Формирование эстетической культуры студенчества:
вопросы и противоречия
Файзуллин А.Ф.
Противоречия в осуществлении целей и задач эстетической культуры и эстетического воспитания, хотим мы того или нет, действительно существуют. Связаны они прежде всего с наличием ряда недостатков и упущений в организации этого процесса. Тогда, может быть, лучше говорить о преодолении не противоречий, а недостатков и упущений в эстетическом воспитании? Думается, что речь не идет только об определенных субъективных недостатках и упущениях в постановке, организации и проведении эстетико-воспитательной работы, а также о противоречивых устремлениях людей и интересах классов, социальных групп в сфере эстетической культуры, о различных культурно-эстетических предпочтениях, ценностях и т.д., хотя все это тоже весьма важно выявить и проанализировать. Речь идет о существовании определенных объективных и субъективных обстоятельств, противоречивых по своей природе несоответствий между потребностями и возможностями, между реальными потенциями и практической их реализацией, а также между теорией эстетической культуры и практикой эстетического воспитания, между тем, что мы говорим, что провозглашаем, какие цели и задачи ставим, и как их конкретно реализуем и реализуем ли вообще. Настало время искать пути и средства разрешения этих противоречий, причем не только в теории, но, самое главное, и на практике. Все дело в том, насколько мы сегодня готовы, насколько способны создавать необходимые условия для нормального развития и функционирования эстетической культуры людей, всего общества.
Какие же противоречия конкретно мы видим в осуществлении целей и задач эстетической культуры и эстетического воспитания, и что можно было бы предложить для их преодоления?
Первая и самая основная группа противоречий, которую мы намерены здесь рассмотреть, - это противоречия между тем, что говорится или обосновывается в теории, провозглашается в политике и тем, что есть на практике, в реальной действительности. Раздвоенность здесь во многом существует весьма значительная, она оказывала и оказывает самое сильное воздействие на результативность и эффективность культурно-эстетической работы.
Другая группа противоречий в осуществлении целей и задач эстетической культуры и эстетического воспитания на современном этапе - это противоречия между более высоким уровнем общей культуры развития людей, новыми решаемыми проблемами и во многом устаревшими формами эстетического развития людей. В большинстве случаев в эстетико-воспитательной работе применяются почти те же формы, какие применялись 20, 30, а то и 40 лет назад без какой-либо их трансформации в соответствии с современными условиями, требованиями и возможностями, национальными традициями и т.д. Это во многом обесценивает и снижает результативность работы по эстетическому воспитанию. Проблема поиска и внедрения новых форм культурно-эстетической, воспитательной работы имеет особое значение для молодежи, студенчества, что объясняется его тягой к новому, оригинальному, интересному.
Еще одна группа противоречий связана с существующими и все более обостряющимися в связи с переходом к рыночным отношениям несоответствиями между растущими материально-культурными и духовными потребностями людей и все более низкими возможностями их «реализации». Данная проблема имеет два аспекта. Один из них связан с более рациональным и полным использованием тех скромных возможностей, которыми мы все же располагаем. Другой аспект рассматриваемой группы противоречий - это важная, с точки зрения достигнутой степени, реализация (или, наоборот, нереализация) заложенных в основу демократического общества принципов справедливости, определенного равенства и в сфере эстетической культуры. Проявляется этот аспект в предоставлении и формировании для широких социальных слоев реальных условий и возможностей для так называемого потребления эстетических ценностей, особенно престижных, которые всегда пользовались и пользуются повышенным спросом.
Еще большую важность проблема социальной справедливости приобретает в связи с необходимостью создания условий и возможностей для проявления эстетических творческих способностей, умений и навыков, шире - возможностей понимать красоту (как принято говорить жить и творить по «законам красоты») не как привилегии каких-либо избранных групп, а как всеобщего права. Хотя нужно отдавать себе отчет в том, что в условиях перехода к рынку, приватизации, постоянно растущих цен, в том числе, и на культурные услуги, достижение справедливости, какого-либо равенства, доступности в сфере эстетического творчества и его потребления становится все более проблематичным. Реальность состоит в том, что, очевидно, от общества, государства все меньше можно будет ожидать помощи и поддержки в этом вопросе и все больше надо будет рассчитывать на себя, на свои способности и возможности.
