В.Н. Типухин, Омский государственный
университет, кафедра философии
Испытывая сомнение в истинности всей философии, Декарт,
как известно, дал обет Святой Деве совершить паломничество в Лоретто, если она поможет
ему пересоздать философию. Если все сомнительно (de omnibus dubitandum), то логическая
противоположность этому содержится в самом сомнении: несомненно лишь само сомнение,
несомненно то, что я сомневаюсь и, значит, мыслю, сомнение идентично мышлению. Из
этого единства рождается Декартово "мыслю, следовательно, существую"
(cogito ergo sum). Кажется, что это высказывание представляет собой сокращенное
умозаключение, классическую энтимему, в которой опущена большая посылка: все, что
мыслит, существует; я мыслю; следовательно, я существую. Но против такого понимания
возражает Декарт: "Это положение вовсе не умозаключение, ибо для того, чтобы
оно было таковым, требовалось наличие большой посылки: все, что мыслит, существует..,
но этим как раз была бы уничтожена непосредственность, характеризующая наше положение"
[1]. С этим невозможно не согласиться. Непосредственное единство мышления и бытия
выражает определенность мыслящей субстанции. Ее собственное бытие как мысли тождественно
существованию этой мыслящей мысли. В "Медитациях о первой философии" Декарт
размышляет о Боге, который мыслится им в духе Аристотеля. Декарт понимает Бога как
несотворенную мыслящую субстанцию. Эта субстанция является мыслящей, так как в ней
субъект мысли и ее объект совпадают, тождественны, в этом смысле она есть, или обладает
бытием. Здесь еще не идет речь о различии субъекта и объекта мысли, различии акта
мышления и содержания того, что конкретно мыслится, поэтому критическое замечание
И.Канта о том, что мысль о ста талерах не тождественна ста действительным талерам,
не достигает цели, ибо мышление и бытие берутся Декартом в их непосредственном единстве
и нераздельности.
Cogito Декарта - это мысль, отвлеченная от всего особенного,
пребывающая в себе, тождественная самой себе, воплощенное единство, тождество мышления
и бытия. Это единство (тождество) уходит своими истоками в философию элеатов. Согласно
Пармениду, "одно и то же внимать (мыслить) и быть". Логически такое единство
можно выразить через отношение эквивалентности, которое, как известно, рефлексивно,
симметрично и транзитивно. В таком понимании cogito - это прежде всего саморефлексия,
мысль, пребывающая в самой себе, тождественная самой себе: мыслю, если и только
если существую. Из симметричности, или коммутативности, эквивалентности верно также
и обратное: существую, если и только если мыслю. Это значит, что для мышления необходимо
и достаточно существования и, наоборот, для существования необходимо и достаточно
мышления.
Единство сущности и существования представляет собой определенность
Абсолютного. Это понимание отразилось в известной формуле: in Deo essentia et
existentia unum idemque sunt. Единство необходимости и достаточности мышления для
существования и наоборот, выражающееся в их эквивалентности, составляет логическое
основание онтологического доказательства бытия Бога, бытия несотворенной мыслящей
субстанции. Это единство нашло выражение в отождествляемой с Богом субстанции Спинозы,
рассматриваемой с точки зрения вечности (sub specie aeternitatis). В дальнейшем
оно проявляет себя в абсолютном тождестве Шеллинга и конкретном тождестве в объективном
идеализме Гегеля.
Сущность тотальности логического состоит в том, что все
определенности в ней имплицитно содержат в себе формы противоположности или отрицания
и каждая логическая определенность необходимо имеет соответствующие ей онтологические
эквиваленты. Единство мышления и бытия содержит в себе определенность отрицания,
снятое различие между ними, выражающееся и проявляющееся в формах, обратных импликации,
непосредственно следующих из эквивалентности. Различие как форма отрицания выражается
в контрапозициях.
Одна из них: "не существую, следовательно, не мыслю"
(non sum ergo non cogito) имеет уже иное логическое и онтологическое содержание.
Это форма отрицания бытия не может определять несотворенную мыслящую субстанцию,
ибо не существовать, не обладать бытием Бог не может. Его сущность, согласно Николаю
Кузанскому, будучи coincidentio oppositorum является выражением противоречащих экстремумов
универсального бытия и ничто, или, как утверждает Шеллинг: "Она есть ничто,
потому что ничто не может принадлежать ей способом, отличным от ее сущности, и она
все же выше всякого ничто, потому что сама она есть все" [2]. Обе противоположности
необходимо существуют. Ничто, хотя и представляет собой определенность уничтожения,
превращения универсума в ничто, само исчезнуть не может, ибо логически и онтологически
оно содержит в себе противоречие, а противоречие в логике является определенностью
невозможности. Представляя собой невозможность исчезновения, существование ничто
является необходимостью. Бытие, еще неразличимое от существования, объединяет у
Декарта несотворенную мыслящую субстанцию и сотворенные мыслящую и протяженную субстанции
и является выражением единства, монистичности, на основе которой полагается дуализм
этих двух субстанций. Различие между вечным и конечным духом обнаруживается внутри
единства. Контрапозиция: "не существую, следовательно, не мыслю" является
определенностью такого различия, ибо она выражает определенность конечного мыслящего
духа. Для его существования достаточно наличия у него мышления. Для признания моего
существования достаточно того, что я мыслю. Для наличия мышления необходимо, чтобы
мыслящий субъект существовал, ибо если он не существует, то и не мыслит.
