Р.М. Абакарова
Наиболее важными в определении культуры вообще и этнокультуры в частности является то, в чем видеть ее сущность. И. Кант гениально и просто определил сущность культуры как нравственное, моральное сознание.
Нравственные ценности, определяющие сущность этнокультуры заключены в уникальности, традиционности, которые имеют в своей основе элементарные нормы нравственности.
На пороге XXI века существуют этнокультуры, жизненное устройство которых подчинено традициям и традиционному типу культуры, а не закону права. Здесь критерием духовности, подлинного человеческого существования служит некий духовный опыт, который не всегда стимулирует, но даже тормозит собственные искания личности.
Нравственность в таком случае не всегда соответствует духовности, так как нравственное поведение (поступки) осуществляются в силу традиции или привычки, не всегда являясь следствием развитой личности. Если понимать духовность или духовную жизнь как попытку самореализации, описка собственного понимания подлинного человеческого существования.
Свобода придает деятельности человека нравственное измерение, позволяя оценивать его этически. Для полноценного диалога, взаимодействия субъект с необходимостью должен обладать свободой. Нравственная оценка возможна, только если у действующего лица существует свобода выбора цели, способов и средств реализации. Здесь возникает вопрос, насколько совместимы и совместимы ли вообще свобода личности и традиционный тип этнокультуры. Этот вопрос аналогичен тому, насколько свободен танцор в фольклорном, хореографическом танце, где либо яркая личность танцора определяет характер танца, либо танец предстает как субъект, где танцоры всего лишь составляющие общую картину танца. Возможно уникальное переплетение жестких рамок сюжета с яркой характерной личностью танцора. Как в спектакле, где зрители ходят как на спектакль, так и на «актера». Сочетание «актер»-спектакль ведет к успеху.
В этнокультуре сочетание консервативных традиций, основанных на принципах общечеловеческой нравственности с свободным духовным поиском личности, способствует сохранению уникальности.
Этнокультура не существует изолированно, необходим диалог, преемственность культур. Диалог культур возможен, как по горизонтали, где общение, взаимовлияние, взаимопроникновение происходит в одном временном пространстве, так и по вертикали, где прошлое служит опытом для настоящего и основой для будущего.
При активной унификации техногенных ценностей, возникает проблема сохранения уникальности, свободной ценностно-избирательной деятельности, отличающейся от всех других однородных систем.
Этнокультура, как единая система объединяющая традиционное с прогрессивным, инновационным, способна сохранить уникальность при условии, если в своей основе имеет общечеловеческие нравственные ценности, как то уважение себя и себе подобных, умение понять себя через других: то есть владение всеми законами общения: приобщение к ценностям другого к своим ценностям.
Этнокультура способна сохранить свою уникальность только в рамках диалога, во-первых, со своей культурой прошлого, на основе которой возможна культура будущего, во-вторых, культурой ближних, дальних и очень дальних этносистем, сущность культуры, которые видят в нравственных, моральных ценностях.
Другие работы по теме:
Сущность делового этикета
Главная Содержание 7.1 Сущность делового этикета Деловой этикет — это совокупность правил, традиций, условностей, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений во время деловых контактов, переговоров, переписки, подписания договоров, приемов, общения с партнерами и подчиненными.
Место и роль «геронто» в этнокультуре
Прежде чем определить место и роль физиологически старых, духовно зрелых и жизненному опыту мудрых людей в этнокультуре, возникает желание расшифровать смысл короткого изречение поэта — представителя этнокультуры.
Сравнительный анализ политической культуры
Сергей Мельников, группа М1-42 Сравнительный анализ политической культуры Человек, его роль о обществе и государстве. Доминирующие представления о динамике общественного развития.
Животных в английском языке. 41
Не случайно большинство отечественных и зарубежных кросскультурных исследований в области фразеологии ориентировано не на механическое выявление параллельных конструкций фе в разных языках, а на раскрытие внутренних связей и взаимообусловленности изучаемых языковых явлений [10]
Как понимают счастье герои романа Тургенева Дворянское гнездо
Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» стал для автора утверждением ею системы нравственных ценностей. Ему близка позиция его героя, Федора Ивановича Лаврецкого, человека скромного и честного, доброго, искреннего. Испытав глубокое разочарование в семейной жизни и вернувшись в Россию, чтобы больше не встречаться с женой, Федор Иванович считает, что его дом «пахать землю и стараться как можно лучше ее пахать».
Почему Иван Васильевич нигде не служил по рассказу Л. Н. Толстого После бала
Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно».
Судьба малой родины в повести Валентина Распутина Прощание с Матёрой
В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия, как нравственность, человечность, искренность и целеустремленность. В повести “Прощание с Матёрой” Распутин касается многих нравственных вопросов, но все же ведущая тема этого произведения — судьба Матёры. У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается в памяти и в сердце человека.
