Студент 1-го курса Очнойной формы обучения
О позиции Ницше по отношению к гедонизму
Ницше - материалист, интенсивно сосредоточенный на творческой способности человека преобразовывать материальный мир гением искусства. Нематериальное счастье в творческом взаимодействии с материей. Деятельность интеллекта.
Кобылинский Лев Львович
Христианское мировоззрение Кобылинского не во всём сходится с традиционным христианством. Так, он утверждает, что великое множество личностей является результатом греха.
Атеизм и нигилизм
В "Веселой науке" Ницше замечает, что "величайшее из новых событий - что "Бог умер" и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия - начинает уже бросать на Европу свои первые тени...
Воля к власти в природе и человеке
Для разъяснения того, как воля к власти работает в природе, Ницше использует аналогию с атомистической моделью строения материи. Он считает возможным говорить о мельчайших количествах, или квантах, власти.
Последний философ
Не случайно сегодня наследие Ницше так соблазняет его толкователей от самых разных идеологий - от национал-социалистов до постмодернистов. Но все они берут от автора "Заратустры" только то, что им выгодно.
Переплетение интеллекта и чувств
Интеллигентный человек всегда неприкаян душой, так как, к сожалению, постоянно не вписывается ни в то время, в котором существует, ни в то окружение, с которым общается. Поэтому он и отыскивает в философии Ницше - нити переплетения.
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Конец легенды
Современные исследователи возвращают доброе имя Фридриху Ницше.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Сверхчеловек и порядок рангов
Ницше объясняет мировой порядок в терминах соперничества и борьбы различных типов воли к власти. Подобная типология, с его точки зрения, существенна идя решения вопроса о ценности того или иного достигнутого состояния.
Критика морали
Если в первый период творчества проблема культурных ценностей интересовала Ницше главным образом с эстетической точки зрения, то во второй период основное свое внимание он сосредоточивает на анализе этических норм и оценок.
Эстетика силы в философии Ницше
Эстетику Ницше принято связывать с ранними его работами, находя ее главным образом в "Рождении трагедии", "Философии в трагическую эпоху Греции" и др. Но при этом совершенно неоправданно забывают о поздних работах Ницше.
Проблемы религии в “философии жизни”
В первой половине XX в. “философия жизни” являлась крупным философским течением на Западе. Она оказала значительное влияние на умонастроения и мировоззрение европейской интеллигенции.
Политико-правовое учение Ф. Ницше
Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше, служебные орудия, средства, инструментарий культуры, которая, в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил.
8220 Нужны ли обществу сильные личности, подобные Чиполло 8221 по произведению Т. Манна 8220
Марио и волшебник В юношеские годы Томас Манн увлекался философией Ницше. Он переживал взлет, душевный пыл, читая книги этого немецкого философа, духовное и стилистическое влияние которого обозначилось уже в ранних произведениях Томаса Манна. В новелле “Марио и волшебник” писатель доказывает, что настоящее искусство должно быть вдохновенное “духом общественной обязанности и служения”, а сильная личность, которая не считается с чувствами других людей, испытает крах.
Печаль и радость в стихотворении Александра Блока Незнакомка
Стихотворение «Незнакомка» написано в 1906 году. К этому времени поэт поменял свое мировоззрение, и тема любви стала изображаться несколько иначе, чем раньше в его творчестве. В начале века Блок, как и многие поэты того времени, увлекся философией Ф. Ницше, которая трактует развитие истории и цивилизации в цикличности.
Если у человека есть зачем жить, он может выдержать любое как Ф. Ницше
“Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое "как" (Ф. Ницше) Автор: Сочинения на свободную тему Я абсолютно согласна с высказывание Ф. Ницше “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»” Автор поднимает одну из важнейших человеческих проблем - проблему смысла жизни.
Фридрих Ницше — Воля к власти
Эту книгу окутывает какая-то страшная тайна. По масштабам лжи и небылиц, нагроможденных вокруг «Воли к власти», эта книга удерживает пальму первенства, по крайней мере, в XX веке.
Фредерик Дилиус
Из всех композиторов, обращавшихся к творчеству Ницше, самым преданным его последователем был, вероятно, Фредерик Дилиус. Имя этого английского композитора у нас сегодня известно мало.
Ницше и Густав Малер
Выбирая сейчас то, что соотносится в симфонии Малера с произведениями Ницше, мы вынуждены искусственно вычленять отдельные элементы из того целого, в котором они реально существуют.
Ностальгия по СССР
Введение 1 Позитивный взгляд на явление 2 Негативный взгляд на явление Введение Ностальгия по СССР — распространённое явление в России и странах СНГ постсоветского периода, а также в среде русскоязычных граждан дальнего зарубежья (в частности Израиля, США, Канады и т. п.), родившихся в СССР. Ностальгия по СССР может выражаться в ностальгии по советскому строю, по советскому обществу, социальной защищенности, советской культуре, или просто по эстетике советского периода.
по Экономике, бухгалтерский учет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НЕФТЕЮГАНСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ СПО « ЗЛАТОУСТОВКИЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По специальности:
Георг Брандес
Брандес Георг (Georg Brandes, 1842–1927) — датский критик, историк литературы и публицист. Р. в Копенгагене, где окончил университет в 1864, изучал сначала право, потом «посвятил свои силы исключительно философии и эстетике».