Отсюда М.Хайдеггер не мышление, а именно бытие объявляет
основой своей фундаментальной онтологии, утверждая, что сущностью человека является
"не cogito, а sum" [3]. Это есть бытие самого мыслящего конечного субъекта,
его существование (existentia), которое предшествует сущности (essentia). В процессе
существования, бытия бытийствующих, бытия, неотделимого от времени, мыслящий и действующий
субъект обретает свою сущность.
Другая контрапозиция, являющаяся обратной по отношению
к первой: "не мыслю, следовательно, не существую" (non cogito ergo
non sum) выражает существование, опосредствованное мышлением. В ней для существования
необходимым является мышление, ибо отрицание мышления ведет к отрицанию бытия. Она
выражает опосредствованное понимание существования, являющегося становлением, возникновением,
переходом ничто в бытие и уничтожением, переходом бытия в ничто. Это конечное существование
является результатом акта творения. Отношение сущности и существования в нем также
обратное: сущность предшествует существованию; существование мира есть его бытие,
возникающее из вечной, бесконечной сущности Бога. Эта сущность логически представляет
собой не только всеобщность, но и необходимость, ибо содержит в себе невозможность
быть иной. Как известно, Гегель кроме непосредственного существования дает опосредствованные
определения "существования, бытия, возникающего из сущности; есть еще бытие,
возникающее из понятия - объективность" [4].
Таким образом, обратная контрапозиция выражает как творение,
так и сущность деятельности субъекта, объективирующего себя, свою сущность в результатах
творческой деятельности. Понятие, согласно Гегелю, есть единство бытия и сущности,
оно есть бытие, возникающее из сущности, понятие, замечает Шеллинг, есть также
"бесконечная потенция бытия" [5]. Понимаемое Шеллингом творение как потенцирование,
возведение в степень, нам представляется логически корректным в том смысле, что
ничто, нулевой класс в нулевой степени порождает универсальное бытие, универсальный
класс. Гуссерль видел эпохальное значение философии Декарта в "субъективном
повороте", "возврате к философствующему ego, ego чистых когитаций".
Это есть поворот к "солипсистскому философствованию", "даже если
бы не было мира" [6]. Это путь, ведущий к солипсизму Беркли, эмпириокритицизму
Маха и Авенариуса, неопозитивизму, рассматривавшему бытие как комплекс ощущений,
элементов мира, атомарных фактов, феноменов сознания, мысли, исчезающих с исчезновением
мысли.
Декарт, как глубоко заметил Н.Ф.Федоров, "это Карл
Великий в области философии" [7], его философия содержит в себе взаимоисключающие
противоположности, непосредственности и опосредствования, субстанциальности и акцидентальности,
абсолютного, безусловного, вечного и относительного, обусловленного, конечного,
субъективности и объективности, рационального и иррационального, во многом определивших
последующее развитие мышления.
Статья подготовлена на основе доклада, сделанного 31 марта
1996 г. на научно-теоретическом семинаре, посвященном 400-летию со дня рождения
Р.Декарта. К печати статья подготовлена В.М.Шкарупой.
Список
литературы
Cartesius.
Responsiones ad sec. objectiones adjunctae meditationibus de prima philosophia.
P. 74.
Schelling F.W.I.
Weltalter//Sammtliche Werke. Abt. 1. Bd.
8. Stuttgart-Augsburg, 1961. S. 235.
Heidegger M. Sein
und Zeit. 1960. S. 211.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики//Соч. Т. V. М.; Л., 1937. С.
573.
Nachschrift Paulus. Schelling F.W.I., Philosophie der
Offenbarung 1841/42. Frankfurt am Main, 1977. S. 100.
Husserl E.
Cartesianische Meditationes mid Pariser Vortrage//Husserlisns. Bd. 1. Haag,
1950. S. 3.
Федоров Н.Ф. Философия общего дела//Соч. М.,1982. С.
630.
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта omsu.omskreg/
Другие работы по теме:
Онтологическая неопределенность Cogito
Знаменитое De omnibus dubitandum Декарта, выражающее собой принцип радикального сомнения, как известно, не относится к факту самого сомнения, откуда делается онтологический вывод о существовании сомневающегося.