Стихотворение Бунина Слово
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
Сочинение по произведению В. Астафьева Людочка
Сочинение по произведению В. Астафьева "Людочка" Автор: Астафьев В.П. Рассказ 'Людочка' был написан В. Астафьевым в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году и впервые опубликован в четвертом номере журнала "Роман – Газета" за тысяча девятьсот девяносто девятый год. История, изложенная в этом рассказе, является случайно услышанной автором.
Накипь нигилизма
Автор: Тургенев И.С. Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в. Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Прощание с Матёрой В. Распутина
Сочинение-рецензия (В. Распутин «Прощание с Матёрой») В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.
Вера в гуманные начала жизни
Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Ее решение необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстетической. Не оставляя никого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры.
Характеристика помещицы Коробочки по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Характеристика помещицы Коробочки (по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Как проезжающий через захолустный городок Хлестаков позволили Гоголю обнажить и показать взбаламученный муравейник уездного чиновничества. Так объезжающий дворянские усадьбы Чичиков дал возможность нарисовать картину провинциально-помещьечей жизни крепостной России: быт типичных представителей сословия помещиков, круг их умственных и нравственных интересов.
Мир и человек в былине Садко
Мир и человек в былине "Садко" Автор: Разное Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Былина имеет территориальные характерные черты (северные, средне-русские, южные).Разница проявляется в деталях (речевые обороты, присказки, обращение к зрителям).
До чего же Россия грустна... по поэме Мертвые души Н. В. Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. В поэме Гоголь раскрывает множество болезней русского общества. Одним из главных нравственных и социальных недугов, по его мнению, являлось крепостное право. Показывая различные характеры, автор выделяет в них общее: все они – «мертвые души». От истощающего бесплодные мечтания Манилова до «прорехи на человечестве» Плюшкина.
Рецензия на повесть Ф. А. Абрамова «Алька»
В произведениях на деревенскую тему остро обнажаются жизненные противоречия. Абрамов стремится к лепке характеров, а не к острым сюжетным положениям. Он большое внимание уделяет этическим проблемам, формированию нравственных убеждений.
Белая керамика Рио-Гранде
Мелкая чаша в стиле Wiyo чёрным по белому Термин « Белая керамика Рио-Гранде » охыватывает несколько традиций доисторической керамики древних пуэбло на территории штата Нью-Мексико. Около 750 г. н. э., после усвоения ряда различных региональных керамических традиций (например, белая керамика Сибола), гончары из региона Рио-Гранде на территории будущего штата Нью-Мексико стали развивать своеобразные местные разновидности керамики с росписью чёрной минеральной (до 1200 г.) или растительной (после 1200 г.) краской по белому или светло-серому фону.
Поместное дворянство
Дворянство в Российской империи играло ведущую роль в политической, культурной и общественной жизни, являлось опорой русской государственности. История взаимоотношений власти и поместного дворянства является актуальной проблемой в условиях современного поиска утраченных культурных и нравственных ценностей, одним из основных носителей которых в дореволюционной России являлось первенствующее сословие.
Возвращение фонд
Введение 1 История 2 Цели 3 Члены фонда 4 Наиболее громкие инициативы 5 Достижения Список литературы Введение Фонд поддержки исторических традиций «Возвращение» — российская общественная организация, занимающаяся вопросами возвращения исторических традиций, нравственных ценностей и названий, существовавших в России до 1917 года и отвергнутых за годы советской власти.
Теория нравственных чувств
Введение 1 Учение Смита о морали 2 О честолюбии и богатстве 3 Издание книги в России 4 Издания книги на русском языке Введение Теория нравственных чувств (англ. The Theory of Moral Sentiments) — книга шотландского экономиста и философа Адама Смита, опубликованная в 1759 году во время Шотландского просвещения.
Древневосточные церкви
Введение 1 Древневосточные православные церкви 2 Ассирийская церковь Востока 3 Маронитская католическая церковь 4 Диалог православных церквей византийской и древневосточной традиций
Мещерская, София Сергеевна
Введение 1 Произведения 2 Председательница комитета 3 Дети Список литературы Введение Княгиня София Сергеевна Мещерская, урождённая Всеволожская (1775—1848) — писательница и переводчица, трудившаяся в рамках Библейского общества, автор религиозно-нравственных сочинений.
Автобиография Локка
Автобиография XVII век не только в Англии, но и в континентальной Европе был веком взлета и обновления человеческого духа, коренной ломки отживших свой век социально-экономических и политических порядков, окостеневших духовных-научных нравственных, эстетических, философских традиций.
Лавров Петр Лаврович
Лавров, Петр Лаврович (1823–1900), русский социолог, публицист, теоретик народничества.
Использование фольклора в преподавании ОБЖ
Эмоциональный компонент должен быть направлен на формирование системы ценностных ориентации и отношений человека к себе самому, другим людям, природному окружению как совокупности духовных и материальных ценностей.