Другие работы по теме:
Предмет эстетики, его сущность и содержание
Формулировка предмета эстетики. Универсальность мышления в образах. Сущность эстетического воспитания. Специфика искусства как предмета эстетики. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, внутренняя логика развития науки.
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Ф. В. Ницше об эстетике
В конце 19 в. в европейской философско-эстетической мысли происходят процессы радикального пересмотра классических форм философствования. С отрицанием и пересмотром классических эстетических ценностей выступил Ф. Ницше.
Русская эстетика XIX века
Эстетика русских революционных демократов — это высший этап в развитии домарксистской эстетики. Теоретической основой эстетических теорий революционных демократов являлся их философский материализм.
Эстетика как философская наука
«Эстетика как философская наука» Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений, животных наука относит к периоду 35-10 тыс. лет назад.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи
Павельчук Илоны_0082 Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи Авторы: А. Думчене – доктор социальных наук, профессор Литовской академии физкультуры. С. Даукилас – доктор социальных наук, профессор Литовского сельскохозяйственного университета. И. Якушовайте – доктор гуманитарных наук, профессор Каунасского медицинского университета.
Роль религии в современном обществе
Мамонова О.А. (СФЭИ г. Ставрополь) Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту
Литературный герой ГЕЦ ФОН БЕРЛИХИНГЕН
ГЕЦ ФОН БЕРЛИХИНГЕН (нем. Goto von Berlichingen) - герой драмы И.-В.Гете «Гец фон Берлихинген, рыцарь с железной рукой» (1771-1773). Историческим прототипом Г. стал живший в XV-XVI в. рыцарь Гец фон Берлихинген. Он оставил подробное описание своей жизни, материалами которого и воспользовался Гете, ознакомившийся с ними еще в годы своего студенчества в Страсбурге.
Современная эстетика
В настоящее время эстетика стала многоотраслевой наукой. Наряду с анализом основных эстетических категорий и форм эстетического, деятельности и сознания она изучает искусство, его виды и жанры, его связь с философией, наукой, моралью, религией, художественные методы и стили на протяжении их исторического развития.
Функции менеджмента 3
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: «Функции менеджмента»
Лики страшного мира в поэзии Блока
Образ «страшного мира» возникает в лирике Александра Блока в годы первой русской революции, когда поэт начинает критически относиться к философской и эстетической концепции символизма. Его уже не устраивают прежние идеалы, но, ощущая себя в тупике, Блок мучается от сознания несовершенства и дисгармонии мира, не зная, что этому противопоставить.
О катарсисе в "Маленьких трагедиях" А. С. Пушкина
Как известно, определение катарсиса у Аристотеля отсутствует, а определение трагедии, в основу которого положено понятие катарсиса, допускает двойной перевод, что и является причиной возникновения многочисленных интерпретаций его содержания.
Вера в гуманные начала жизни
Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Ее решение необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстетической. Не оставляя никого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры.
Политизация эстетики
Попытки анализа истории формирования и развития эстетической мысли предпринимались неоднократно многими буржуазными учеными. Но эти попытки, как правило, настоящего успеха не имели, хотя в их трудах можно найти ценные фактические данные и интересные наблюдения.
Авангардное искусство
В системе эстетических ценностей культуры ХХ в., ориентированных на новаторское понимание того, как следует писать и жить, необходимо различать два противоположных принципа - модернизм и авангардное искусство.
Эстетическое формирование
Формирование в начальный период воспитания. Эстетическая и художественная культура. Эстетические чувства. Художественная культура личности.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Российская ассоциация пролетарских писателей
Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП) — литературное объединение в СССР, образованное в 1925 на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. После образования ВОАПП в 1928 году РАПП занял в нём ведущие позиции.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Мишель Дюфренн (Dufrenne)
Мишель Дюфренн (Dufrenne) (1910–1995)- фр. философ, эстетик, представитель феноменологии. В 1950— 1960-е гг. разрабатывает проблемы эстетики. Его двухтомная «Феноменология эстетического опыта» (1953) стала классической работой в этой области.
Александр Константинович Глазунов
Русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики (1922) Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция) родился 10 августа 1865 года.
Вопросы на сравнение в КИМах ЕГЭ
Вопросы на сравнение на экзаменах по истории в 9-ом и 11-ом классах вызывают затруднение у большинства учащихся. Найти общее и различное в событиях, процессах, явлениях, в деятельности исторических личностей не так-то просто. Главное здесь определить линии сравнения, по каким параметрам, элементам сравнивать.