Задачи по теме "Логические выражения"
В настоящей публикации представлены наиболее удачные задачи по теме "Логические выражения и их запись на языке Pascal", которые были составлены студентами.
Грот Николай Яковлевич
Попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям) была сделана Н.Я.Гротом в его "Реформе логики" и отчасти И.Ягодинским в его книге "Генетический метод в логике".
Кривые второго порядка. Квадратичные формы
Понятие квадратичной формы и способы ее записи. Действительные и недействительные, вырожденные и невырожденные формы, ранг матрицы. Знакоопределенность квадратичных форм, определение ее миноров. Критерии положительной и отрицательной определенностей.
Интегральная и микропроцессорная схемотехника
Рабочая программа курса «Интегральная и микропроцессорная схемотехника» Введение . Роль интегральной электроники в развитии современной науки и техники. Этапы перехода от дискретных элементов к интегральным микросхемам. Успехи, достигнутые в области разработки полупроводниковых приборов и микросхемотехники.
Схемотехническое решение
Система управления технологическими процессами и оборудованием. Многоэмиттерный и полевой транзисторы. Логические элементы. Триггеры, дешифраторы, мультиплексор, регистр, счетчики, делитель частоты и запоминающие устройства. Функциональные узлы.
Логический тип данных. Операции сравнения
Логические, или булевские, данные предназначены для хранения логических значений "истина" или "ложь". Логические переменные и константы имеют тип Boolean и занимают в памяти 1 байт. Существует всего две логические константы - TRUE и FALSE.
Is It Dangerous To Think Too Much
Essay, Research Paper Is it Dangerous to Think too Much? Cogito, ergo sum ( I think, therefore I am. ), Descartes famous basis for his philosophy of Cartesianism, is also compelling evidence towards the defense of one of the most famous of the early Greek teachers, Socrates. In order to be, one must think. Socrates was a seeker of truth, and the highest knowledge is knowing what is best for oneself and one s community.
Founding The Modern Project Essay Research Paper
The Cogito Ergo Sum is the heart of Cartesian philosophy and represents the starting point of his method. It set Descartes apart from the Scholastics who began with real things in a really existing world. He was obviously influenced by the Protestant Reformation and its challenge of authority, tradition and medieval Aristotelianism.
Can We Ever Reach Certainty Essay Research
Paper First, I would like to quote Descartes: “Cogito, ergo sum” – I think, therefor I am. He said this, because he didn’t know weather he knew if he existed or not. Descartes thought like this: I know that I’m dreaming, but I don’t know if it’s reality or dream, I doubt. But because I doubt, I think, and if I am thinking, I am a human, thinking, being, and therefor – I exist – “Cogito, ergo sum”.
Rene Decartes Essay Research Paper Descartes is
Rene Decartes Essay, Research Paper Descartes is famed by is familiar notion, “I think therefore I am (Cogito, ergo sum.).” It is a conclusion he has reached in his second meditation after much deliberation on the existence of anything certain. After he discovers his ability to doubt and to understand , he is able to substantiate his necessary existence as a consequence.
How If At All Does The Cogito
Help To Ground Our Knowledge Securely? Essay, Research Paper The Cogito is the name given to the famous statement Descartes considers of which he is sure of its certainty: cogito, ergo sum, or ?I
Descartes Essay Research Paper Everyday we are
Descartes Essay, Research Paper Everyday we are bombarded with various forms of stimuli. We see many people, we hear cars drive by, we feel the cool breeze, etc, but how can we prove that we are really experiencing these stimuli? That is the question that Rene Descartes asked some three hundred fifty years ago, is there anything real in this world? Descartes concluded that at least his mind existed because he was thinking, which led to him saying ?Cogito ergo sum? which means I think therefore I am.
Descartes And Hume Essay Research Paper There
Descartes And Hume Essay, Research Paper There are three ways in which one is able to find truth: through reason (A is A), by utilizing the senses (paper burns) or by faith (God is all loving). As the period of the Renaissance came to a close, the popular paradigm for philosophers shifted from faith to reason and finally settling on the senses.
Descartes Essay Research Paper Descartes Meditations Descartes 2
Descartes Essay, Research Paper Descartes Meditations Descartes? ?Cogito Ergo Sum? (I am, I exist) argument is a complex one. In many ways, he constructs a convincing argument for the existence of the self, and for the process of the thinking being, the essence of that self. In this meditation on his philosophy, Descartes on numerous attempts tries to convince both the readers, as well as himself, of his theory that we must reject all of our present ideas and beliefs and start from nothing.
Hobbes Vs Descartes Essay Research Paper The
Hobbes Vs Descartes Essay, Research Paper The question I chose to answer was number 3. Contrast Descartes thoughts of the mind against Hobbes thoughts. The paper will consist of the strengths and weaknesses of Cartesian Dualism. Cartesian Dualism claims the independent existence of a non-physical realm and a physical realm.
Descartes Leibniz And Spinoza Essay Research Paper
Erik Irre Modern Philosophy December 16, 1999 Paper 1, Section 2 If these great thinkers (Descartes, Spinoza, and Leibniz) were to discuss instead the soul?s connection to the body, what might each say (both on his own behalf and in response to the other)? Would they find any places where they might agree? If not, why not? (These are, after all, smart guys!)
Descartes Meditations Essay Research Paper Descartes overall
Descartes Meditations Essay, Research Paper Descartes overall objective in the Meditations is to question knowledge. To explore such metaphysical issues as the existence of God and the separation of mind and body, it was important for him to distinguish what we can know as truth. He believed that reason as opposed to experience was the source for discovering what is of absolute certainty.
Explication Of The Cogito Essay Research Paper
In his Meditations, Rene Descartes attempts to prove the existence and reality of himself and things external to himself. In order to fulfill such a feat, Descartes decides to doubt all that he knows, for he knows not whether that can be relied upon. He doubts his knowledge for three main reasons.
Descartes Knowledge Essay Research Paper Descartes Essay
Descartes Knowledge Essay, Research Paper Descartes (Essay #1) Rob Hewitt 9711732 Wednesday October 21, 1998 Justin E. A. Busch The question of our existence in reality is a question which philosophers have tackled throughout time. This essay will look at the phrase, cogito ergo sum or I think therefore I am, a phrase brought about by Rene Descartes.
Can Descartes Be Certain He Is Thinking
Essay, Research Paper Can Descartes be certain that he is thinking? How? Can he be certain that he exists? How? (And who is he?)Descartes? statement ?I think therefore I exist? raises questions about the meaning of thought, the meaning of existence but most fundamentally, in what sense he can be certain. The difficulty in establishing the certainty of ?I think? and ?I exist? is that the two concepts are interrelated.
Descartes Essay Research Paper Ren Descartes is
Descartes Essay, Research Paper Ren? Descartes is often referred to as the father of modern philosophy. Although some controversy exist over the appropriateness of such a label one can hardly dispute the fact that his approach to philosophy was dramatically different than many of his contemporaries. Descartes grew tired of how dogmatically the ideologies of past philosophers were presented and how dissimilar and unsystematic each was.
Socrates And Descartes On Dualism Essay Research
Paper Socrates and Descartes on Dualism Dualism means the complete separation of the mental world and the physical world. In philosophy, it is the theory that the universe is explicable only as a whole composed of two distinct and mutually exclusive factors: the mind and the body. Socrates and Plato are called dualists because they think that mind and body are separate and distinct substances.
Descartes Sixth Meditation Essay Research Paper Descartes
Descartes Sixth Meditation Essay, Research Paper Descartes Sixth Meditation In his sixth meditation must return to the doubts he raised in his first meditation. In this last section of his sixth meditation he deals mainly with the mind-body problem; and he tries to prove whether material things exist with certainly.
On Descartes Meditations I
& Ii Essay, Research Paper On Descartes Meditations I & II Descartes uses his Meditations on First Philosophy to consider one of philosophy s greatest questions: what is truth? He dedicates this writing to outlining a rational, logical process of determining the answer, as well as his own conclusions in the matter.
The Metamorphosis Life As A Bugman Essay
, Research Paper In Franz Kafka?s fanciful novel The Metamorphosis, Gregor Samsa wakes up one morning to find that he as been transformed into a beetle. As the story progresses, we can see that Gregor?s life as a beetle is not all that different from Gregor?s life while in human form. Because of this we have to ask ourselves ?Does Gregor Samsa qualify as a human being?? I believe that Gregor does not qualify as a human being and had stopped being truly human long before his metamorphosis.
Descarte 2 Essay Research Paper How can
Descarte 2 Essay, Research Paper How can we know if we are a brain in a vat? Can we be sure that we are not the playthings of evil demons? These questions have been discussed by many philosophers in the past and still we do not have a proof that we are not some demon s plaything. Yet, at least two prominent philosophers, Ren Descartes and John Locke believed there are ways to prove that we are not brains in vats.
Why God Cannot Exist Using Descartes
’ Arguements Essay, Research Paper Descartes sets about proving the existence of God through his meditations on knowledge in an effort to prove the skeptics of his time wrong. He first determines that human knowledge is based entirely too much on unproved presuppositions. He argues that this makes it difficult to distinguish between truth and error, since we cannot recognize true knowledge.
Особенности правоотношения
Text Text Носит общий характер Носит общий характер Формально определена Носит общеобязательный характер Образует определенную систему Рассчитана на неоднократность действия Носит неперсонифицируемый характер Процедурность Graphics